Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога.




СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинарское занятие №1.

Образовательная политика в России. Сущность образования как социального феномена. Состояние и тенденции развития системы образования в России.

Основные понятия: образование, система образования, модернизация образования, реформа образования, тенденции в образовании.

 

Методические рекомендации: при изучении данной темы важно раскрыть сущность понятия «образование» как социального феномена; образования как целенаправленного воспитания, обучения в интересах человека, общества и государства, рассмотреть состояние и тенденции развития системы образования в России на основе соответствующих документов и программ развития образования. Ответы на обсуждаемые вопросы должны включать следующие позиции: «Что это?», «Как развить у учащихся …?», «Как применить на практике?» Составить глоссарий основных понятий.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Состояние и тенденции развития системы образования в России.

2. Программы развития образования.

3. Основные принципы образовательной политики РФ.

4. Основные направления модернизации образования в РФ.

Литература

1. Закон РФ «Об образовании». – М., 2012

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Бюллетень МО РФ Высшее и среднее профессиональное образование, №2, 2002, с.3-31.

3. Развитие системы народного образования. Сб. респ. прогр. Уфа: МНО РБ, 2000.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1999. – Гл.22, с.493-500.

5. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. – М.: Наука, 2003.

6. Образование нового столетия: проблемы, технологии, подходы к модернизации / Под ред. Э.Ш.Хамитова. – Уфа: БГПУ, 2001.

7. Белкин А.С. Тенденции развития образования в гуманистическом обществе ХХ1 века (Психолого-педагогический аспект) // Образование и наука. - №1, 1999. – с.69-77.

8. Национальная доктрина образования РФ. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе).

9. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ1 века. – М., Современник, 1998.

10.Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. Ч.1. – М., 1996.

Семинарское занятие №2.

Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики

Основные понятия: деятельность, педагогическая деятельность, профессиональная готовность, профессиограмма учителя.

 

Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию

сущности педагогической деятельности, ее структуры, содержания профессионально-педагогической направленности личности учителя, а также ознакомлению с профессиограммой учителя, ценностными характеристиками педагогической деятельности. Необходимо рассмотреть понятие «профессиограмма учителя» с целью более детального понимания студентами образа педагога, а также ценностные характеристиками педагогической деятельности. Студенты должны понять связь «учительства и ученичества» как универсального феномена человеческого бытия. Ответы на обсуждаемые вопросы должны включать следующие позиции: «Что это?», «Как развить у учащихся …?», «Как применить на практике?» Составить глоссарий основных понятий.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Сущность педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности.

2.Структура педагогической деятельности.

3.Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессиограмма учителя как модель личности педагога.

4. Профессионально-педагогическая направленность личности учителя.

 

Литература

1. Введение в педагогическую профессию. – Волгоград: Перемена, 1998. – 230с.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального

образования. (по специальности). М.: МО РФ, 2000.

3. Конвенция о правах ребенка / Гуманитарная сфера и права человека. (Сб.

докум.). – М., 1992.

4. Профессиональный стандарт педагогической деятельности/ Под ред. Кузьминовой Я.И., Матросовой В.Л., Шадриковой В.Д.-/ Вестник образования, 2007, № 7, с.20-34.

5. Кукушин В.В. Введение в педагогическую деятельность. – Ростов на Дону:

Март, 2002. – 224с.

6. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред.

С.А.Смирнова. – М.: Академия, 1998. – 512с.

7. Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя /Сб. ст. Вып 1. – Уфа: БГПУ, 1995.

8. Профессиональная культура учителя /Под ред. С.А.Сластенина. – М., 1993.

9. Фатыхова Р.М. Культура педагогического общения и ее формирование у будущего учителя. – Уфа: БГПУ, 2000. – 164с.

Семинарское занятие № 3

Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога.

Основные понятия: гуманизация, культура, педагогическая культура,педагогическая этика, педагогическая техника, компетентность педагога.

Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию гуманистической природы деятельности педагога, понятия педагогической культуры как сущностной характеристики личности учителя. Следует дать характеристику профессионального поведения учителя, педагогической этики и такта; использовать современную публицистику и художественную литературу, материалы периодической печати; раскрыть требования квалификационной характеристики и требования к уровню подготовки выпускника по избранной специальности.

При подготовке к занятию предполагается обширная работа с библиотечным фондом с целью ознакомления с современной публицистикой и художественной литературой, материалами периодической печати и чтением выборочных изданий с последующим отражением впечатления в соответствующих практических заданиях.

Целесообразно подготовить доклады о педагогах-гуманистах. Провести тестирование терминологический диктант.Ответы на обсуждаемые вопросы должны включать следующие позиции: «Что это?», «Как развить у учащихся …?», «Как применить на практике?» Составить глоссарий основных понятий.

Вопросы

1. Гуманистическая и творческая природа педагогической профессии. Педагоги-гуманисты.

2.Сущность понятия «культура».

3.Педагогическая культура как сущностная характеристика личности педагога.

4.Педагогическая этика. Педагогический такт как важнейший принцип профессиональной этики.

Литература

1.Введение в педагогическую профессию. – Волгоград: Перемена, 1998. – 230с.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального

образования. (по специальности). М.: МО РФ, 2000.

3. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990. – 144с.

4. Конвенция о правах ребенка / Гуманитарная сфера и права человека. (Сб.

докум.). – М., 1992.

5. Профессиональный стандарт педагогической деятельности/ Под ред. Кузьминовой Я.И., Матросовой В.Л., Шадриковой В.Д.-/ Вестник образования, 2007, № 7, с.20-34.

6. Кукушин В.В. Введение в педагогическую деятельность. – Ростов на Дону:

Март, 2002. – 224с.

7. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред.

С.А.Смирнова. – М.: Академия, 1998. – 512с.

8. Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя /Сб. ст. Вып 1. – Уфа: БГПУ, 1995.

9. Профессиональная культура учителя /Под ред. С.А.Сластенина. – М., 1993.

10. Фатыхова Р.М. Культура педагогического общения и ее формирование у будущего учителя. – Уфа: БГПУ, 2000. – 164с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: