Одним из приоритетных стратегических направлений инновационного развития в области природоохранной деятельности является формирование и введение в предпринимательскую сферу процедуры экологического аудита.
Развитие и распространение процедуры экологического аудита за рубежом обусловлено, главным образом, ужесточением экологического законодательства, унификацией требований и стандартов в области торговли, кредитной и финансовой политики в связи с созданием единого экологического пространства. К примеру, в рамках ЕС действует ряд нормативов, невыполнение которых может явиться причиной значительных финансовых и других потерь для кредитных и страховых организаций.
Экологический аудит, изначально введенный в экономически развитых государствах в 70-е годы как средство защиты интересов предпринимательских структур, был направлен на снижение уровня риска для окружающей среды и здоровья населения.
С середины 80-х годов Международная торговая палата рассматривает экологический аудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной практикой и оценкой соответствия стратегии деятельности компаний нормам экологического права.
С начала 90-х годов многие коммерческие банки стали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков и банкротства в связи с деятельностью по загрязнению окружающей среды. Так, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития используют экологический аудит для оценки деятельности финансируемых ими компаний и структур. Одним из условий соглашения Российской Федерации с Международным банком реконструкции и развития о предоставлении второго угольного займа является проведение экологического аудита ряда закрытых шахт: подземная шахта «Промышленная» (Воркута-уголь) в Республике Коми, подземная шахта «Донецкая» (Гуков-уголь), а также одного из разрезов на Дальнем Востоке (разрез «Ретиховский», Приморск-уголь). Решение этих банков о выделении инвестиций принимается с учетом соблюдения требований экологического аудита и мероприятий в области охраны окружающей среды.
|
В ряде стран, начиная с 90-х годов, приняты национальные стандарты в этой области. Если за рубежом Система экологического менеджмента и экологического аудита (EMAS), начиная с 1993 г. стала реальным инструментом экологической политики, то в России инновационная деятельность по созданию национальных стандартов в данной области по аналогии со стандартами ISO серии 14000 только начинается.[10] Проблема осложняется тем, что в России до настоящего времени отсутствует закон об аудиторской деятельности, а действуют только Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации».[11]
Существующее экологическое законодательство России, включая Закон «Об охране окружающей природной среды», не содержит определения «экологическое аудирование».
Отечественные специалисты по-разному определяют это понятие. Одним из наиболее полных является следующее: экологическое аудирование - это предпринимательская деятельность по осуществлению независимых вневедомственных мероприятий (обязательных или инициативных), проводимых на основе договора и заключающихся в сборе и оценке информации о финансовом положении аудируемого предприятия, выполнении им требований законодательства о деятельности в экологической сфере, реализации им планов природоохранной деятельности и обеспечения экобезопасности, и имеющих своим результатом мнение аудитора о правильности ведения учета и достоверности бухгалтерской отчетности по платежам за природопользование и загрязнение окружающей природной среды; соответствия нормативов природоохранной деятельности предприятия его экопаспорту (или декларации безопасности промышленного объекта). При этом необходимо документирование аудиторских проверок на основе правил (стандартов аудиторской деятельности).[12]
|
Несмотря на неразвитость законодательной регламентации, процедура экологического аудита в России находит свое практическое применение. Например, аудиторская консалтинговая фирма «ADames & Moore Group Company» выполнила экологический аудит для Московского автомобильного завода им. Ленинского комсомола в связи с подготовкой совместного инвестиционного проекта с французской фирмой «РЕНО», а также провела экологические проверки Оскольского электрометаллургического комбината в Белгородской области, Таганрогского металлургического завода в Ростовской области, завода АО «Пермские моторы», Ярославского завода «Нефтеоргсинтез» (ЯНОС) и др.
Заметную активность на российском рынке экологических услуг проявляют аудиторские фирмы «Артур Андерсен» (особенно на химических предприятиях), «КПМГ», «Делойт энд Туш», «Прайс Уотерхаус», «Эрнст энд Янг» и др.
|
Основные объемы аудиторских и консалтинговых услуг в России выполняются зарубежными фирмами, их представительствами либо через совместные предприятия, имеющие соответствующие международные лицензии. Теоретически данная деятельность в Российской Федерации подлежит лицензированию и предполагает соответствующую процедуру аккредитации этих фирм. Но в условиях отсутствия необходимых правовых документов, регулирующих рынок экоаудита, эти фирмы фактически захватывают данный сектор деятельности, препятствуя при этом развитию российских фирм в этой области.[13] Все больший интерес в России вызывают инновационные методы и подходы европейских стран в целях сокращения негативного влияния предприятий на окружающую среду, такие как Система экологического менеджмента и экологического аудита (EMAS).
Европа в последние десятилетия развивается как единое целое, в том числе как единое экономическое и экологическое пространство. Особенно благоприятно это сказывается на сфере охраны окружающей среды.
Двенадцать лет назад в Европейском Союзе сложилось мнение о том, что традиционное законодательство и политика в сфере охраны окружающей среды, ориентированные на командные методы и усиление контроля по ужесточению стандартов и норм, должны быть заменены новыми политическими и экономическими инструментами. Эти перемены совпали с инициативой промышленных предприятий взять на себя большую ответственность, с чем они обратились во властные структуры. Руководство ЕС приняло данное предложение и 29 июня 1993 г. был опубликован Регламент Совета (ЕС) № 1836/93, допускающий добровольное участие промышленных предприятий в Системе экологического управления и аудита Европейского Союза.
Причины и предпосылки внедрения EMAS в странах Западной Европы с позиций отдельных компаний можно свести к следующему (по мере их важности):[14]
‑ улучшение маркетинга, стабилизация или рост конкурентоспособности. Сокращение внутренних затрат, определение и использование потенциала экономии;
‑ возможность совместить охрану окружающей среды с экономической выгодой;
‑ соответствие правовой базе и долгосрочная гарантия экологической безопасности;
‑ создание четких организационных структур охраны окружающей среды, передача обязанностей;
‑ надежда на предоставление со стороны государства льготных экономических условий и экономических стимулов предприятиям, участвующим в системе экологического управления (СЭУ) и присоединившихся к процедуре экологического аудита (ЭА).
Содержание и цели EMAS могут быть сформулированы в следующем:
- внутренняя и внешняя открытость и доступность информации о влиянии предприятий на окружающую среду;
- постоянное совершенствование экологической стороны деятельности предприятий;
- внедрение СЭУ, а также систематической, объективной, документированной и периодической оценки этих систем и экологической стороны деятельности предприятия.
Таким образом, EMAS регулирует обязательное содержание и структуру СЭУ, объем и процедуры ЭА и задачи экспертов-аудиторов; она распространяется на государства-члены ЕС. Однако, аккредитация и надзор за инспекторами-экологами и регистрация аудируемых объектов являются прерогативой каждого отдельного государства, участвующего в схеме, и поэтому могут значительно отличаться.
Участие в EMAS добровольное, но ограничено списком предприятий, содержащемся в директиве EMAS. Это в первую очередь предприятия по производству товаров и энергии, перерабатывающие предприятия.
В последние годы поощряется расширение EMAS на непроизводственные сферы, например, торговлю и общественные услуги. В схеме могут участвовать все 15 государств, членов ЕС, а также Норвегия, Исландия и Лихтенштейн, являющиеся членами Европейской экономической зоны.
Основные правила процедуры EMAS охватывают следующие этапы:[15]
1. Экологическая политика является ключевым инструментом для информирования населения и прочих заинтересованных сторон об экологических приоритетах руководства и персонала. Она должна отвечать двум основным требованиям: соответствие существующему экологическому законодательству и стремление к постоянному совершенствованию, т.е. политику следует регулярно пересматривать и дорабатывать.
2. Экологический обзор. Следует проводить комплексный анализ процессов и результатов на местах для определения экологического воздействия и прочих экологических аспектов. Эта деятельность должна охватывать такие сферы, как управление энергетикой и сырьевыми потоками, минимизация отходов, оценка контроля шума и существующие аварийные процедуры. Кроме того, необходим список всех законодательных актов и проверка их соблюдения.
3. Экологическая программа. Программа должна находиться в соответствии с политикой и обзором. Она должна содержать специфические для данного объекта цели и описывать пути их достижения.
4. Система экологического управления. Эта система формулирует процедуры работы и контроля, обеспечивающие успешную реализацию экологической политики и экологической программы. Она касается организационной структуры и кадров (например, назначение менеджеров, отвечающих за экологию, изменение штатного расписания).
5. Цикл экологического аудита. Это процесс сравнения реальной экологической деятельности с существующей политикой, специфическими задачами и соответствующими правилами и стандартами. Аудит дает необходимую информацию для проведения контроля за управленческой практикой и совершенствования по конкретным направлениям. Частота проведения аудита зависит от природы и рисков деятельности объекта. Максимальный промежуток между аудитами - три года.
6. Экологическое заявление. После первоначального обзора (обычно каждый последующий год) всякий участвующий объект должен составлять краткое и четко изложенное общественное заявление. Делается это для информирования населения и всех других заинтересованных сторон о влиянии объекта на окружающую среду и о мерах по предотвращению его негативного воздействия.
7. Введение в силу. Экологическое заявление должно проверяться независимыми аккредитованными экспертами-аудиторами в конце каждого цикла.
Следует отметить, что существуют некоторые различия между EMAS и ISO серии 14001, представленные в таблице. Однако ведется работа по увеличению их совместимости, например, в плане включения в EMAS правил ISO 14001 по системе экологического управления, а также адаптация EMAS для ISO 14001 в части, касающейся экологической деятельности.
К концу 1997 года 1046 предприятий внедрили EMAS и представили экологическое заявление, утвержденное экспертом-аудитором. Наблюдается значительная разница между числом зарегистрированных в разных государствах объектов, которые присоединились к Системе экологического менеджмента и экологического аудита. Например, Германия заметно лидирует в процессе реализации EMAS. В список предприятий, зарегистрированных по схеме EMAS, входят такие международные компании как Audi, Mercedes Benz, Adam Opel, VW, Mitshubishi, Bayer, Hoechst, Akzo Nobel, Sandoz, Henkel, ELF Atochem, Dow, ABB, Siemens, 3M, Bosch, Sanyo, IBM, Mannesmann Rexroth, Shell, BP Oil, Degussa AG, а также многие из их поставщиков. Следует также учитывать, что в ближайшие годы число предприятий, присоединившихся к EMAS, во всем мире будет неуклонно расти, особенно в связи с переменами, касающимися изменения законодательной базы EMAS. Ее привлекательность может возрасти прежде всего из-за увеличивающейся совместимости с ISO 14001. Предприятию, зарегистрированному в EMAS, будет легче получить сертификат ISО 14001 и наоборот.
В свою очередь указанный процесс приведет к необходимости более глубокого изучения российскими предприятиями, желающими сохранить место на мировом и особенно европейском рынке, таких систем как ISO 14001 и EMAS.
В настоящее время в ряде российских регионов и городов рассматривается возможность создания законодательной базы по СЭУ на региональном и муниципальном уровне.
Внедрение СЭУ российскими предприятиями должно повысить их конкурентоспособность, помочь им избежать высоких издержек за загрязнение окружающей среды и возможных санкций. По опыту зарубежных компаний можно сказать, что внедрение СЭУ приведет к общему повышению эффективности и результативности экономических и экологических показателей как отдельных предприятий, так и территорий в целом.
Однако, для того, чтобы СЭУ в России способствовал успех, необходим ряд предпосылок, связанных с выбором методов и средств стратегии инновационного развития в данной области. Одним из таких средств является составление и распространение информации о СЭУ (инициирование процесса диффузии данных инновационных решений). Однако самым важным и не требующим отлагательства шагом на этом пути является инновационная деятельность по разработке новых законодательных и нормативно-методических актов о СЭУ, которые будут близки по своему содержанию к международной Системе экологического менеджмента и экологического аудита, принятого в ЕС, и ISO серии 14001.
Таблица 3
Заключение
Широкое внедрение в России комплексных систем экологического менеджмента потребует времени. Однако их эффективное применение является существенным фактором для успеха любой долгосрочной стратегии, направленной на достижение масштабных перемен, необходимых для перехода к устойчивому развитию – экономическому развитию, не разрушающему природные ресурсы, в которых будут нуждаться будущие поколения жителей Земли.
Определения основных терминов взяты из соответствующих материалов стандартов международной серии ISO 14000, иногда они отличаются от перевода этих же терминов, использованных в официальном издании стандартов данной серии, принятых в качестве российских в 1998 г. (серия ГОСТ Р ИСО 14000-98). Причина заключается в том, что терминология и основные понятия в этой области до конца не устоялись не только в русском, но и в английском языке. Процесс работы над международными стандартами серии ISO 14000 продолжается и в настоящее время. Так, Международной организацией по стандартизации (МСО) подготовлена новая оригинальная редакция основных стандартов данной серии, касающихся систем управления, в которых, в частности, уточняется и терминология.
В данной работе были изложены подходы к разработке и внедрению систем экологического менеджмента, который в настоящее время принят в национальных и международных стандартах в области экологического менеджмента, таких как Британский стандарт 7750 (British Standard 7750), Нормативный акт Европейского Союза о добровольной схеме экологического менеджмента и аудита – ЭМАС (Тhe European Union Regulation on a Voluntary Community Eco Management and Audit Scheme – EMAS), стандартов серии ISO принятой Международной организацией стандартизации, в частности стандартов по системам экологического менеджмента (ISO 14001 и 14004) и экологическому аудиту (ISO 19011).
В качестве выводов:
1. Зачем нужно внедрять системы экологического менеджмента? (Принимая решение в пользу разработки и внедрения такой системы, руководители исходят как из ее преимуществ с финансовой точки зрения (экономия ресурсов и средств, повышение эффективности производства, развитие потенциальных возможностей на рынках), так и рисков, связанных с неадекватным отношением к экологическим аспектам работы предприятия, которое система позволит в корне изменить (аварии; санкции регулирующих органов, затруднения в привлечении новых, в первую очередь зарубежных, инвесторов и клиентов, в получении банковского кредита, потеря рынков и т.п.).)
2. Что такое система экологического менеджмента? (Предприятиям сегодня трудно добиться успеха, если они не управляют этими рисками и возможностями. Они делают это по двум основным причинам: либо, чтобы сэкономить деньги путем уменьшения затрат и снижения риска ответственности, либо, чтобы дополнительно заработать, увеличив свою долю на рынке или выйдя на новые рынки.)
3. С чего начать. (Самой большой трудностью для предприятий, планирующих реализовать проект по разработке и внедрению СЭМ, обычно является необходимость изменения устоявшихся традиций предприятия и личных установок его руководителей и работников.)
4. Интеграция с системами охраны труда, техники безопасности и управления качеством. (Организации, заинтересованные в разработке системы управления охраной окружающей среды, могут и не в первый раз сталкиваться со специализированными системами управления. Некоторые из них могли уже завершить процесс разработки и внедрения системы управления качеством, возможно, в соответствии с требованиями серии международных стандартов ISO (ISO 9001, 9002 или 9003). Главной целью системы управления качеством является улучшение качества продуктов и услуг и, тем самым, повышение удовлетворенности потребителей.)
Список используемой литературы
1. Бармакова Т.В. Экологические основы инновационной деятельности. М., 1997.
2. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. М., 1997.
3. Бунин В.Г. Модульные программы для менеджера. Управление инновациями. М., 2000.
4. Донченко В.К. Социально-экономические аспекты регулирования процесса экологической интеграции России в мировое сообщество. Автореферат докт. диссер. С.-Пб., 1995.
5. Экологический учет для предприятий. М., 1997.
6. Серов Г. П.. Экологический аудит. М., 1999.
7. Экологический аудит. Сборник нормативных актов. /Сост. Сорокин. С.-Пб., 1997.
8. Моткин Г.А. Основы экологического страхования. М., 1996.
9. Дунаевский Л.В. Экологическая сертификация. // Зеленый мир. 1997. №2.
10. Цхай А.А. Информационные системы в экологическом менеджменте. Ч1. – Экологический менеджмент. М., 1997
11. Пашков Е.В., Фомин Г.С., Красный Д.В. Международные стандарты ИСО 1400. Основы экологического управления.М.,1997.
12. «Инвестиции в России», № 5, 1998.
13. Указ Президента РФ “Об аудиторской деятельности в РФ от 22. 12.93 г. № 2263.
14. Серов Г. П. Экологический аудит - М.: Экзамен, 1999.
15. «Экономика природопользования», № 6, 1998
[1] Бармакова Т.В. Экологические основы инновационной деятельности. М., 1997., С. – 42.
[2] Донченко В.К. Социально-экономические аспекты регулирования процесса экологической интеграции России в мировое сообщество. Автореферат докт. диссер. С.-Пб., 1995., С. – 73.
[3] Экологический учет для предприятий. М., 1997., С. – 107.
[4] Серов Г. П.. Экологический аудит. М., 1999., С. – 64.
[5] Моткин Г.А. Основы экологического страхования. М., 1996., С. – 85.
[6] Дунаевский Л.В. Экологическая сертификация. // Зеленый мир. 1997. №2., С. - 90.
[7] Донченко В.К. Социально-экономические аспекты регулирования процесса экологической интеграции России в мировое сообщество. Автореферат докт. диссер. С.-Пб., 1995., С. - 71.
[8] Пашков Е.В., Фомин Г.С., Красный Д.В. Международные стандарты ИСО 1400. Основы экологического управления.М.,1997., С. – 41.
[9] Бармакова Т.В. Экологические основы инновационной деятельности. М., 1997., С. – 86.
[10] Бармакова Т.В. Экологические основы инновационной деятельности. М., 1997., С. – 74.
[11] Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. М., 1997., С. – 95.
[12] Бунин В.Г. Модульные программы для менеджера. Управление инновациями. М., 2000., С. – 109.
[13] Бармакова Т.В. Экологические основы инновационной деятельности. М., 1997., С. – 173.
[14] Донченко В.К. Социально-экономические аспекты регулирования процесса экологической интеграции России в мировое сообщество. Автореферат докт. диссер. С.-Пб., 1995., С. – 125.
[15] Донченко В.К. Социально-экономические аспекты регулирования процесса экологической интеграции России в мировое сообщество. Автореферат докт. диссер. С.-Пб., 1995., С. – 75.