Далее учитель показывает детали фотоаппарата, а один из учеников показывает на модели глаза соответствующие ему части.
- У нас есть объектив, диафрагма, фотопленка, чего не хватает?
– Если бы понадобилось установить соответствие, какую часть зрительного анализатора вы бы написали напротив фотографии?”
– Зрительная зона в затылочной доле коры. Значит, видят не глаза, а мозг человека. Фотография и есть наше зрительное ощущение. Мы можем определить кто на ней изображен, узнать знакомые лица, как расположены относительно друг друга объекты и.т.д.
Физминутка.
1. Учитель дает энергичную команду: “Потянитесь, сядьте прямо! Сплетите кольца рук перед собой. Выверните кисти рук ладонями наружу. С полным вдохом поднимите руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опустите руки”. Повторить 2 раза.
2. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
Вот и заканчивается наше путешествие на очередной остров загадочной страны анатомии. Впереди у вас, ребята, долгая, интересная жизнь, и я желаю, чтобы ваши глаза помогали вам познавать красоту окружающего мира даже в то непростое время, которое мы живем. А девизом пусть станут слова Максимилиана Волошина: Все видеть, все понять, все знать, все пережить, Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями, Все воспринять и снова воплотить.
|
Делают записи в тетрадях.
Знаю
| Хочу знать
| Узнал
|
| см в графе (деятельность учителя)
|
|
Учащиеся выполняют физминутку.
Слушаем сообщение, делаем заметки в тетради в графе «Узнал»
Знаю
| Хочу знать
| Узнал
|
|
| см в графе (деятельность учителя)
|
Делают записи в тетрадях в графу «Узнал»
Знаю
| Хочу знать
| Узнал
|
|
| см в графе (деятельность учителя)
|
Ответы детей.
- Веки, ресницы, брови – приспособления для защиты глаз. Зрачок, радужку, роговицу.
Работа с приложением.
Ответы учащихся.
1) из глазного яблока и вспомогательного аппарата. 2) из защитных образований, слезного и двигательного аппарата. 3) брови, ресницы, веки.
4) Ответы уч-ся.
5) слезной железой и слезовыводящими каналами.
6) Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцей. Регулирует количество света, расширяясь и сужаясь
7) Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией.
8) 9) Приложение 3 «Строение сетчатки» Колбочки и палочки (зрительные рецепторы) располагаются в сетчатке глаза. Палочки – рецепторы сумеречного света, колбочки раздражаются только ярким светом, с ними связано цветное зрение.
Делают записи в тетрадях в графу «Узнал»
Знаю
| Хочу знать
| Узнал
|
|
| см в графе (деятельность учителя)
|
Ответы учащихся. Заполняют графу «Узнал»
5) Зрительный анализатор: рецептор – колбочки и палочки сетчатки; путь – зрительный нерв; зона больших полушарий – затылочная.
Сообщение уч-ся. Это интересно см. приложение 5
Просвет диафрагмы – зрачок. Объектив – хрусталик, стекловидное тело (преломляющие среды глаза). Фотопленка – сетчатка глаза.
(Фотографии.)
(Кора головного мозга.)
Учащиеся выполняют физминутку.
|
5.
Рефлексивно-
оценочный.
(подведение
итогов урока)
| Садимся на свои места т.к. следующий этап урока – индивидуальный.
1. Предлагает проанализировать записи в тетради и сделать вывод: что нового мы узнали о «Зрительном анализаторе»? Заканчивает заполнение таблицы ЗХУ (графа «узнал») на доске.
2.Для закрепления изученного материала вам предлагаются тестовые задания на карточках.
См. прил. 6
Проверка результатов биологического
диктанта. Построим «Розу ветров (оценок)»
3. Подведение итогов урока предлагаю проделать в форме «СИНКВЕЙНА»
1 строка – Тема или предмет (1 существительное)
2 строка – описание предмета (2 прилагательных)
3 строка – описание действия (3 глагола)
4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение к предмету.
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).
|
Формулируют выводы, заканчивают заполнение таблицы ЗХУ в тетради (графа «узнал»).
Работа индивидуальная.
Работа индивидуальная
|
6.
Д/з
| 1. § 49 стр. 244 – 249 прочитать и ответить на вопросы. ИЛИ
2. Проанализировать записи в тетради.
3. По желанию доклады - сообщения. Доклады – сообщения: «Причины нарушения зрения», Гигиена зрения».
Общее задание: Научи друзей и близких людей делать упражнения для глаз.
| Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.
|
Приложение. У1.
На протяжении почти целого учебного года мы с вами познавали тайны строения нашего организма – главного чуда света. Мы изучали строение нашего мотора-сердца; узнали, зачем мы дышим, едим, благодаря чему двигаемся, говорим, думаем. Но в стране Анатомии – самой удивительной в царстве Биологии – остались еще несколько неизведанных нами островов Органов чувств. Эта группа островов имеет общее название, оно то и было темой нашего прошлого урока.
Удивительный механизм наши глаза. Как много дают они нам, людям, каждому человеку в отдельности и всему миру живого! Однажды я прочла фразу Платона о том, что “из органов боги прежде всего устроили светоносные глаза”. Именно благодаря глазам мы с вами получаем 95 % информации об окружающем нас мире, они же по подсчетам Сеченова дают человеку до тысячи ощущений в минуту. Для нас же эти малые цифры - все или почти все.
Что значат подобные цифры для человека XXI века, привыкшего оперировать двузначными степенями и миллиардами? И все же они для нас очень важны.
Я просыпаюсь утром и вижу лица своих родных людей. Я выхожу утром на улицу и вижу солнце или тучи, желтые одуванчики среди зеленой травы или заснеженные сопки вокруг. Я иду коридорами своей школы и вижу вас, своих учеников, – и вы улыбаетесь мне. Рафаэль, Рембрандт, Пикассо... – “Это надо видеть”, – говорим мы друг другу. “Посмотри мне в глаза”, – просим мы любимых. Ведь еще В. Гюго сказал о том, что “глаза – зеркало души”. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.
Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз. Посмотрите на портрет Струйской, принадлежащий кисти русского художника Федора Рокотова. Взгляд этой прекрасной женщины завораживает, притягивает, заставляет задуматься. А вот как описал его Мастер поэтических строк Николай Заболоцкий:
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полу плач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок.
Полу восторг, полу испуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
А теперь представьте на минуту, что вся красота окружающего нас мира исчезла. Вернее, это голубое небо, вулканы под белым покрывалом, лица друзей, улыбающиеся весеннему солнцу, существуют, но где-то вне нас, точнее, вне нашего зрения. Мы не можем этого увидеть, или видим только часть... Вы скажете, слава Богу, это не с нами. Мы просто не представляем свою жизнь в темноте.
У туркменского народа есть такая пословица: “От глазных болезней человек не умирает, но и о его здоровье никто не придет справляться”. И действительно, – от глазных болезней, как правило, не умирают. В нашей жизни, полной таких страшных слов, как рак. СПИД, инфаркт, инсульт, их существование не вызывает ощущение безысходности. Мы настолько смирились с неизбежностью потери зрения в той или иной степени, что вряд ли позвоним по телефону другу, чтобы поинтересоваться: “Ну, как там твои глаза?” На счет горла, печени, сердца обязательно спросим, а вот о глазах нет. Хотя еще в Древнем Египте именно глаза помогали ставить диагнозы больным. Этот метод известен и в настоящее время и называется “иридодиагностика”. Каждый орган имеет свою зону пятен на радужке глаза, и при заболеваниях эти пятна темнеют.
“Береги как зеница око”, – говорят о самом дорогом.
Вообще, надо отметить, что человеку, в отличие от многих млекопитающих, повезло. Мы обладаем цветовым зрением, но не воспринимаем ультрафиолетовые волны и поляризованный свет, помогающий ориентироваться в тумане некоторым насекомым.
Как же устроены наши глаза, в чем состоит принцип их работы? Сегодня на уроке мы приоткроем эту тайну.
Приложение 1.
Рис.1.
Рассмотри рисунок 1. Сравни его с рис. 102 в учебнике. Подпиши названия частей глаза.
Приложение 2.
Строение глаза
Системы
| Придатки и части глаза
| Строение
| Функции
|
Вспомогательные
| Брови
|
| |
Веки
|
| |
Слезный аппарат
|
| |
Оболочки глазного яблока
| Белочная
|
| |
Сосудистая
|
| |
Сетчатка
|
| |
Оптическая
| Роговица
|
| |
Водянистая влага
|
| |
Радужная оболочка (радужка)
| | |
Зрачок
|
| |
Хрусталик
|
| |
Стекловидное тело
|
| |
Световоспринимающая (зрительный анализатор)
| Фоторецепторы (нейроны)
|
| |
Зрительный нерв
|
| |
Строение глаза
Системы
| Придатки и части глаза
| Строение
| Функции
|
Вспомогательные
| Брови
| Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза
| Отводят пот со лба
|
Веки
| Кожные мышечные складки с ресницами
| Защищают глаз от световых лучей, пыли, пересыхания
|
Слезный аппарат
| Слезная железа и выводящие пути
| Слезы смачивают, очищают, предохраняют от инфекции глаз
|
Оболочки глазного яблока
| Белочная
| Наружная, плотная оболочка.
| Защита глаза от механического и химического воздействия.
|
Сосудистая
| Срединная оболочка, пронизанная кровеносными сосудами
| Питание глаза
|
Сетчатка
| Внутренняя оболочка глаза, состоящая из фоторецепторов – палочек и колбочек
| Восприятие света, преобразование в электрический импульс.
|
Оптическая
| Роговица
| Прозрачная передняя часть белочной оболочки
| Преломляет лучи света
|
Водянистая влага
| Прозрачная жидкость, находящаяся за роговицей
| Пропускает лучи света
|
Радужная оболочка (радужка)
| Передняя часть сосудистой оболочки
| Содержит пигменты придающий цвет глазу
|
Зрачок
| Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцей
| Регулирует количество света, расширяясь и сужаясь
|
Хрусталик
| Двояковыпуклая прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей
| Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией
|
Стекловидное тело
| Прозрачное тело в состоянии коллоида
| Заполняет глазное яблоко,пропускает лучи света
|
Световоспринимающая (зрительный анализатор)
| Фоторецепторы (нейроны)
| В сетчатке в форме палочек и колбочек
| Палочки воспринимают сумеречный свет, колбочки – цвет (цветовое излучение)
|
Зрительный нерв
| Нервные окончания начинаются от рецепторов сетчатки, соединяются в центростремительный нейрон, идущий в зрительную зону коры
| Воспринимает возбуждение рецепторных клеток и пере дает в зрительную зону коры головного мозга, где происходит анализ возбуждения и формирования зрительных образов
|
Приложение 3
«Строение сетчатки»
Сетчатка – светочувствительная часть глаза, которая прилегает изнутри к сосудистой оболочке глаза. Сетчатка имеет толщину 0,2 мм и состоит из нескольких слоев нервных клеток. Первый слой прилегает непосредственно к черным пигментным клеткам. Он образован зрительными рецепторами – палочками и колбочками. В сетчатке насчитывается примерно 130 млн палочек и около 7 млн колбочек различают цвет: одни - синий, другие - зеленый, третьи - красный. Человек способен различить до 250 основных тонов и 5-10 млн. оттенков.
Более чувствительны к свету палочки – их называют аппаратом сумеречного зрения. Колбочки, чувствительность к свету которых в 500 раз меньше. Это аппарат дневного и цветного видения.
Поиск по сайту: