Контрольная работа № 1
К задаче № 1
В качестве примера решения задачи № 1 проведем исследование кривошипно-ползунного механизма (см. рис. 1). Примем следующие исходные данные: входное (ведущее) звено 1 (кривошип АВ) вращается по часовой стрелке с угловой скоростью = 12 рад / с (по условию = const); угол мгновенного положения = 70 °; размеры звеньев: = 0,08 м, = 0,18 м, = 0, 22 м; центры тяжести и звеньев расположены посередине каждого звена (на чертеже - точки и ); центр тяжести третьего звена (ползуна) совпадает с точкой С.
1. Структурный анализ механизма
По исходным данным вычерчиваем схему механизма в произвольно выбранном (но удобном для построения) масштабе. Графическая часть структурного и кинематического анализа выполняется на одном листе формата А4 или А3 (см. рис. 9). С учетом того, что действительная длина входного звена = 0,08 м, примем длину отрезка, изображающего действительную величину звена АВ на чертеже равной, например, 40 мм. Тогда расчетный масштаб построения схемы механизма определится как:
Размеры (в мм) остальных звеньев для их вычерчивания на схеме механизма определяются соответственно:
; .
Построение схемы механизма в масштабе (т.е. плана механизма) начинаем с выбора точки О - начала отсчета системы координат Х-У (см. рис. 9).
Степень подвижности механизма определяется по формуле Чебышева:
где - число подвижных звеньев механизма; - число низших кинематических пар; - число высших кинематических пар.
Для данной схемы число подвижных звеньев механизма = 3 (кривошип АВ, шатун ВС, а также ползун, обозначенный как звено 3), число подвижных соединений звеньев низшего класса = 4, число подвижных соединений звеньев высшего класса = 0. Следовательно,
Это означает, что для работы рассматриваемого механизма достаточно задать закон движения только одному звену (в данном случае - звену 1, которое является входным, т.е. ведущим). При этом законы движения остальных звеньев механизма будут вполне определенными и однозначными.
Разложение механизма на группы Ассура начинается с наиболее простой и наиболее удаленной от ведущего звена группы. При разложении механизма обязательно следует соблюдать взаимное расположение звеньев. Простейшая группа Ассура представляет собой сочетание двух звеньев и трех кинематических пар. Для заданного механизма такую группу составляют звенья 2 и 3, а также три кинематические пары: две вращательные (В, которую образуют звенья 1 и 2, и С, которую образуют звенья 2 и 3) и одна поступательная С (звенья 3 и 0). Эта группа является группой Ассура 2 класса 2 порядка.
Оставшаяся часть механизма (ведущее звено АВ и вращательная кинематическая пара А (0-1)) имеет степень подвижности = 1 и относится к механизмам 1 класса. Таким образом, исследуемый механизм является механизмом 2 класса 2 порядка.
2. Кинематический анализ механизма
Кинематическое исследование механизма ведется для каждой структурной группы в порядке их присоединения. Порядок расчета приведен в табл.11.
Кинематический анализ механизма
№ п/п | Определяемая величина | Расчетная формула | Результат расчета | Методические указания | |
1. Определение линейных и угловых скоростей | |||||
1.1 | Скорость точки В | = = = | 0,96 м/с | Рассмотрим группу Ассура 2-3 и определим линейные скорости точек этой группы. Первой такой точкой является точка В, которая относительно точки А совершает вращательное движение. Вектор скорости точки В направлен в сторону вращения перпендикулярно звену АВ (см. рис. 9, план скоростей) | |
1.2 | Масштаб плана скоростей | 0,01 | Из произвольно выбранной точки (полюс плана скоростей: начало отсчета) отложить перпендикулярно звену АВ отрезок () (например, () = 96 мм: выбирается произвольно), который на схеме изображает величину вектора скорости т. В ( =0,96 м/с) | ||
1.3 | Скорость точки С | =? (направлен ^ ВС) | Следующая точка - точка С. На основании теоремы о сложении скоростей в сложном движении точки С ее скорость будет определяться векторами скорости точки В () и скорости (относительного вращательного движения точки С вокруг точки В). Величина скорости неизвестна, т.к. не задано значение угловой скорости звена 2 ; при этом |
№ п/п | Определяемая величина | Расчетная формула | Результат расчета | Методические указания |
// оси ОХ | перпендикулярно радиусу относительного вращения (т.е. звену ВС). Точка С движется возвратно-поступательно вдоль оси ОХ, поэтому полный вектор скорости точки С направлен параллельно оси ОХ | |||
Из плана скоростей: = = 36·0,01 = = = 75·0,01 = | = 0,36 м/с = 0,75 м/с | Из точки « » плана скоростей провести прямую перпендикулярно звену ВС, а из полюса - прямую, параллельно оси ОХ (т.е. параллельно направляющей). Их пересечение определяет положение точки « ». Направление векторов скоростей осуществляется в соответствии с векторным уравнением для точки С. Значение скоростей и (в м/с) определяют из плана скоростей измерением отрезков и , и умножением этих значений на величину масштаба скорости | ||
1.4 | Угловая скорость звена 2 | 2 рад/с | Для определения направления угловой скорости необходимо условно перенести в точку С механизма вектор скорости , а точку В условно закрепить. Тогда вектор будет вращать точку С относительно В по часовой стрелке. |
№ п/п | Определяемая величина | Расчетная формула | Результат расчета | Методические указания |
1.5 | Скорость точки D механизма . | Отсюда: = = | 8 мм 0,08 м/с 0,36 м/с 1,01 м/с | Положение точек « », « », « » и « » на плане скоростей определяется на основании свойства подобия (скорости точек D и С при их вращении вокруг точки В соотносятся также, как и аналогичные отрезки) Скорость точки D при ее вращении вокруг точки В Скорость точки С при ее вращении вокруг точки В От точки « » на прямой отложить отрезок =8 мм и соединить полученную точку « » с полюсом . Вектор графически изображает скорость точки D механизма. |
№ п/п | Определяемая величина | Расчетная формула | Результат расчета | Методические указания |
1.6 | Скорости точек центров тяжести , и звеньев (, и ). | 0,48 м/с 0,86 м/с 0,75 м/с | Точки центров тяжести и звеньев расположены посередине длин соответствующих звеньев, а центр тяжести расположен в шарнире С (см. задание). Поэтому точки « » и « » будут расположены на плане скоростей посередине отрезков и , а скорость точки будет равна скорости точки С. Значения скоростей точек (в м/с) определяют из плана скоростей измерением соответствующих отрезков и умножением этих значений на величину масштаба скорости | |
2. Определение линейных и угловых ускорений | ||||
2.1 | Ускорение точки В | (направлено вдоль звена АВ от точки В к точке А) | 11,5 | Рассмотрим группу Ассура 2-3 и определим линейные ускорения точек этой группы. Первой точкой является точка В. В общем виде ускорение любой точки можно представить как векторную сумму нормального и тангенциального ускорений Абсолютная величина нормального ускорения равна , где - угловая скорость звена (рад/с), - радиус вращения звена, м. Вектор нормального ускорения направлен вдоль радиуса от точки к центру ее вращения. |
№ п/п | Определяемая величина | Расчетная формула | Результат расчета | Методические указания |
(т.к. = const) | 0 11,5 | Абсолютная величина тангенциального ускорения равна , где - угловое ускорение звена. Вектор тангенциального ускорения направлен перпендикулярно нормальному ускорению (т.е. звену) в сторону углового ускорения. Т.к. угловая скорость = const, то и . Следовательно, ускорение для точки В определится величиной нормального ускорения . | ||
2.2 | Масштаб плана ускорений | 0,2 | Из произвольной точки (полюс плана ускорений - начало отсчета) отложить параллельно звену АВ отрезок = 57,5 мм, который в масштабе изображает величину вектора ускорений точки В (рис. 9, план ускорений) | |
2.3 | Ускорение точки С | Общее ускорение точки С складывается из ускорения точки В и ускорения точки С при ее вращении вокруг точки В. Ускорение точки С при ее вращении вокруг точки В () может быть разложено на нормальное и тангенциальное ускорения, которые определяются согласно выражениям, приведенным в пункте 2.1 данной таблицы |
Продолжение табл. 11
№ п/п | Определяемая величина | Расчетная формула | Результат расчета | Методические указания |
Нормальное ускорение точки С при ее вращении вокруг точки В Тангенциальное ускорение точки С при ее вращении вокруг точки В | (направлено // ВС от точки С к точке В) | 0,72 3,6 мм | Полученные уравнения решаем графоаналитическим методом. Отрезок = 3,6 мм, представляющий в масштабе вектор ускорения , отложить от точки « » плана ускорений в направлении от точки С к точке В механизма (рис. 9, план ускорений). Величина ускорения остается неизвестной, т.к. =? Известно лишь, что ^ ВС. Поскольку нормальное и тангенциальное ускорения взаимно перпендикулярны, то через точку плана ускорений проводим прямую, перпендикулярную отрезку до пересечения с горизонтальной прямой - линией действия ускорения точки С, проведенной из полюса Р. Точку пересечения обозначаем « ». |
№ п/п | Определяемая величина | Расчетная формула | Результат расчета | Методические указания | |
11,6 11,8 8,2 | Значения ускорений (м/с 2 ) определяют из плана ускорений измерением соответствующих отрезков и умножением этих значений на величину масштаба плана ускорений . | ||||
2.4 | Угловое ускорение звена 2 | 64,4 | Для определения направления вектора углового ускорения необходимо условно перенести вектор тангенциального ускорения в точку С механизма, а точку В - условно закрепить. Тогда искомый вектор будет вращать точку С относительно точки В против часовой стрелки. | ||
2.5 | Ускорения центров тяжести звеньев (, и ) и точки D | Отсюда: | 13,1 мм | Положение центров тяжести звеньев , и , а также точки D определяется на основании свойств планов скоростей и ускорений (см. пункт 1.5 данной таблицы). От точки « » на прямой отложить отрезок = 13,1 мм. Соединить полученную точку « » |
№ п/п | Определяемая величина | Расчетная формула | Результат расчета | Методические указания |
13,4 5,6 8 8,2 | План ускорений построен в масштабе 0,2 Значения ускорений точек , , и D (в м/с 2 ) определяют из плана ускорений измерением соответствующих отрезков и умножением этих значений на величину масштаба ускорений . Вектор изображает в масштабе ускорение точки D механизма () Вектор изображает в масштабе ускорение точки механизма () Вектор изображает в масштабе ускорение точки механизма () Ускорение точки равно ускорению точки С, т.к. центр тяжести расположен в шарнире С |
(Шифр студента) |
РГОТУПС |
Структурный и кинематический анализ механизма |
Рис. 9. Структурный и кинематический анализ механизма |
Задача № 2
К стальному круглому валу (рис. 15, а) приложены вращающие вал моменты = 2,5 кН·м, = 4 кН·м, = 4,5 кН·м, = 1 кН·м. Вид нагрузки – II, материал вала – сталь 40, напряжения [ ] = 100 МПа (прил. 1).
Вычерчиваем схему вала, отмечая на ней расчетные сечения I-I, II-II, III-III и IV-IV (рис. 15, а) Определение действующих на стальной круглый вал суммарных вращающих моментов начинаем со свободного конца вала.
В сечении I-I величина суммарного вращающего момента:
= 2,5 кН·м.
В сечении II-II величина суммарного вращающего момента:
= 2,5 – 4 = – 1,5 кН·м.
В сечении III-III величина суммарного вращающего момента:
= 2,5 – 4 + 4,5 = 3 кН·м.
В сечении IV-IV величина суммарного вращающего момента:
= 2,5 – 4 + 4,5 – 1 = 2 кН·м.
По расчетным данным строим эпюру вращающих моментов (рис. 15, б). Анализ данной эпюры показывает, что наибольший суммарный вращающий момент = 4,5 кН·м возникает в сечении III-III, где действует вращающий момент .
Рис. 15. Расчетная схема вала
Используя условие прочности вала, определяем диаметр вала в опасном сечении (где действует наибольший суммарный вращающий момент).
Условие прочности на кручение имеет вид:
, МПа,
где – вращающий момент, Н·мм.
Момент сопротивления кручению (для тел с круглым поперечным сечением, например, вал) определяется по формуле:
, мм 3,
где – диаметр вала, мм.
При определении допустимого диаметра вала принять величину вращающего момента (наибольший суммарный вращающий момент, возникающий в опасном сечении, Н∙м). Расчетное значение диаметра вала необходимо округлить до целого числа.
Задача № 3
Необходимую реакцию тормозной колодки на барабан определяем по зависимости:
, Н,
где – тормозной момент на барабане, Н·м; – коэффициент трения тормозной колодки о барабан; – диаметр тормозного барабана, м.
Силу натяжения тормозной ленты и реакцию тяги рычажной системы определяем при рассмотрении расчетной схемы (рис. 16), составленной на основе расчетной схемы тормозного устройства (см. рис. 7).
Рис. 16. Расчетная схема |
.
Отсюда , Н.
Составим уравнение моментов относительно опоры В (см. рис. 16):
.
Отсюда, , Н.
Для определения необходимого тормозного усилия составим уравнение моментов приводного рычага (см. рис. 7):
.
Отсюда, , Н.
Возникающие в заклепочном соединении напряжения среза определим по условию прочности:
, МПа,
где – площадь поперечного сечения одной заклепки (, мм 2); – диаметр заклепки, мм (по заданию величина диаметра заклепки известна).
С учетом вышеприведенных формул, получаем:
, МПа.
Тогда необходимое количество заклепок будет равно:
.
Количество заклепок необходимо округлить до целого числа.
Используя условие прочности заклепок на смятие, определяем минимальную толщину тормозной ленты :
, МПа.
Из условия прочности тормозной ленты на разрыв (в сечении с наибольшим количеством заклепок) определяем ширину тормозной ленты :
, МПа,
где – количество заклепок в поперечном сечении ленты.
Толщину тормозной ленты и ширину тормозной ленты необходимо округлить до целого числа.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Джамая В.В. Прикладная механика: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Дрофа, 2004.
2. Скойбеда А.Т. Прикладная механика: учебник для студентов высших учебных заведений. – Минск: Выш. шк., 1997.
3. Иванов М.Н., Финогенов В.А. Детали машин: учебник для вузов. 8-е издание. – М.: Выс. шк., 2004.
4. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование и деталей машин: учебное пособие для технических специальностей вузов. 8-е издание. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
5. Саргсян А.Е. Сопротивление материалов, теории упругости и пластичности. – М.: Выс. шк., 2000.
Дополнительная
1. Иоселевич Г.Б., Строганов Г.В., Маслов Г.С. Прикладная механика. – М.: Выс. шк., 1989.
2. Белоконев И.М., Балан С.А., Белоконев К.И. Теория механизмов и машин. – М.: Дрофа, 2004.
3. Теория механизмов и механика машин / Под ред. акад. Фролова К.В. – М.: Выс. шк., 2001.
4. Мицкевич В.Г., Накапкин А.Н. Теория механизмов и машин. – М.: РГОТУПС, 2003.
5. Смелягин А.И. Теория механизмов и машин: Уч. пос. – М.: Инфа-М, 2003.
6. Битюцкий Ю.И., Мицкевич В.Г., Доль В.Д. Прикладная механика. Уч. пос. – М.: РГОТУПС, 2006.
7. Куклин Н.Г., Куклина Г.С., Житков В.К. Детали машин. – М.: Выс. шк., 2005.
Приложение 1
Значения допустимых напряжений кручения [ ], МПа
Стали | ||||
Ст6 | ||||
Приложение 2
Основная надпись (форма 2)
Приложение 3
Основная надпись (форма 2а)
Приложение 4
Основная надпись (форма 1)
МЕХАНИКА
Задание на контрольную работу № 1, с методическими указаниями
Редактор Д.Н. Тихонычев
Компьютерная верстка А.Ю. Байкова
Тип. зак. Подписано в печать 12.09.08 Усл. печ. л. 8,75 | Изд. зак.147 Гарнитура Times | Тираж 1 000 экз. Офсет Формат 60×901/8 |
Издательский центр и Участок оперативной печати
Информационно-методического управления РГОТУПСа,
125993, Москва, Часовая ул., 22/2