Профессиональная компетентность и ее структура. Содержание теоретической и практической готовности учителя.
Основные понятия: деятельность, педагогическая деятельность,
теоретическая и практическая готовность учителя, профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, творчество, педагогическая техника.
Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию понятия профессиональной компетентности, ее структуры, содержания теоретической и практической готовности учителя, понятий педагогического мастерства и творчества; важно дать сущностную характеристику деятельности, ее структуры, а также раскрыть требования профессионального стандарта педагогической деятельности, квалификационной характеристики и требования к уровню подготовки выпускника по избранной специальности. Ответы на обсуждаемые вопросы должны включать следующие позиции: «Что это?», «Как развить у учащихся …?», «Как применить на практике?» Составить глоссарий основных понятий.
Вопросы для обсуждения:
1. Профессиональная компетентность и ее структура. Содержание теоретической и практической готовности учителя.
2. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности.
3. Основы педагогического мастерства. Понятие педагогического мастерства и творчества.
Литература
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя высшего педагогического образования. – М., 1984.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (по специальности). М.: МО РФ, 2000.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000. – 176с.
4. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – Ростов -на -Дону: Март, 2002. – 217с.
|
5. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. – М.: Пед общество России, 2002. – 268с.
6. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А.Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – 302с.
7.Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512с.
8. Профессиональный стандарт педагогической деятельности/ Под ред. Кузьминовой Я.И., Матросовой В.Л., Шадриковой В.Д.-/ Вестник образования, 2007, № 7, с.20-34.
Семинар №5
Современная система отечественного образования. Образовательный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога.
Основные понятия: образование, система образования, профессия, специальность, квалификация, модернизация образования, тенденции развития образования, педагогическое образование, профессиональное самовоспитание, самопознание, саморегуляция.
Методические рекомендации: при изучении данных вопросов важно раскрыть систему многоуровневого педагогического образования, основные компоненты процесса самовоспитания, основы самообразования педагога и перспективы развития педагогической профессии. Тема способствует раскрытию сущности понятия «педагогическое образование». Целесообразно рассмотреть состояние и тенденции развития системы образования в России на основе соответствующих документов и программ развития образования и раскрыть систему многоуровневого педагогического образования. Изучение данного вопроса предполагает работу не только с различными учебными пособиями, но и с основными документами, регламентирующими образовательную политику в России, что, в свою очередь, способствует развитию у студентов исследовательских компетенций, навыков аналитической обработки правовых документов, первоисточников.
|
Важно при рассмотрении понятий самовоспитания и самообразования остановиться на вопросах проектирования траектории индивидуального развития, при этом необходимо не только понимание процесса самообразования, но и интроекция студента (включение в структуру Я элементов внешнего мира), т.е. проявление активности субъектной позиции студентов, проявляющееся в перманентном процессе самосовершенствования.
Целесообразно провести защиту проектов по темам «Профессионально значимые качества учителя, ценностные ориентации» и «Образовательно-профессиональный путь студента». С целью профессионального продвижения и построения студентами своего карьерного пути – необходимо разобрать конфигурацию карьеры педагога.
Важно сделать акцент на самоорганизацию и самореализацию студентов уже во время обучения в вузе, что может быть отражено в их портфолио. Ответы на обсуждаемые вопросы должны включать следующие позиции: «Что это?», «Как развить у учащихся …?», «Как применить на практике?» Составить глоссарий основных понятий.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика современной системы образования Типы образовательных учреждений.
2. Структура педагогического образования. Многоуровневая система подготовки педагогических кадров. Квалификации (степени), присваиваемые по педагогическим специальностям. Спектр педагогических профессий
|
3. Самовоспитание учителя и его основные компоненты. Самопознание учителя.
4. Педагогическое самообразование.
Литература
1. Закон РФ «Об образовании». – М., 1996.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Бюллетень МО РФ Высшее и среднее профессиональное образование, №2, 2002, с.3-31.
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова. – М., 2008.
4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. – М., 2005.
5. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.С.Роботовой. – М., 2007.
6. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – М., 2007.
7. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2005.
8. Система образования: учебное пособие / Г.Д. Бухарова – Ростов н/Д: Феникс, 2008.