Метафорический постмодернизм Борхеса




Постмодернизм – литературное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичность, децентрированность современного мира; «дух литературы» конца 20 в; литературу эпохи мировых войн, научно-технической революции и информационного «взрыва».

Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (исп. Jorge Luis Borges; 24 августа 1899 года, Буэнос-Айрес, Аргентина — 14 июня 1986 года, Женева, Швейцария) — аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй. В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.

такая личность, чьи идеи определили развитие литературу XX века. Его раннее творчество, стихи и новеллы, открывают для европейцев страну танго. Но Борхес выходит за пределы этнической темы, экзотика для него является лишь отправной точкой для странствия в область мифа, где сталкиваются реальность и вымысел. "Я думаю, - говорит Борхес, - что люди вообще ошибаются, когда считают, что лишь повседневное представляет реальность, а все остальное ирреально. В широком смысле страсти, идеи, предположения столь же реальны, как факты повседневности, и более того - создают факты повседневности. Я уверен, что все философы мира влияют на повседневную жизнь".

Борхес происходит из старинной креольской семьи, семейные традиции навсегда привязали его к национальной почве – культуре Аргентины, сотканной из множественных влияний: индейских, европейских, негритянских. Юность свою писатель провел в Европе, интеллектуализм которой сформировал его ум. Многолетняя работа в Национальной библиотеке превратила поэта-авангардиста в энциклопедию разнообразных знаний. В котле, наполненном столь разнообразными идеями, подогреваемом талантом, кипело поистине волшебное зелье. В результате мировая литература получила еще одного гениального слепца, создатель фантастических миниатюр, рассказов-мистификаций. «Борхес как бы разрушает средостение между реальной и воображаемой жизнью, заставляет читателя испытывать подчас головокружительное ощущение, что все может случиться, что в любой библиотеке, на любой книжной странице его ждут неслыханные новости». [4] Его считают одним из предтеч постмодернизма, применившим художественные принципы игры, деконструкции, прием коллажа еще до эпохи тотальной победы постмодернизма во всем мире. В то же время Борхес стоит у истоков латиноамериканского чуда

Проза Борхеса так же синтетично соединяет реальность и миф, как и творчество других латиноамериканских писателей. Но разница есть, и связана она с источниками, которыми питается творчество более молодых латиноамериканских писателей. Гарсиа Маркес, Карпентьер, Астуриас и другие опираются на фольклор, Борхес – в большей степени на литературную традицию. «В прозе Борхеса реальное и фантастическое отражаются друг в друге, как в зеркалах, или незаметно перетекают друг в друга, как ходы в лабиринте».

В 1950-70-е годы мир был потрясен магическими историями писателей-латиноамериканцев. Чудовищная экзотика, буйство природы и первобытная сила чувств, странные обычаи и жестокие обряды, кровавая история и непредсказуемая современность, отрицание детерминизма и вера в духов – все это составные части феномена, который условно именуют «магическим реализмом». «Суть «магического реализма» состоит в признании неограниченной свободы, с которой романисты Латинской Америки сращивают сферу заземленного быта и сферу сокровенных глубин сознания, «замыкая» начала и концы исторического, духовного бытия своих народов, высвечивая мифологические первоосновы самых современных проблем»

Авторская истина растворяется в многоуровневом диалоге точек зрения. Возникающая в итоге художественная модель мира выглядит парадоксальной даже на фоне модернистских парадоксов. Характерный пример – поэтика Х.Л. Борхеса. «Мир Борхеса, –отмечает Ю. И. Левин, – состоит скорее из текстов, чем из объектов и событий (и в этом смысле его рассказ «Вавилонская библиотека» представляет собой не столько кошмарную фантасмагорию, сколько достаточно точную модель этого мира), точнее, из «интересных» идей и положений, как правило, воплощенных в готовых текстах. Все в человеческом мире оказывается результатом «творчества», «сочинения » – жизнь, история и т.д. «Реальность» в этом статусе не отличаются от «выдуманного».

Билет № 12



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: