Тема: «Количественный и порядковый счет»
В средней группе
Цель: закрепление знаний о количественном и порядковом счете, название геометрических фигур.
Задачи:
- различать количественный и порядковый счет в пределах пяти, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
- закрепление прямого счета в пределах пяти;
- учить соотносить количество предметов с цифрой;
- закрепить умение находить соседей числа;
- упражнять в различии геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- развивать двигательную активность детей, укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Оборудование: кукла Маша, Мышонок, Петушок, Лисичка, Курочка, Белочка, чашечки, математические полоски, грибочки, груши, рыбки, карточки с цифрами от 1 до 5, карточки с изображением геометрических фигур.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Маша. У нее сегодня День рождения. Пригласила Маша гостей. Да вот беда куколка не умеет считать и не знает сколько друзей к ней придет. Маша просит нашей помощи, поможем Маше сосчитать ее друзей?
Давайте сосчитаем Машиных друзей.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||
1 | ||||||
- Посмотрите, кто пришел первым? Да, первым пришел Мышонок. А кто пришел последним? А последним пришел Петушок. А кто стоит за Мышонком? (Лисичка) Кто же стоит перед Петушком? (Курочка) А кто стоит между Лисичкой и Курочкой? (Белочка)
- А какой по счету стоит Петушок? Не знаете? Чтобы это узнать начнем считать с самого первого гостя. Это называется порядковый счет, когда мы считаем по порядку с первого.
- Какой по счету стоит Мышонок? (Первый). Какой по счету стоит Лисичка? (Второй). Какой по счету стоит Белочка? (Третьей). Какой по счету стоит Курочка? (Четвертой). Какой по счету стоит петушок? (Пятый).
- А теперь посчитаем сколько чашечек с чаем Маша поставила своим друзьям.
Я задала вопрос сколько? А чтобы на него ответить, нам нужно посчитать. Это называется количественный счет, когда мы отвечаем на вопрос сколько? (Считаем чашечки). Одна, две, три, четыре, пять. Сколько чашечек? (Пять)
РАБОТА НА ПОЛОСКАХ
- Ребята, Маша пригласила своих друзей пройти в сад, а в саду у Маши растут яблочки, груши и даже есть пруд с рыбками. Давайте поможем куколке сосчитать яблоки, рыбок и груши.
- Положите на верхнюю полоску все яблоки. Сколько их получилось? (5). А на нижнюю полоску положите на одну грушу меньше. Сколько груш получилось? (4).
- На сколько груш меньше чем яблок? (На одну). Как сделать чтобы их было поровну? (Добавить одну грушу).
- А теперь все уберите и на верхнюю полоску положите все грибочки. Сколько их? (Три). А на нижнюю полоску на одну клубничку меньше. Как сделать чтобы их было поровну? (Добавить одну клубничку).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Дети, наша Маша устала. Теперь давайте немножко отдохнем. Повторяйте за мной.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
И на место тихо встать.
ИГРА «ПОСТАВЬ НА МЕСТО ЦИФРУ»
- Дети, выложите на столах цифровой ряд от 1 до 5.
На доске цифры стоят не на местах.
- Ребята, посмотрите, какая цифра стоит не на своем месте? Посмотрите, у вас на столах также разложены цифры? (Нет). Кто может расставить цифры по местам? (К доске выходит ребенок)