СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Семинарское занятие №1.
Образовательная политика в России. Сущность образования как социального феномена. Состояние и тенденции развития системы образования в России.
Основные понятия: образование, система образования, модернизация образования, реформа образования, тенденции в образовании.
Методические рекомендации: при изучении данной темы важно раскрыть сущность понятия «образование» как социального феномена; образования как целенаправленного воспитания, обучения в интересах человека, общества и государства, рассмотреть состояние и тенденции развития системы образования в России на основе соответствующих документов и программ развития образования. Ответы на обсуждаемые вопросы должны включать следующие позиции: «Что это?», «Как развить у учащихся …?», «Как применить на практике?» Составить глоссарий основных понятий.
Вопросы для обсуждения:
1. Состояние и тенденции развития системы образования в России.
2. Программы развития образования.
3. Основные принципы образовательной политики РФ.
4. Основные направления модернизации образования в РФ.
Литература
1. Закон РФ «Об образовании». – М., 2012
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Бюллетень МО РФ Высшее и среднее профессиональное образование, №2, 2002, с.3-31.
3. Развитие системы народного образования. Сб. респ. прогр. Уфа: МНО РБ, 2000.
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1999. – Гл.22, с.493-500.
5. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. – М.: Наука, 2003.
6. Образование нового столетия: проблемы, технологии, подходы к модернизации / Под ред. Э.Ш.Хамитова. – Уфа: БГПУ, 2001.
|
7. Белкин А.С. Тенденции развития образования в гуманистическом обществе ХХ1 века (Психолого-педагогический аспект) // Образование и наука. - №1, 1999. – с.69-77.
8. Национальная доктрина образования РФ. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе).
9. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ1 века. – М., Современник, 1998.
10.Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. Ч.1. – М., 1996.
Семинарское занятие №2.
Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики
Основные понятия: деятельность, педагогическая деятельность, профессиональная готовность, профессиограмма учителя.
Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию
сущности педагогической деятельности, ее структуры, содержания профессионально-педагогической направленности личности учителя, а также ознакомлению с профессиограммой учителя, ценностными характеристиками педагогической деятельности. Необходимо рассмотреть понятие «профессиограмма учителя» с целью более детального понимания студентами образа педагога, а также ценностные характеристиками педагогической деятельности. Студенты должны понять связь «учительства и ученичества» как универсального феномена человеческого бытия. Ответы на обсуждаемые вопросы должны включать следующие позиции: «Что это?», «Как развить у учащихся …?», «Как применить на практике?» Составить глоссарий основных понятий.
Вопросы для обсуждения:
1.Сущность педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности.
|
2.Структура педагогической деятельности.
3.Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессиограмма учителя как модель личности педагога.
4. Профессионально-педагогическая направленность личности учителя.
Литература
1. Введение в педагогическую профессию. – Волгоград: Перемена, 1998. – 230с.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования. (по специальности). М.: МО РФ, 2000.
3. Конвенция о правах ребенка / Гуманитарная сфера и права человека. (Сб.
докум.). – М., 1992.
4. Профессиональный стандарт педагогической деятельности/ Под ред. Кузьминовой Я.И., Матросовой В.Л., Шадриковой В.Д.-/ Вестник образования, 2007, № 7, с.20-34.
5. Кукушин В.В. Введение в педагогическую деятельность. – Ростов на Дону:
Март, 2002. – 224с.
6. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред.
С.А.Смирнова. – М.: Академия, 1998. – 512с.
7. Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя /Сб. ст. Вып 1. – Уфа: БГПУ, 1995.
8. Профессиональная культура учителя /Под ред. С.А.Сластенина. – М., 1993.
9. Фатыхова Р.М. Культура педагогического общения и ее формирование у будущего учителя. – Уфа: БГПУ, 2000. – 164с.
Семинарское занятие № 3
Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога.
Основные понятия: гуманизация, культура, педагогическая культура,педагогическая этика, педагогическая техника, компетентность педагога.
Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию гуманистической природы деятельности педагога, понятия педагогической культуры как сущностной характеристики личности учителя. Следует дать характеристику профессионального поведения учителя, педагогической этики и такта; использовать современную публицистику и художественную литературу, материалы периодической печати; раскрыть требования квалификационной характеристики и требования к уровню подготовки выпускника по избранной специальности.
|
При подготовке к занятию предполагается обширная работа с библиотечным фондом с целью ознакомления с современной публицистикой и художественной литературой, материалами периодической печати и чтением выборочных изданий с последующим отражением впечатления в соответствующих практических заданиях.
Целесообразно подготовить доклады о педагогах-гуманистах. Провести тестирование терминологический диктант.Ответы на обсуждаемые вопросы должны включать следующие позиции: «Что это?», «Как развить у учащихся …?», «Как применить на практике?» Составить глоссарий основных понятий.
Вопросы
1. Гуманистическая и творческая природа педагогической профессии. Педагоги-гуманисты.
2.Сущность понятия «культура».
3.Педагогическая культура как сущностная характеристика личности педагога.
4.Педагогическая этика. Педагогический такт как важнейший принцип профессиональной этики.
Литература
1.Введение в педагогическую профессию. – Волгоград: Перемена, 1998. – 230с.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования. (по специальности). М.: МО РФ, 2000.
3. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990. – 144с.
4. Конвенция о правах ребенка / Гуманитарная сфера и права человека. (Сб.
докум.). – М., 1992.
5. Профессиональный стандарт педагогической деятельности/ Под ред. Кузьминовой Я.И., Матросовой В.Л., Шадриковой В.Д.-/ Вестник образования, 2007, № 7, с.20-34.
6. Кукушин В.В. Введение в педагогическую деятельность. – Ростов на Дону:
Март, 2002. – 224с.
7. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред.
С.А.Смирнова. – М.: Академия, 1998. – 512с.
8. Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя /Сб. ст. Вып 1. – Уфа: БГПУ, 1995.
9. Профессиональная культура учителя /Под ред. С.А.Сластенина. – М., 1993.
10. Фатыхова Р.М. Культура педагогического общения и ее формирование у будущего учителя. – Уфа: БГПУ, 2000. – 164с.