Современная семья и проблемы воспитания.




Основные вопросы:

1. Традиционная семья и современные представления о новых формах брака.

2. Семья как основа воспитания ребенка.

3. Семья и семейные ценности.

4. Функции светской семьи.

5. Перспективы института семьи.

В каждой стране есть понятие семьи со своими традициями, которым уже многие сотни лет. Если рассматривать страны, которые можно причислить к культурам, схожим с европейской, то, в целом, развитие шло схожим образом. Стремительные изменения начали происходить с конца 19 века и продолжаются в настоящее время.

Семья в России всегда была основной сферой интересов людей, что и явилось источником типологического многообразия в данной сфере общества (полная и неполная семья, зарегистрированная (гражданский брак) и незарегистрированная (сожительство), многодетная, малодетная и бездетная, двухкарьерная и однокарьерная, гостевая, студенческая, «открытая», моноэтническая и межэтническая и другие типы семей).

Сейчас распространение получает одна из новых форм брака "визитный брак". Этот брак может быть зарегистрирован, но супруги живут раздельно, и не ведут совместного хозяйства, у них могут рождаться дети. Распространены среди молодежи, например, так называемые, пробные браки, когда молодые люди вступают в брак, совместно ведут хозяйство, но не расписываются. Не секрет, что если пробный брак не перерастает в юридически оформленный, он где-то через 3-4 года распадается. Когда проводился опрос, мужчины в таких браках показали, что они свободны, они не считали себя женатыми, а женщины отвечали, что они замужем. И соответственно, в подобных браках очень редко рождаются дети. Это объясняется тем, что все-таки девушки не рискуют рожать детей, подсознательно чувствуя неустойчивость такой формы брака.

В России все еще сохраняется установка на патриархальную семью, в которой мужчина – главный, он «кормилец», зарабатывает, и пытается содержать жену и детей. Почему-то это считается предметом гордости, хотя, в действительности, это просто одна из форм образования семьи. Семья, как и любое явление в меняющемся мире, постепенно подстраивается под изменения, иначе просто не сможет выжить. В европейской семье, например, не встречается четкого распределения добычи ресурсов для семьи по половому признаку.

Во-первых, главой семьи может быть кто- то из супругов, или никто явно, и это норма.

Во-вторых, деньги может зарабатывать кто-то из партнеров, или же вместе. В этом отношении отличие от России, на первый взгляд, не существенное, но, на самом деле принципиальное с психологической позиции. В России, если мужчина зарабатывает меньше женщины, или же выполняет в семье второстепенную роль, занимается домашним хозяйством, то это воспринимается обществом негативно. Очевидно, что это не способствует равноправному распределению ролей в российской семье, порождая совершенно лишние кризисы в отношениях и малоприятные переживания, как у мужчин, так и у женщин.

Воспитание ребёнка начинается в семье, и от того, какие отношения между родителями, будет зависеть, каким вырастет ребенок, как будет проходить его первичная социализация. В сознании детей откладываются привычки, подобные привычкам родителей, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего.

Поведение детей основано на копировании образа жизни родителей. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, развитие идеалов патриотизма. Воспитанию детей в семье по-прежнему принадлежит главная роль в становлении личности и гражданина.

Семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают формироваться основы нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Семейные традиции – это основное средство формирования социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности. Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. Семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой. Мужчина и женщина, создавая союз, всегда привносят в него что-то свое, образуя фундамент семейных отношений, атмосферу, в которой будут расти их дети.

Все мы пользуемся термином семья, но это понятие достаточно сложно поддаётся чёткому определению. Есть утверждение, что определение подлинности семьи становится все более спорным и изменчивым. Социологи традиционно рассматривают «семью, как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях». Многие российские учёные полагают, что такое определение недостаточно, и главную роль отводят психологическим связям в семье, так как это тесно связанная группа людей, которые заботятся и уважают друг друга.

В обществе семейные ценности принято подразделять на два вида – традиционные и современные, которые могут входить в конфликт друг с другом. Когда мы говорим о семейных ценностях в общепринятом понимании, то можем легко оперировать этим понятием и понимать, что оно означает. Когда же темой разговора становятся традиционные семейные ценности, то возникают дискуссии, и определенные недопонимания друг друга. Существует множество определений этого термина, но все они, как правило, носят громоздкую форму. Самым простым определением было бы признать данную форму ценностей результатом взаимодействия на продолжительном этапе времени общества с его взглядами с религиозными нормами, признанными в этом обществе, направленные на сохранение института семьи.

В российской истории семья всегда занимала особое место, в ней закладываются основы гражданской и национальной культуры, формируется индивидуальная ответственность, транслируются модели социального поведения, осуществляется физическое и духовное воспроизводство.

В дореволюционной России, вплоть до конца XIX века, доминировал традиционный тип брака и семьи, для которого были характерны такие отличительные черты, как ранняя брачность и всеобщность брака, когда в брак вступали практически все представители каждого поколения. Исключением являлась небольшая часть людей, которые вынуждены были оставаться вне брака по состоянию здоровья или вследствие сознательного отказа (например, из-за монашества). Во второй половине XIX – начале XX веков к возрасту 45–49 лет лишь около 4% мужчин и 5% женщин оставались вне брака.

В результате эволюции общества появляются современные семейные ценности. Их можно условно разделить на ценности родителей и детей. Две группы имеют много общего между собой, но та, которая относится к детям, обладает более жестким и прогрессивным характером. Каждое последующее поколение старается брать только самое необходимое от предыдущего и привносит свои собственные, актуальные на данный момент, семейные ценности. Конечно, такие понятия как любовь, доверие, уважение, взаимопомощь, доброта и понимание являются основами и современных семейных ценностей. Но, к сожалению, они испытывают серьезное давление со стороны различных факторов, обусловленных проблемами общества. Так, по результатам социологических опросов, семейные ценности для молодежи стоят не на первом месте. Их обогнали: карьера, образование, отношения с друзьями и родителями. Для того чтобы сохранить семью как радость нашей жизни, необходимо в первую очередь на своем примере показать нашим детям, что она таковой является на самом деле.

Переход от патриархальной семьи к нуклеарной, (нуклеа́рная семья́, от англ. nuclear family), также супружеская или партнёрская семья – это семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются, при этом, отношения между супругами...

Также переход от детоцентристской к эгалитарной семье делает главной функцией не ведение совместного хозяйства, не физическое рождение детей, а отношения между супругами (эгалитарная семья – это отношения, при которых ни один из супругов не претендует на власть, она делится поровну между мужчиной и женщиной). Речь идет об оказании психологической поддержки членами семьи друг другу, что приобретает особую актуальность в условиях системного кризиса в России, когда жизнь насыщена изменениями, стрессами и волнениями. В современных условиях, где отношения между супругами являются решающим фактором стабильности семьи, необходимо формировать и толерантное отношение к различным типам и видам семьи среди старшего поколения и среди самой молодежи. Наряду со становлением нового типа семьи, происходит отказ от единой ее модели для всех групп населения.

Светская семья (современная семья) призвана выполнять самые главные социальные функции, которые были характерны для традиционной семьи.

Во-первых, это воспитательная функция.

Во-вторых, семья обучает социальной интеграции и пониманию нравственных основ общества. Именно в семье закладываются основы поведения, без которых невозможна гармоничная социальная жизнь. Очевидно, что дети, которые не смогли все это получить в семье, сталкиваются с большими жизненными трудностями, пытаясь найти свое место в реальном обществе.

В-третьих, семья имеет очень важное экономическое значение, являясь основным гарантом увеличения рождаемости. Рождение детей необходимо для нации как источник человеческого и экономического капитала.

И, наконец, как следствие этих трех первых параметров, семья играет основную роль в предупреждении всего зла, от которого страдает общество: преступности, нищеты, наркомании. Семья является местом обучения гражданству не только в правовом смысле, но и в политическом: это добродетель, посредством которой человек способен уважать законы из единственного желания – сохранять целостность общества, даже если это непосредственно противоречит его личным интересам. Не случайно говорят, что семья – основа государства, значит, государство обязано поддерживать семью для того, чтобы она могла выполнять свои социальные роли.

И. Кант когда-то сказал, что идеальное состояние общества – это правовое государство и правовые межгосударственные отношения, обеспечивающие всеобщий мир. Несмотря на то, что формирование правового государства и гражданского общества в России ещё в перспективе, мир можно сохранять в каждой семье за счет соблюдения не только нравственных, но и правовых норм. В данном случае, требуется серьезное внимание со стороны государства и его институтов, специальная политика по отношению к семье, отцовству и материнству, повышение статуса семьи в целом.

Многие социологи фактами подтверждают, что в последние 50 лет, институт брака терпит кризис. В качестве аргументов называют: частоту разводов, крах системы ценностей фамилизма, (семья перестает быть ценностью для людей, исчезают мотивы, побуждающие их вступать в брак и заводить детей), рост социального сиротства и т.д. Следует отметить, что проблемы эволюции семьи были актуальны и в средние века, и в эпоху Просвещения, лучшие умы человечества выражали обеспокоенность упадком семейных отношений. Возможности в этом направлении открывает история социологии в России, прежде всего, позиция П. Сорокина, который еще в 1916 г. писал о семье (как общественном установлении), которая «переживает острый перелом; старые и отчасти современные ее формы мало-помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока в общих чертах».

В статье «Кризис современной семьи» П. Сорокин исследует различные аспекты эволюции форм семейной жизни. «Семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории испытала ряд изменений. Её развитие не остановилось и на современных её формах». П. Сорокин дал глубокий качественный и количественный анализ кризиса семейных отношений на основании эволюции общественного развития своего времени. Эпоха сменяется эпохой, меняется культура, изменяются отношения и системы ценностей мужчин и женщин. Семья, из строго вертикальной структуры, постепенно становится горизонтальной структурой. Но, несмотря на все изменения, которые повлияли на семью на протяжении десятилетий, по существу, этот социальный институт не изменился и продолжает быть одним из самых важных человеческих социальных институтов. В идеях П. Сорокина выражено современное понимание семьи как величайшей культурной ценности. В наши дни общекультурное значение представляет вопрос, как связать индивидуализм, диктуемый обыденной жизнью, с первоначальной для человека ценностью межличностного единения в семье.

Архиепископ Винченцо Палья, председатель Папского совета по делам семьи, принял участие в презентации актов Всемирной встречи семей, которая проходила в 2012 году в Милане. В своей речи он отметил, что семья до сегодняшнего дня остается одним из самых глубоких желаний людей во всем мире. Иерарх привел пример Италии и Франции, где мечтают о супружестве на всю жизнь примерно 80% населения, в то время как о «гражданском союзе» – только около 20%. Однако, несмотря на такие позитивные тенденции, институту семьи и брака угрожают распространенные сегодня многочисленные культурные течения. «Идеал, которого ищет современный человек это полная автономия, стремление к независимости от кого бы то ни было», – сказал архиепископ. По его словам, сегодня доминирует стремление строить общество, которое будет состоять из индивидуумов, где «Я» будет доминировать над «МЫ», отдельный человек – над обществом, права индивидуума – над правами семьи. «Это гонка за индивидуализмом расчленяет как семью, так и другие формы общества», – подчеркнул иерарх.

К сожалению, век индивидуализма оказывает отрицательное влияние на институт семьи в глобальном масштабе, а христианские семьи составляют минимальную часть общества, чтобы служить образцом модели крепкой семьи.

Побеждает нарциссическая тенденция внутри светской семьи, когда человек больше думает о себе, чем о своём партнёре. Желая создать современную семью, люди стремятся к таким формам брака, где возможна индивидуальная автономия, позволяющая иметь свободу входа и выхода за семейные рамки. Эта тенденция подтверждается в современной России ростом таких негативных явлений, как частота разводов, распространение идеала однодетной семьи, невыполнение семьей своих функций, ослабление родственных связей, а также распространение различных девиантных форм семейного поведения. В этом кризисе, в частности, видится первопричина российской депопуляции (снижение численности населения).

Перспективы развития института семьи современные социологи рассматривают сквозь призму двух концепций – кризиса (упадка семьи) и модернизации (пластичности) семьи, в определенной мере отражающих консервативную и либеральную позиции.

Сторонники теории институционального кризиса семьи (А.И.Антонов, В.А. Борисов, Л.Е. Дарский) основное внимание обращают на самое важное проявление этого кризиса – уменьшение среднего числа детей в семьях до уровня, не обеспечивающего даже простого замещения поколений. Кризисные изменения в супружеских или межпоколенных отношениях рассматриваются лишь как факторы уменьшения рождаемости. В то время, как повышение рождаемости в условиях трансформации семьи, как социального института, практически невозможно, необходимо учитывать не менее четырёх взаимосвязанных факторов влияния: рождаемость (число рождённых детей), отношение к семье и браку, отношение к разводу, нуклеаризация семей и межпоколенные отношения.

Сторонники теории модернизации семьи (А.Г. Вишневский, С.В. Захаров и др.) критикуют демографов и социологов за идеализацию прошлого и негативное отношение к эволюции семьи как социального института. Сторонники противоположных точек зрения по-своему правы, так как нет ортодоксального мнения о том, что все изменения в семейных отношениях носят только негативный характер. Как всегда, истина где-то посередине, возможно, в умеренном консерватизме.

В этом же направлении развивается и общественное мнение, что показывают результаты опросов. По данным социологов, рост рождаемости в гражданских браках опережает этот показатель в зарегистрированных союзах. Семья идет к более свободному существованию, но это не значит, что она теряет ценность в массовом сознании. Опросы показывают, что люди ставят семью на первое место среди других ценностей, очевидно, только меняется понимание сущности семьи. Для каждого человека потребность в создании семьи очень индивидуальна, однако, должен быть некий моральный идеал, видимый не в безоговорочном следовании стандартам (традициям и обычаям), а в реализации тех экзистенциальных интересов, которые для каждой личности своеобразны и одинаково приоритетны.

Опрос журнала «Ридерз Дайджест» в 2014 году показал, что большинство россиян источник счастья видят в семье (https://www.rd.ru/chto_ya_dumayu_o_schastye).

В ходе опроса читателям в разных странах было предложено оценить по значимости факторы, от которых зависит их счастье: друзья, семья, вера и работа. Любопытно, что россияне, хотя и не ищут счастья в труде, тем не менее, придают работе больше значения, чем трудолюбивые немцы или амбициозные американцы. В он-лайн опросе приняли участие более 6800 читателей из десяти стран: России, США, Бразилии, Чешской Республике, Финляндии, Германии, Венгрии, Польше, Румынии, России и Словении.

Во всех странах, принявших участие в опросе, семья была названа залогом счастья: на первое место семью поставили почти три четверти респондентов (71%). Второе место с большим отрывом заняла вера — 16% во всех странах, кроме Бразилии и США: в этих странах почти треть респондентов назвали веру основным источником счастья (26% и 32%, соответственно).

Работа заняла третье место (7%), друзья — последнее место (2%). «Опрос еще раз продемонстрировал, что карьерный успех не всегда приносит счастье. Семья и вера оказались важнее работы.

В России 69% респондентов сообщили, что для счастья необходима семья, 13% ищут счастье в вере, 10% — в работе, 8% полагаются на друзей.

Вот наиболее интересные результаты опроса:

•Семья. Семья получила большинство голосов респондентов во всех странах: от 61% в Польше и Румынии до 83% в Венгрии. Результаты не зависели от пола, возраста и гражданского статуса, что еще раз подтверждает непреложную истину: семья делает счастливыми всех — старых и молодых, мужчин и женщин, одиноких и женатых.

•Вера. В США в вере источник счастье находят больше респондентов, чем в других странах (32%); на втором месте Бразилия с 26 процентами.

•Работа. В США и Венгрии самый низкий процент респондентов, для которых работа стоит на первом месте (3%). Больше всего людей находят счастье в труде в Польше и Румынии (12%). В России таких оказалось 10 процентов.

•Друзья и знакомые. Респонденты из Бразилии меньше остальных склонны считать своих друзей и знакомых источником счастья (1%). Зато в Германии, Польше и Румынии этот показатель выше, чем в других странах, принявших участие в опросе (9%). Россия на втором месте с 8 процентами.

Трансформация института семьи вызвана нынешней практикой, когда естественно воспринимаются длительные добрачные отношения, пробные браки, в которых партнеры не ставят себе цель заводить детей. Кроме того, увеличивается интервал между вступлением в брак и рождением ребенка.

Опрос показал, что люди семейные тоже не спешат заводить столько детей, сколько просит душа, понимая, мечта вряд ли сбудется. Часто жилищные условия не позволяют завести еще одного ребенка: семьи ютятся в маленькой квартирке. Можно мечтать о трех детях, а нормально обеспечить невозможно и одного. Отсутствие материальных возможностей – еще одна веская причина, которую назвали четверть респондентов, объясняя, почему у них нет детей. У современных супругов уменьшилась потребность в детях.

Общество потребления предлагает множество альтернатив для самореализации, а также множество гедонистических удовольствий, которые конкурируют с потребностью иметь детей и самореализовываться в родительстве.

«Некоторые говорят, что многодетные семьи и рождение большого количества детей – это одна из причин бедности». Папа Римский не согласен с таким мнением и считает его чрезмерно упрощенным: «Я могу сказать, что главная причина бедности заключается в экономической системе, вытеснившей человека из центра и поставившей туда божество под названием деньги. Эта экономическая система постоянно исключает: исключает детей, стариков, молодежь, безработных. Она создает культуру отбросов, в которой мы живем. Мы привыкли видеть «выброшенных» людей. Вот главная причина бедности, а вовсе не многодетные семьи». Трудно не согласиться с мнением Понтифика, ведь семья в религиозном мире особенно почитаема, а в светском государстве статус семьи недооценён.

Традиционная семья, обеспечивающая стабильность и порядок в российском государстве, перестала быть всеобщей формой брака и стала фрагментарным явлением в череде новых брачных союзов. Можно констатировать глубокий кризис семейных отношений, а можно взглянуть на реалии и предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям непредсказуемым образом, а исследователи по этой проблематике будут анализировать последствия и прогнозировать дальнейшее развитие семейно-брачных отношений для оптимального формирования социального управления данным социальным институтом. Какая бы форма брака не оказалась доминирующей в перспективе, детям должно быть психологически комфортно в такой семье, постигая с первых шагов своей жизни любовь и взаимопонимание родителей, как образцов для достойного воспитания полноценной личности.

Список литературы

1. Климантова Г.И. Государственная семейная политика в условиях социально-политических трансформаций современной России. – М.: Триада ЛТД, 2001. – 264с.

2. Сорокин П. Кризис современной семьи: социологический очерк // Вестник МГУ. Сер.18: Социология и политология. 1997. – № 3. – С. 65–79. – https://www.newsocio.ru/nspgs-285-1.html

3. Ватиканский иерарх: «индивидуализм угрожает единству семьи и общества». – https://www.radiovaticana.va https://www.semya- rastet.ru/razd/bezalternativnost_rozhdaemosti

5. Захаров С.В. Брачность и брачное состояние // Население России 2010-2011. Восемнадцатый-девятнадцатый ежегодный демографический доклад / Отв. ред.: А.Г. Вишневский. – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. – С. 225–275.

6. Лежина Ю.П. Семья в ценностных ориентациях // Социология молодежи. 2009. – № 1. – С. 69–76. – https://www.rae.ru/forum 2012/14/82



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: