часть. Сонатное аллегро.




СИМФОНИЯ СИ МИНОР

1. Симфония си минор написана Шубертом в 1822 году, в период наивысшего расцвета его таланта. Это седьмая по счету симфония (всего Шубертом написано девять симфоний, одна из них утеряна). Она получила название «Неоконченной», так как имеет всего две части.

 

2. В противоположность героической Пятой симфонии Бетховена, это произведение лирическое. Все темы симфонии Шуберта имеют песенный характер, в чем сказалось влияние его собственного вокального творчества.

 

3. Первая часть, Allegro moderate (не очень скоро), написана в форме сонатного allegro. Главной партии предшествует вступление, полное скрытой, затаенной тревоги. Тема вступления имеет песенно-двкламационный характер. Она звучит приглушенно и таинственно у виолончелей и контрабасов в низком регистре:

 

4. В симфонии Гайдна «с тремоло литавр» также было вступление. Своим медленным темпом и несколько таинственным звучанием оно оттеняло жизнерадостную музыку allegro. Здесь вступление имеет другое значение — это уже начало повествования.

 

5. В том же умеренно быстром темпе вступает главная партия. Гобои и кларнеты «поют» нежную, лирическую, грустно-задумчивую мелодию;

 

6. Беспокойное сопровождение струнных инструментов сохраняет чувство тревоги, выраженное в начале симфонии. Как и в песнях Шуберта, сопровождение, фон «опережает» основную мелодию, предваряет ее настроение.

 

7. Побочная партия также песенна. Эту вторую песню «поют» виолончели с их густым мягким тембром. Оживленный ритм мелодии, синкопированное сопровождение придают побочной партии характер простодушного народного танца. Тема звучит в необычной для классической симфонии тональности — в соль мажоре (тональность VI ступени к си минору). Из-за отсутствия связующего перехода происходит непосредственное, красочное сопоставление тональностей.

 

 

8. Разработка несколько неожиданна своим мрачно-драматическим характером. Ведущее значение. получает здесь вступительная тема. Она как бы раскрывает заложенные в ней возможности. Частые акценты, резкие смены силы звука, беспокойно пульсирующий фон создают большую остроту, порывистость и огромную напряженность звучания. В момент наивысшего напряжения звучность оркестра усиливается благодаря вступлению тромбонов.

9. Наступает реприза. В том же порядке, что и в экспозиции, звучат главная и побочная темы. Все пережитое прячется от людского взора, уходит вглубь. И только заключение первой части, где вновь появляется тема вступления, напоминает о тревоге и смятении чувств, так бурно прорвавшихся в разработке.

 

10. Вторая часть — Andante con moto (неторопливо, с движением). В ее основе две темы. Обе они лирические. Причем лирика здесь какая-то особенно искренняя, возвышенная. В противоположность первой части. Andante в целом имеет светлый характер. Минор второй темы проходит «бесследно». Но можно отметить и общие черты. Обе темы Andante песенны. А синкопированный ритм танцевальной второй темы сближает ее с побочной партией первой части.

 

11. Такова симфония Шуберта си минор. Существует набросок ее третьей частирешительной, волевой. Но композитор, очевидно, не почувствовал необходимости написать классическую четырехчастную симфонию. Слишком своеобразен был замысел. Песенная лирика обеих ее частей раскрывает какие-то личные чувства и переживания человека.

 

12. Об этом же говорит и характер разработки первой части, выросшей не из сопоставления и борьбы контрастных тем, а из развития одной темы вступления. С этим связан и прием сопоставления тональностей, а не постепенное их становление, как у Бетховена.

 

13. Лирическим характером музыки объясняется иная, чем у венских классиков, фактура изложения почти всех тем симфонии, напоминающих песни с сопровождением. Отсюда и своеобразное звучание оркестра. У Шуберта ведущее значение получают «поющие» голоса — солирующие инструменты. Все остальные инструменты оркестра в таких случаях лишь аккомпанируют.

 

14. «Неоконченная» — одна из лучших симфоний Шуберта, Современники композитора не могли оценить ее должным образом просто потому, что не знали. Ни разу не слышал ее в исполнении симфонического оркестра и сам композитор.

 

15. Долгие годы симфония находилась у друга Шуберта А. Хюттенбреннера. И лишь в 1865 году она была впервые исполнена дирижером Иоганном Хербеком. С тех пор «Неоконченная симфония» Шуберта неизменно украшает концертные программы.

Задание № 1. Сделать расширенный план Симфонии (си минор) по абзацам.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Задание № 2. Дать определение словам.

1. Симфония –

 

2. Опера -

 

3. Главная партия -

 

4. Побочная партия –

 

5. Связующая партия –

 

6. Заключительная партия –

 

7. Экспозиция -

 

8. Разработка -

 

9. Реприза -

10. Кульминация.-

 

Задание № 3. Описать каждую часть в отдельности по характеру.

1.

 

2.

Задание № 4. Построить таблицу на каждую из частей. Дописать и заполнить нужные клеточки и столбики

часть. Сонатное аллегро.

Экспозиция Разработка Реприза
Т.Вст Г.П. П.П        
             

Часть.

Экспозиция Разработка Реприза
Г.П П.П    
       

Задание № 5 Сделать общую схему всего произведения.

1 часть 2 часть
Форма     Характер     Тональность   Особенность   Форма     Характер     Тональность   Особенность  

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: