Французская проза 1970-х. Эмиль Ажар




(Ромэн Гари, Эмиль Ажар, ФоскоСинибальди, Шатан Бога, 1914 - 1980)Роман Кацев родился на территории Российской империи в 1914 году. В 1928 году Мать будущего писателя, еврейская провинциальная актриса Нина Борисовская уезжает с мальчиком в Париж. Роман изучал право и обучался лётному делу, готовясь стать военным пилотом. В начале второй мировой войны Роман уехал в Англию, где поступил на службу пилотом во Французские войска. После войны он вернулся во Францию и поступил на дипломатическую службу.

Ромэн Гари "родился" в 1945 году, когда было опубликовано первое произведение французского дипломата в Болгарии, Романа Кацева - "Европейское Воспитание". О том, что Ромэн Гари и Роман Кацаев одно и то же лицо, узнали лишь в 1956 году, когда он вышел на сцену получать "Гонкуровскую премию" за роман "Корни неба".

В 1974 году литературная общественность узнает нового писателя - Эмиля Ажара. в 1975 Эмиль Ажар получает "Гонкуровскую премию" за роман "Вся жизнь впереди". на сцену выходит Поль Павлович, племянник Ромэна Гари. Конечно, никакой Поль Павлович никогда не писал "Вся жизнь впереди" и других произведений, столь полюбившегося французской критике, Эмиля Ажара. в начале 70-ых про Ромэна Гари стали говорить, что он "устарел" и критика списала его на нет. Тогда Гари "рождается заново", неузнаваемо меняет свою манеру писать и создает нового автора - Ажара. Молодого, ни капельки не похожего на него. Оба лауреата премии (которую нельзя присуждать дважды одному и тому же человеку) продолжают писать и издаваться, но Ромэну Гари становится тяжело, Ажар как будто выгоняет его из тела. В статье "Жизнь и смерть Эмиля Ажара", вышедшей после гибели Ромэна Гари, он написал - "Меня изгнали из моих владений. В созданном мною мираже поселился другой. Материализовавшись, Ажар положил конец моему призрачному существованию в нем. Превратность судьбы: моя же мечта обернулась против меня".

2 декабря 1980 года Ромэн Гари застрелился; «Можно объяснить всё нервной депрессией. Но в таком случае следует иметь в виду, что она длится с тех пор, как я стал взрослым человеком, и что именно она помогла мне достойно заниматься литературным ремеслом».

Книга за которую Эмиль Ажар получил премию, называется "Вся Жизнь впереди". Она рассказывает о арабском мальчике Момо (Мухамед), который живет у старой еврейской проститутки Розы. Роза хранит под кроватью портрет Гитлера, чтобы знать, что может быть еще хуже, а Момо похоже единственный араб, который добровольно отправляет евреев в Израиль... это книга о Дружбе, Любви, которая переходит в почти безумие. о Прощении.

В романе «Вся жизнь впереди» Эмиля Ажара преобладает акториальный тип повествования – читатель воспринимает художественное пространство сквозь призму ощущений мальчика-подростка. В англоязычном литературоведении подобный тип повествователя называется unreliablenarrator (ненадёжный повествователь), ибо реальность, складывающаяся из восприятия и суждений лишь одного индивида, якобы слишком субъективна и однобока. Но в данном случае, внимая рассказу мальчика, читатель устыдился бы любому закравшемуся сомнению в его непредвзятости к излагаемым фактам, ибо в таком возрасте человек ещё не успевает овладеть искусством их искажения во имя самообеления в глазах слушателей или иных низменно-изощрённых мотивов. Да и обращается он будто не к стороннему собеседнику, а к своему сокровенному «я», которое он лелеял и взращивал для лучшей жизни внутри себя втайне от всех в течение всего времени своего пребывания в лоне нищеты и бесперспективности – а разве можно позволить себе в подобном монологе хоть малейшую ложь?

Какое расстояние нужно преодолеть двум тянущимся друг навстречу другу рукам, чтобы сомкнуться в рукопожатии: одной, изборождённой непосильным трудом и почти парализованной страхом возвращения призраков из прошлого, и другой, смастерившей друга из старого зонта и с трогательной нежностью прижимавшей к груди щенка пуделя?

Насколько крепко нужно было привязать друг к другу, связать морским узлом два одиночества (мальчика Момо и мадам Розы), чтобы они не разлетелись безвозвратно в разные стороны и не растворились в безвоздушном пространстве безысходности? Усилия к тому призваны были приложить не изломы и хитросплетения судеб каждого из этих людей, а врождённые общечеловеческие инстинкты, отвечающие за отчаянное стремление каждого мыслящего существа к обретению счастья вопреки всем препонам, а также непреложный закон Вселенной, заключающийся в невозможности рождения полноценного личного счастья по соседству с чужой болью. Но есть ещё одна сила, крепче которой ни одна прочая не сумела бы затянуть этот узел единения, и имя её – ужас перед участью никому не нужного человека.

В этой реальности всё движется по собственной неуловимой, необратимой инерции; в ней фраза «у тебя ещё вся жизнь впереди» звучит не как обнадёживающий, добродушный посул, а как циничная издёвка; здесь неизбежно настигает понимание, что мы в ответе не только за тех, кого мы приручили, но и ничуть не в меньшей степени (а может, даже в большей) за тех, кто приручает нас.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: