СИМФОНИЯ СИ МИНОР
1. Симфония си минор написана Шубертом в 1822 году, в период наивысшего расцвета его таланта. Это седьмая по счету симфония (всего Шубертом написано девять симфоний, одна из них утеряна). Она получила название «Неоконченной», так как имеет всего две части.
2. В противоположность героической Пятой симфонии Бетховена, это произведение лирическое. Все темы симфонии Шуберта имеют песенный характер, в чем сказалось влияние его собственного вокального творчества.
3. Первая часть, Allegro moderate (не очень скоро), написана в форме сонатного allegro. Главной партии предшествует вступление, полное скрытой, затаенной тревоги. Тема вступления имеет песенно-двкламационный характер. Она звучит приглушенно и таинственно у виолончелей и контрабасов в низком регистре:
4. В симфонии Гайдна «с тремоло литавр» также было вступление. Своим медленным темпом и несколько таинственным звучанием оно оттеняло жизнерадостную музыку allegro. Здесь вступление имеет другое значение — это уже начало повествования.
5. В том же умеренно быстром темпе вступает главная партия. Гобои и кларнеты «поют» нежную, лирическую, грустно-задумчивую мелодию;
6. Беспокойное сопровождение струнных инструментов сохраняет чувство тревоги, выраженное в начале симфонии. Как и в песнях Шуберта, сопровождение, фон «опережает» основную мелодию, предваряет ее настроение.
7. Побочная партия также песенна. Эту вторую песню «поют» виолончели с их густым мягким тембром. Оживленный ритм мелодии, синкопированное сопровождение придают побочной партии характер простодушного народного танца. Тема звучит в необычной для классической симфонии тональности — в соль мажоре (тональность VI ступени к си минору). Из-за отсутствия связующего перехода происходит непосредственное, красочное сопоставление тональностей.
8. Разработка несколько неожиданна своим мрачно-драматическим характером. Ведущее значение. получает здесь вступительная тема. Она как бы раскрывает заложенные в ней возможности. Частые акценты, резкие смены силы звука, беспокойно пульсирующий фон создают большую остроту, порывистость и огромную напряженность звучания. В момент наивысшего напряжения звучность оркестра усиливается благодаря вступлению тромбонов.
9. Наступает реприза. В том же порядке, что и в экспозиции, звучат главная и побочная темы. Все пережитое прячется от людского взора, уходит вглубь. И только заключение первой части, где вновь появляется тема вступления, напоминает о тревоге и смятении чувств, так бурно прорвавшихся в разработке.
10. Вторая часть — Andante con moto (неторопливо, с движением). В ее основе две темы. Обе они лирические. Причем лирика здесь какая-то особенно искренняя, возвышенная. В противоположность первой части. Andante в целом имеет светлый характер. Минор второй темы проходит «бесследно». Но можно отметить и общие черты. Обе темы Andante песенны. А синкопированный ритм танцевальной второй темы сближает ее с побочной партией первой части.
11. Такова симфония Шуберта си минор. Существует набросок ее третьей части — решительной, волевой. Но композитор, очевидно, не почувствовал необходимости написать классическую четырехчастную симфонию. Слишком своеобразен был замысел. Песенная лирика обеих ее частей раскрывает какие-то личные чувства и переживания человека.
12. Об этом же говорит и характер разработки первой части, выросшей не из сопоставления и борьбы контрастных тем, а из развития одной темы вступления. С этим связан и прием сопоставления тональностей, а не постепенное их становление, как у Бетховена.
13. Лирическим характером музыки объясняется иная, чем у венских классиков, фактура изложения почти всех тем симфонии, напоминающих песни с сопровождением. Отсюда и своеобразное звучание оркестра. У Шуберта ведущее значение получают «поющие» голоса — солирующие инструменты. Все остальные инструменты оркестра в таких случаях лишь аккомпанируют.
14. «Неоконченная» — одна из лучших симфоний Шуберта, Современники композитора не могли оценить ее должным образом просто потому, что не знали. Ни разу не слышал ее в исполнении симфонического оркестра и сам композитор.
15. Долгие годы симфония находилась у друга Шуберта А. Хюттенбреннера. И лишь в 1865 году она была впервые исполнена дирижером Иоганном Хербеком. С тех пор «Неоконченная симфония» Шуберта неизменно украшает концертные программы.
Задание № 1. Сделать расширенный план Симфонии (си минор) по абзацам.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Задание № 2. Дать определение словам.
1. Симфония –
2. Опера -
3. Главная партия -
4. Побочная партия –
5. Связующая партия –
6. Заключительная партия –
7. Экспозиция -
8. Разработка -
9. Реприза -
10. Кульминация.-
Задание № 3. Описать каждую часть в отдельности по характеру.
1.
2.
Задание № 4. Построить таблицу на каждую из частей. Дописать и заполнить нужные клеточки и столбики
часть. Сонатное аллегро.
Экспозиция | Разработка | Реприза | ||||
Т.Вст | Г.П. | П.П | ||||
Часть.
Экспозиция | Разработка | Реприза | |
Г.П | П.П | ||
Задание № 5 Сделать общую схему всего произведения.
1 часть | 2 часть |
Форма Характер Тональность Особенность | Форма Характер Тональность Особенность |