Далее учитель показывает детали фотоаппарата, а один из учеников показывает на модели глаза соответствующие ему части.




- У нас есть объектив, диафрагма, фотопленка, чего не хватает?

– Если бы понадобилось установить соответствие, какую часть зрительного анализатора вы бы написали напротив фотографии?”

– Зрительная зона в затылочной доле коры. Значит, видят не глаза, а мозг человека. Фотография и есть наше зрительное ощущение. Мы можем определить кто на ней изображен, узнать знакомые лица, как расположены относительно друг друга объекты и.т.д.

 

Физминутка.

1. Учитель дает энергичную команду: “Потянитесь, сядьте прямо! Сплетите кольца рук перед собой. Выверните кисти рук ладонями наружу. С полным вдохом поднимите руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опустите руки”. Повторить 2 раза.

2. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.

Вот и заканчивается наше путешествие на очередной остров загадочной страны анатомии. Впереди у вас, ребята, долгая, интересная жизнь, и я желаю, чтобы ваши глаза помогали вам познавать красоту окружающего мира даже в то непростое время, которое мы живем. А девизом пусть станут слова Максимилиана Волошина: Все видеть, все понять, все знать, все пережить, Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями, Все воспринять и снова воплотить.

 

 

Делают записи в тетрадях.

 

Знаю Хочу знать Узнал
  см в графе (деятельность учителя)  

 

 

Учащиеся выполняют физминутку.

 

Слушаем сообщение, делаем заметки в тетради в графе «Узнал»

 

 

Знаю Хочу знать Узнал
    см в графе (деятельность учителя)

 

 

Делают записи в тетрадях в графу «Узнал»

 

 

Знаю Хочу знать Узнал
    см в графе (деятельность учителя)

 

 

Ответы детей.

- Веки, ресницы, брови – приспособления для защиты глаз. Зрачок, радужку, роговицу.

 

 

Работа с приложением.

Ответы учащихся.

1) из глазного яблока и вспомогательного аппарата. 2) из защитных образований, слезного и двигательного аппарата. 3) брови, ресницы, веки.

4) Ответы уч-ся.

5) слезной железой и слезовыводящими каналами.

6) Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцей. Регулирует количество света, расширяясь и сужаясь

7) Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией.

8) 9) Приложение 3 «Строение сетчатки» Колбочки и палочки (зрительные рецепторы) располагаются в сетчатке глаза. Палочки – рецепторы сумеречного света, колбочки раздражаются только ярким светом, с ними связано цветное зрение.

 

Делают записи в тетрадях в графу «Узнал»

 

Знаю Хочу знать Узнал
    см в графе (деятельность учителя)

 

 

Ответы учащихся. Заполняют графу «Узнал»

5) Зрительный анализатор: рецептор – колбочки и палочки сетчатки; путь – зрительный нерв; зона больших полушарий – затылочная.

 

Сообщение уч-ся. Это интересно см. приложение 5

 

 

Просвет диафрагмы – зрачок. Объектив – хрусталик, стекловидное тело (преломляющие среды глаза). Фотопленка – сетчатка глаза.

(Фотографии.)

(Кора головного мозга.)

 

 

Учащиеся выполняют физминутку.

5. Рефлексивно- оценочный. (подведение итогов урока) Садимся на свои места т.к. следующий этап урока – индивидуальный. 1. Предлагает проанализировать записи в тетради и сделать вывод: что нового мы узнали о «Зрительном анализаторе»? Заканчивает заполнение таблицы ЗХУ (графа «узнал») на доске. 2.Для закрепления изученного материала вам предлагаются тестовые задания на карточках. См. прил. 6 Проверка результатов биологического диктанта. Построим «Розу ветров (оценок)» 3. Подведение итогов урока предлагаю проделать в форме «СИНКВЕЙНА» 1 строка – Тема или предмет (1 существительное) 2 строка – описание предмета (2 прилагательных) 3 строка – описание действия (3 глагола) 4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение к предмету. 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).     Формулируют выводы, заканчивают заполнение таблицы ЗХУ в тетради (графа «узнал»).     Работа индивидуальная.     Работа индивидуальная
6. Д/з 1. § 49 стр. 244 – 249 прочитать и ответить на вопросы. ИЛИ 2. Проанализировать записи в тетради. 3. По желанию доклады - сообщения. Доклады – сообщения: «Причины нарушения зрения», Гигиена зрения». Общее задание: Научи друзей и близких людей делать упражнения для глаз. Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

Приложение. У1.

На протяжении почти целого учебного года мы с вами познавали тайны строения нашего организма – главного чуда света. Мы изучали строение нашего мотора-сердца; узнали, зачем мы дышим, едим, благодаря чему двигаемся, говорим, думаем. Но в стране Анатомии – самой удивительной в царстве Биологии – остались еще несколько неизведанных нами островов Органов чувств. Эта группа островов имеет общее название, оно то и было темой нашего прошлого урока.

Удивительный механизм наши глаза. Как много дают они нам, людям, каждому человеку в отдельности и всему миру живого! Однажды я прочла фразу Платона о том, что “из органов боги прежде всего устроили светоносные глаза”. Именно благодаря глазам мы с вами получаем 95 % информации об окружающем нас мире, они же по подсчетам Сеченова дают человеку до тысячи ощущений в минуту. Для нас же эти малые цифры - все или почти все.

Что значат подобные цифры для человека XXI века, привыкшего оперировать двузначными степенями и миллиардами? И все же они для нас очень важны.

Я просыпаюсь утром и вижу лица своих родных людей. Я выхожу утром на улицу и вижу солнце или тучи, желтые одуванчики среди зеленой травы или заснеженные сопки вокруг. Я иду коридорами своей школы и вижу вас, своих учеников, – и вы улыбаетесь мне. Рафаэль, Рембрандт, Пикассо... – “Это надо видеть”, – говорим мы друг другу. “Посмотри мне в глаза”, – просим мы любимых. Ведь еще В. Гюго сказал о том, что “глаза – зеркало души”. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.

Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз. Посмотрите на портрет Струйской, принадлежащий кисти русского художника Федора Рокотова. Взгляд этой прекрасной женщины завораживает, притягивает, заставляет задуматься. А вот как описал его Мастер поэтических строк Николай Заболоцкий:

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полу плач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок.
Полу восторг, полу испуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

А теперь представьте на минуту, что вся красота окружающего нас мира исчезла. Вернее, это голубое небо, вулканы под белым покрывалом, лица друзей, улыбающиеся весеннему солнцу, существуют, но где-то вне нас, точнее, вне нашего зрения. Мы не можем этого увидеть, или видим только часть... Вы скажете, слава Богу, это не с нами. Мы просто не представляем свою жизнь в темноте.

У туркменского народа есть такая пословица: “От глазных болезней человек не умирает, но и о его здоровье никто не придет справляться”. И действительно, – от глазных болезней, как правило, не умирают. В нашей жизни, полной таких страшных слов, как рак. СПИД, инфаркт, инсульт, их существование не вызывает ощущение безысходности. Мы настолько смирились с неизбежностью потери зрения в той или иной степени, что вряд ли позвоним по телефону другу, чтобы поинтересоваться: “Ну, как там твои глаза?” На счет горла, печени, сердца обязательно спросим, а вот о глазах нет. Хотя еще в Древнем Египте именно глаза помогали ставить диагнозы больным. Этот метод известен и в настоящее время и называется “иридодиагностика”. Каждый орган имеет свою зону пятен на радужке глаза, и при заболеваниях эти пятна темнеют.

“Береги как зеница око”, – говорят о самом дорогом.

Вообще, надо отметить, что человеку, в отличие от многих млекопитающих, повезло. Мы обладаем цветовым зрением, но не воспринимаем ультрафиолетовые волны и поляризованный свет, помогающий ориентироваться в тумане некоторым насекомым.

Как же устроены наши глаза, в чем состоит принцип их работы? Сегодня на уроке мы приоткроем эту тайну.

 

Приложение 1.

Рис.1.

Рассмотри рисунок 1. Сравни его с рис. 102 в учебнике. Подпиши названия частей глаза.

Приложение 2.

Строение глаза

Системы Придатки и части глаза Строение Функции
Вспомогательные Брови    
Веки    
Слезный аппарат    
Оболочки глазного яблока Белочная    
Сосудистая    
Сетчатка    
Оптическая Роговица    
Водянистая влага    
Радужная оболочка (радужка)    
Зрачок    
Хрусталик    
Стекловидное тело    
Световоспринимающая (зрительный анализатор) Фоторецепторы (нейроны)      
Зрительный нерв    

 

Строение глаза

Системы Придатки и части глаза Строение Функции
Вспомогательные Брови Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза Отводят пот со лба
Веки Кожные мышечные складки с ресницами Защищают глаз от световых лучей, пыли, пересыхания
Слезный аппарат Слезная железа и выводящие пути Слезы смачивают, очищают, предохраняют от инфекции глаз
Оболочки глазного яблока Белочная Наружная, плотная оболочка. Защита глаза от механического и химического воздействия.
Сосудистая Срединная оболочка, пронизанная кровеносными сосудами Питание глаза
Сетчатка Внутренняя оболочка глаза, состоящая из фоторецепторов – палочек и колбочек Восприятие света, преобразование в электрический импульс.
Оптическая Роговица Прозрачная передняя часть белочной оболочки Преломляет лучи света
Водянистая влага Прозрачная жидкость, находящаяся за роговицей Пропускает лучи света
Радужная оболочка (радужка) Передняя часть сосудистой оболочки Содержит пигменты придающий цвет глазу
Зрачок Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцей Регулирует количество света, расширяясь и сужаясь
Хрусталик Двояковыпуклая прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией
Стекловидное тело Прозрачное тело в состоянии коллоида Заполняет глазное яблоко,пропускает лучи света
Световоспринимающая (зрительный анализатор) Фоторецепторы (нейроны) В сетчатке в форме палочек и колбочек Палочки воспринимают сумеречный свет, колбочки – цвет (цветовое излучение)
Зрительный нерв Нервные окончания начинаются от рецепторов сетчатки, соединяются в центростремительный нейрон, идущий в зрительную зону коры Воспринимает возбуждение рецепторных клеток и пере дает в зрительную зону коры головного мозга, где происходит анализ возбуждения и формирования зрительных образов

Приложение 3

«Строение сетчатки»

Сетчатка – светочувствительная часть глаза, которая прилегает изнутри к сосудистой оболочке глаза. Сетчатка имеет толщину 0,2 мм и состоит из нескольких слоев нервных клеток. Первый слой прилегает непосредственно к черным пигментным клеткам. Он образован зрительными рецепторами – палочками и колбочками. В сетчатке насчитывается примерно 130 млн палочек и около 7 млн колбочек различают цвет: одни - синий, другие - зеленый, третьи - красный. Человек способен различить до 250 основных тонов и 5-10 млн. оттенков.

Более чувствительны к свету палочки – их называют аппаратом сумеречного зрения. Колбочки, чувствительность к свету которых в 500 раз меньше. Это аппарат дневного и цветного видения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь