ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Понятие «производственный менеджмент», функции, историческое развитие
Производственный менеджмент - этосамостоятельная область знаний и профессиональной деятельности, направленная на создание и реализацию товаров путем преобразования ресурсов в готовую продукцию. Производственный менеджмент обеспечивает рациональное сочетание производственных факторов во времени и в пространстве в производственной деятельности организации.
Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях, то есть тех задачах, для решения которых он предназначен. Таких функций можно насчитать пять: они сформулированы в начале XX столетия «отцом научного управления» Анри Файолем.
1. Планирование. Функцией менеджмента «номер один» общепризнанно считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».
2. Организация. Реализация разработанных планов и программ входит в содержание других функций, и прежде всего функции организации. К ее «обязанностям» относятся: создание предприятия или фирмы, формирование ее структуры и системы управления, обеспечение их деятельности необходимой документацией, организация собственно производственного процесса.
3. Координация. Предприятие живет и работает благодаря занятым на нем людям, а их совместной деятельностью необходимо управлять. Поэтому важное значение приобретает функция координации трудовой деятельности людей.
|
4. Мотивация. Чтобы дела на предприятии шли успешно, необходимы высокая активность и хорошее качество работы ее сотрудников. Поэтому очень важно заинтересовать их в таком отношении к труду, создать соответствующие мотивы. Для этого требуется определить, чего же они хотят (а зачастую многие этого не знают) и выбрать наиболее подходящий для предприятия и действенный для персонала способ удовлетворения выявленных потребностей, то есть поощрения. Другую сторону мотивации составляют наказания, которые также иногда приходится применять по отношению к сотрудникам, которые допустили нарушения технологической или производственной дисциплины.
5. Контроль. Суть пятой классической функции менеджмента – контроль. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности фирмы. Главная задача контроля состоит, таким образом, не в поиске «козлов отпущения» за содеянные ошибки, а в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося состояния, т. е. профилактики возможных отклонений.
Методы: организационные, административные, экономические, социально-психологические.
Основные вехи развития производственного менеджмента:
Годы | События | Авторы |
Разработка учения о разделении труда | А.Смит | |
Реализация принципа взаимозаменяемости деталей | Э.Уитни | |
Появление научного управления | Ф.У.Тейлор | |
Разработка графика Гантта | Г.Л.Гантт | |
Изучение трудовых движений. Возникновение производственной психологии. | Ф.Гилберт Л.Гилбрейт | |
1913 1942 | Создание синхронизированных сборочных линий | Г.Форд У.Серенсон |
1924 1950 | Внедрение системы контроля качества | У.Шухарт У.Э.Деминг |
Создание компьютера | Дж.Атанасов | |
Разработка метод критического пути (CPM) | Многие авторы | |
Разработка систем планирования потребности в материалах (MRP) | Многие авторы | |
Развитие стратегического менеджмента | У.Скиннер | |
Разработка компьютерного проектирования (CAD) | Многие авторы | |
Создание гибких производственных систем (FMS) | Многие авторы |
Производственные циклы изделия и факторы, влияющие на длительность производственного цикла
|
Производственный цикл – это законченный круг производственных операций при изготовлении изделия, промежуток времени от начала до завершения производственного процесса. Например, производственный цикл изготовления детали – период времени от поступления материала в обработку до окончания изготовления детали, а производственный цикл изделия – период времени от запуска исходного материала и полуфабрикатов в обработку до окончания изготовления и комплектации предназначенного к реализации изделия.
Вследствие того, что производственный процесс протекает во времени и пространстве, производственный цикл, можно измерить длиной пути движения изделия и его комплектующих элементов, а так же временем, в течение которого изделие проходит весь путь обработки.
|
Длина производственного цикла.
Измерение производственного цикла с помощью длины пути ведется от первого рабочего места, где началась обработка изделия и его компонентов, до последнего. Длина производственного цикла – это не линия, а площадь, на которой размещаются машины, оборудование, инвентарь, поэтому на практике в большинстве случаев определяется не длина пути, а площадь и объем помещения, в котором размещается производство. Необходима такая планировка рабочих мест, которая максимально сокращает и облегчает комуникационно- транспортные связи между ними. Чем короче путь движения изделия в производственном процессе, тем меньше расходы на его межоперационную транспортировку, меньше требуется производственной площади и, как правило, меньше времени на обработку.
Продолжительность производственного цикла.
Продолжительность производственного цикла во времени – это интервал календарного времени от начала первой производственной операции до окончания последней; измеряется в днях, часах, минутах, секундах в зависимости от вида изделия и стадии обработки. Различают производственные циклы изделия в целом, циклы сборных единиц и отдельных деталей, циклы выполнения однородных операций, циклы выполнения отдельных операций.
Длительность производственного цикла зависит от двух важнейших групп факторов:
- технического уровня производства(время подготовительно- заключительных работ; время естественных технологических процессов; время технологического обслуживания);
- организации производства (перерывы на работе и т.п.).
Эти обе группы факторов взаимообуславливают и дополняют друг друга.