Методика как предмет изучения.




Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Здесь важное значение имеют способы обучения, расположения материала, принципы обучения и, наконец цели и задачи учебно-воспитательной работы в целом.

Под словом методика мы имеем в виду, прежде всего совокупность эффективных приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. В этом смысле методика может быть общей - в ней рассматриваются способы и приемы обучения, присущие всем предметам, и частной - здесь имеют ввиду способ обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету.

Под методом обучения мы понимаем способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение материала и повышается успеваемость. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся.

В педагогической литературе встречается также термин «прием». Приемы обучения - это отдельные моменты, из которых складывается метод обучения.

В живом процессе преподавания у каждого педагога вырабатывается своя методика работы, однако она не может быть произвольной, случайной. Индивидуальная система каждого педагога должна быть построена в соответствии с общими задачами школы, целями и требованиям современного образования.

Методика как наука занимается выработкой наиболее целесообразных методов обучения и воспитания, устанавливает правила и законы построения учебного процесса и с помощью психолого-педагогических методов экспериментальных исследований предлагает новые методы преподавания. Объектами научных исследований здесь могут быть и учащиеся, и преподаватели, содержание и объем учебных заданий, учебные программы. Цель исследований - это выявление специфических особенностей обучения тому или иному виду занятий. Особое значение в научных исследованиях имеют те выводы и рекомендации, которые способствуют совершенствованию методов работы учителей, повышают эффективность всей учебно-воспитательной работы в школе.

Поскольку основным объектом научных исследований в области методики преподавания является школьник, то, естественно, нельзя обойтись без таких наук, как психология, физиология, эргономика, и ряда других отраслей наук, тесно связанных с деятельностью человека.

Методика преподавания теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые оправдали себя и дают лучшие результаты.

Практическая методика изучает сам процесс обучения и воспитания. Изучение и приобретение навыков педагогической работы требует известных

навыков, так данная область педагогики является искусством, искусством трудным, сложным и очень ответственным.

Искусство преподавания приобретается в процессе практики долголетнего творческого труда.

Многим кажется что преподавание - настолько простое и легкое дело, что ему не надо учиться, достаточно лишь знать свой предмет. Но это далеко не так. Можно быть прекрасным художником, писателем, ученым, но плохим педагогом.

В преподавании, как и во всяком искусстве, требуется вдохновение, интуиция, находчивость, творческий подход к делу. Иногда учителю надо оживить урок, внести какие то изменения, а иногда и перестроить экспромтом весь урок в связи с неожиданной. Например, излагается новый материал, но данный класс не усваивает его, материал оказывается непосильный для этого состава учеников. Учителю приходиться умело вернуться к старому и подавать новый материал небольшими дозами, увязывая его со старым. Умение владеть учебным процессом, умение вовремя, иногда экспромтом, перестроить свой урок и требует особого искусства.

Преподавательская работа по своей природе деятельность творческая, живая. Учитель должен творчески подходить к делу, так как он имеет с живыми людьми, и работать по трафарету, по шаблону не может. Методика требует от педагога живого, эмоционального, творческого подхода к делу. Методика как искусство преподавания состоит в том, что учитель должен уметь правильно подойти к ученику, сразу увидеть, в чем он нуждается, и вовремя оказать ему помощь. Изложение материала должно быть простым и ясным. Более того, задача учителя состоит в том, чтобы сложные понятия раскрыть перед учеником в наиболее простой и доступной форме. Искусство преподавания требует очень много; и знания самого предмета, и усвоения основных положений педагогики, психологии, физиологии, и понимания закономерностей методики организации учебно-воспитательного процесса. И умения творчески использовать все эти знания в практике преподавания. Повышение педагогического мастерства неразрывно связанно с любовью педагога к своей деятельности. Между тем работа педагога, когда он бескорыстно отдает себя детям, полна захватывающего интереса и

приносит человеку огромное наслаждение. Здесь также бывают взлеты фантазий, вдохновение, радости и огорчения. Высокая цель делает труд педагога желанным и необходимым. Стремясь передать ребятам, радость творчества, научить их своими руками создавать красоту, педагог начинает познавать прелесть искусства преподавания, его неисчерпаемые возможности; он управляет педагогическим процессом, он радуется малейшему успеху своего ученика, его способности воспринимать, познавать и творить. Надо понимать, что одной любви к педагогической профессии недостаточно, чтобы овладеть методикой. Для того чтобы учитель мог успешно преподавать, ему нужно знать какие методы дают наилучшие результаты, с чего следует начинать, где следует сделать останову, что

выделить как главное. Еще Я.А. Коменский в своей «Великой дидактике» говорил об учителях, «большинство которых совершенно не знало дидактики и вследствие этого, желая выполнить свой долг, мучили себя истощали свои силы трудолюбием и старательностью; стремясь достигнуть успеха то тем, то другим способом, они меняли метод не без тягостный потери времени и трудов».

Изучение вопросов методики дает возможность учителю правильно строить педагогический процесс, основываясь на дидактических принципах, формах и методах преподавания, которые указаны общей педагогикой. Для успешного овладения методикой в первую очередь необходимо критически использовать все лучшее, что было достигнуто за предыдущие эпохи.

История методики преподавания - это прежде всего история педагогических идей и взглядов, многие из которых в свое время не получили по тем или иным причинам должного развития. Знание истории методов преподавания способствует выработке целостного взгляда на свой предмет. История методов преподавания, храня накопленный опыт предшествующих поколений, помогает правильно решать современные задачи.

Предмет изобразительного искусства в базисном учебном плане общих образовательных учреждений (всех учреждений) входит в образовательную область «искусства». На изучение предметов с1 по 7 классы отводится по 1 часу в неделю.

В 8 и 9 классах рекомендовано изучение интегрированного предмета «искусства» (35 учебных часов в год).

В федеральном комитете гос.стандарта по образовательной области искусства 2004 года определены цели задачи изучения предмета «изо.искусства» выделен обязательный минимум содержания основных образовательных программ, предложений подходы к выявлению опытов к художественной творческой деятельности школьников.

Сформировано требование к уровню подготовки выпускников. Предмет ИЗО представлен рядом учебных программ и учебно-методических комплектов разработанных различными авторскими коллективами (руководители проектов -:Борис Михайлович Неменский В.С. Кузин, Татьяна Яковлевна Шпикалова)-основные образовательные программы 2004 года постановления. У каждого учебники, тетради программы и методики. В современных образовательных учреждениях в системе дополнительного образования успешно работают многочисленные факультативы, кружки, студии дополнительного творчества. Основная работа-продолжение более углубленная по интересам.

Недостатки у Неменского все на воображении и нет рисунков. Худ. Школа(Кузин) полный строго академический порядок.

Задачи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: