Перечень практических умений и навыков




Материалы к экзамену

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика»

Специальность «Олигофренопедагогика. Логопедия»

Этап «Практические умения и навыки»

Перечень практических умений и навыков

На экзамене студент демонстрирует один навык, который указан в экзаменационном билете. Экзаменационный билет с содержанием практического навыка или умения выбирает студент (случайный выбор).

 

1. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Максим В., 7 лет. Период раннего развития без особенностей. Слух и зрение в норме. На обследовании показал: недостаточный уровень развития словесно-образного мышления, трудности логического запоминания и объяснения выборов в методике «Опосредованное запоминание»; быстро отвлекается. Переносный смысл литературного текста понял только после оказания обучающей помощи. Затрудняется в понимании сложных логико-грамматических конструкций. Отсутствует учебная мотивация. Общая и мелкая моторика в норме. Легко вступает в контакт.

2. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Сева С., 8 лет. Анамнестические данные: держание головы – 6 месяцев, сидение – 1г. 3 месяца, хождение - к 2 годам. Звукоподражание – к 5 годам. Первые слова к 6 годам. На момент обследования – продуктивный контакт затруднен вследствие повышенной отвлекаемости произвольного внимания и затруднений понимания обращенной речи. Познавательный интерес к предъявляемым заданиям отсутствует. Нуждается в упрощении вопросов и инструкций к заданиям. Пространственно-временные представления не сформированы. Недостаточный объем кратковременной произвольной зрительной памяти. Задания по изучению уровня развития вербального интеллекта недоступны. Предлагаемые виды не принимает.

3. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Саша С., 6 лет, беременность без осложнений. Роды – «кесарево сечение». До 3 месяцев имел диагноз «энцефалопатия». Основные показатели нервно-психического развития до 3 лет соответствуют возрастной норме. Результаты диагностики готовности к школе: запас жизненных представлений достаточный. Ошибки при сравнении понятий, установлении причинно-следственных связей. Навыки чтения и письма не сформированы. Адекватен, критичен, принимает направляющую помощь.

4. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Катя В., 11 лет. Обучается в массовой школе. Успеваемость удовлетворительная. Характеризуется как стеснительная, ориентирована на мнение окружающих, заниженная самооценка и уровень притязаний. Учителя обратились с жалобами на не мотивированное снижение успеваемости, имеющее парадоксальный характер: домашние задания выполнены правильно, работа по учебнику без ошибок. однако при выполнении контрольных работ с доски – множество ошибок. результаты психологического обследования: уровень развития психического развития соответствует возрастной норме.

5. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Коля К., 7 лет, период раннего развития без особенностей. На обследовании: уровень развития механической слуховой памяти не соответствует возрастной норме, остальные виды памяти развиты на достаточном уровне. При выполнении задания «Опосредованное запоминание» не понял инструкции, потребовалась обучающая помощь на 3-х примерах, в речи наблюдаются аграмматизмы, страдает связность речи. Допускал ошибки при установлении причинно-следственных связей, при установлении аналогий. Уровень развития наглядно-образного мышления соответствует возрастной норме. Наблюдаются трудности при выполнении заданий на понимание переносного смысла литературного текста. Интересы носят бытовой характер. Предпосылки формирования компонентов учебной деятельности не сформированы.

6. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Борис И., 6 лет. Беременность без осложнений. Характеристика периода раннего развития: сидение к году, ходьба – 1г. 8 месяцев, первые слова – к 4 годам. Родители отмечают симбиотическую привязанность к матери, отсутствие предметно-практической деятельности, любит играть с неигровыми предметами. Результаты обследования6 не контактен, большое количество двигательных и речевых стереотипий. Условия задания не воспринимает. В рисунках – большое количество острых углов, различных видов оружия. Не использует речь для общения.

7. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Миша Ч., 8 лет, период раннего развития – нижний порог нормы. Обучается в массовой школе. Учебная деятельность характеризуется неравномерностью: быстро наступает утомление при выполнении вербальных заданий. Результаты обследования: снижен объем слухоречевой памяти, затруднено понимание причинно-следственных связей, не употребляет в речи (и затруднено понимание) сложных логико-грамматических конструкций. Уровень развития наглядных форм мышления соответствует возрастной норме. Критичен, адекватен, принимает все виды помощи (в зависимости от сложности заданий).

8. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Толя С., 8 лет, обучается по программе для детей с трудностями в обучении. С программой обучения не справляется. Результаты психолого-педагогического обследования: некритичность и неадекватность поведения, выполняя задания не осуществляет текущего и итогового контроля. Ошибки при выполнении заданий по определению уровня развития наглядных форм мышления (ведущий тип выполнения заданий – наглядно-действенный уровень). Логические связи в методике «Опосредованное запоминание» не установил. Наблюдаются трудности понимания инструкций в заданиях. Навыки чтения, письма и счета не сформированы в соответствии с возрастом.

9. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Лиза М., 8 лет, поступила во 2 класс массовой школы. В возрасте 6 лет получила черепно-мозговую травму (результат аварии), период длительного лечения не позволил пойти в школу в срок. Запас жизненных представлений снижен, не сформированы учебные навыки, наблюдаются трудности в классификации и обобщении понятий, с трудом формируются графические навыки. Наблюдаются трудности в общении со сверстниками. На обследовании: уровень невербального и вербального интеллекта соответствует возрастной норме, отмечается сниженность продуктивности и работоспособности. Уровень выполнения заданий в начале обследования выше, чем в конце процедуры обследования.

10. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Егор А., 9 лет, выглядит младше своего возраста, контактный. Ведущий вид деятельности – игровая. На обследовании: адекватен и критичен. На все вопросы диагностической беседы ответил верно или частично. Все пробы по изучению уровня развития наглядного мышления выполнил верно. Затруднения вызвали методики по изучению вербального интеллекта: не установил аналогии «причина-следствие», «общее-частное», но принял организационную помощь; пересказ литературного текста с ошибками, затруднился в понимании переносного смысла рассказа «Осел и муравей».

11. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Диана Д., 8 лет, обучается в массовой школе. Беременность протекала под угрозой выкидыша, преждевременные роды. Отмечается повышенная склонность к простудным заболеваниям. На обследовании: ведущий вид памяти – словесно-логическая, уровень развития невербального и вербального интеллекта соответствует возрастной норме. Однако отмечаются трудности при механическом запоминании (в особенности числового материала), ниже средних показателей – умение устанавливать логическую последовательность числовых рядов.

12. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Варя Ф., 9 лет, родители – переселенцы из чернобыльской зоны. Период раннего развития – без особенностей. Однако отмечается повышенная склонность к заболевания, иммунитет снижен. В настоящее время имеет диагноз «бронхиальная астма». Учебная деятельность характеризуется неравномерностью, особенно снижается работоспособность к концу урока и к 3-4 уроку. Учителя жалуются на невнимательность, частую отвлекаемость, неправильное поведение (может лечь на парту или сидеть с закрытыми глазами). На обследовании: трудности переключения внимания, при изучении слуховой памяти («10 слов») – кривая запоминая резко идет вниз. Адекватна, критична, обучаема (к концу обследования обучаемость снижена).

13. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Аня М., 7 лет. Обучается в 1 классе массовой школы. Педагогическое наблюдение показало: работоспособность снижена, деятельность неравномерна, поведение плохо управляемо (даже на уровне игровой деятельности). При достаточной организации – обучаемость в норме. Часто конфликтна, импульсивна, неадекватная самооценка. Плохо сформирована функция контроля. На обследовании: критична, реагирует на замечания (в том числе по поводу поведения).

14. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Ваня К., 9 лет. Обучается по программе для детей с интеллектуальной недостаточностью. Результаты обследования: плохо идет на контакт, эхолаличен, во время обследования качается на стуле, сосет пальцы, не смотрит на психолога. Определить уровень психического развития трудно – в связи с высокой неконтактностью. На попытки «навязать» выполнение задания реагирует негативно (отодвигается, отворачивается, кричит).

15. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Богдан Ф., 11 лет, обучается в классе интегрированного обучения, по программе для детей с трудностями в обучении. Жалобы на неуспеваемость. На обследовании: недостаточный уровень развития внимания, в особенности произвольного. Нарушения константности зрительного восприятия. Существенно страдает восприятие комбинированного типа. Отмечается существенное снижение уровня развития словесно-логической памяти. Задания по изучению уровня развития наглядных форм мышления выполняет на наглядно-действенном уровне. Формы логического мышления (суждение и умозаключение) не доступны. Обучающую помощь не принимает. Критичность низкая.

16. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Артур Р., 11 лет, обучается в массовой школе в классе интегрированного обучения (по программе детей с трудностями в обучении), испытывает трудности в усвоении программного материала. На обследовании: страдает произвольность и переключение внимания, уровень развития зрительного восприятия в норме. Уровень развития наглядно-образного мышления соответствует возрастным показателям. Существенные трудности возникают при установлении логических связей между понятиями. Суждения и умозаключение не развиты. На обследовании критичен, использует предлагаемую помощь.

17. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Андрей В., 15 лет, обучается в массовой школе, характеризуется средним уровнем успеваемости, увлекается шахматами (имеет разряд). Родители характеризуют его положительно. Проблемы с учебой появились в прошлой четверти. Леша периодически пропускает уроки, не готовится к ним, не волнуется по поводу снижения оценок. Психолого-педагогическое обследование дало следующие результаты: все учебные навыки сформированы, однако выражено снижена учебная мотивация; уровень развития памяти в норме, испытывал затруднения при выполнении задания на установление сложных аналогий (принял направляющую помощь). Изучение особенностей личности показало наличие акцентуации характера с выраженным чувством справедливости. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются положительно.

18. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Арина Ю., 10 лет. Перинатальный период развития без осложнений, роды в срок, без осложнений. В раннем возрасте наблюдалась отгороженность от окружающих, в особенности не реагировала на бабушку и дедушку, проживающих вместе с родителями. Характерны стереотипные движения при волнении, недовольстве. Речевые высказывания развернутые, часто повторяет услышанное в телевизионных передачах. Тяжело вступает в контакт, характерны многочисленные страхи. На обследовании: не принимала ситуации обследования, не вступала в контакт, на вопросы о себе не отвечала. В течении всего обследования «перебирала» браслет на руке. Эмоционально реагировала на попытки мамы подсказать ответы.

19. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Алина Ф., 10 лет. Период раннего развития соответствовал возрастной норме. Обучается в массовой школе. Учитель в последние 3-4 месяца стал жаловаться на появление массовых ошибок при устных ответах на задаваемые вопросы, что вызвало снижение успеваемости. Причем девочка очень внимательная, при объяснении материала всегда внимательно смотрит на учителя. При чтении и выполнении заданий по учебнику ошибок не допускает. На обследовании выполнение всех заданий соответствует возрастной норме, критична, адекватна.

20. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Коля К., 7 лет, период раннего развития без особенностей. На обследовании: уровень развития механической слуховой памяти не соответствует возрастной норме, остальные виды памяти развиты на достаточном уровне. При выполнении задания «Опосредованное запоминание» не понял инструкции, потребовалась обучающая помощь на 3-х примерах, в речи наблюдаются аграмматизмы, страдает связность речи. Допускал ошибки при установлении причинно-следственных связей, при установлении аналогий. Уровень развития наглядно-образного мышления соответствует возрастной норме. Наблюдаются трудности при выполнении заданий на понимание переносного смысла литературного текста. Интересы носят бытовой характер. Предпосылки формирования компонентов учебной деятельности не сформированы.

21. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Вячеслав А., учащийся вспомогательной школы, 15 лет. Обследован ПМПК в связи с жалобами учителей и близких на трудности установления с ним контактов. Во вспомогательной школе обучается 2 последних года, до этого обучался на надомном обучении. Поведение Вячеслава учителя воспринимали как «домашнее», т.е. несформированное. Однако в настоящее время у них контакт с ребенком так и не сложился. На обследовании: держится напряженно, внешний вид неопрятный. Визуальный контакт очень кратковременный. В беседе выясняется, что подросток страдает немотивированными страхами. Гиперчувствительность и страхи вызывают у него пушистые предметы, громкие звуки и голоса. Наблюдаются речевые стереотипии. Характерны стереотипные двигательные реакции: раскачивается из стороны в сторону, теребит бумагу. Все это сопровождается снижением содержательной стороны речи и называнием себя в третьем лице («Коля устал, он не хочет»).

22. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Павел Я., 6 лет, посещает ДОУ. В анамнезе отмечается преждевременность родов и перинатальная гипоксия. Со слов мамы ребенок долго не говорил (не гулил, не было лепета), затем сразу появились отдельные слова. Мать жалуется, что в его поведении часто проявляется агрессия, у него не формируются навыки самообслуживания. В группе поведение ребенка неадекватное, с детьми не контактирует, проявляет негативизм при принуждении к совместным действиям. Отмечается общая неловкость движений, нарушение координации, но когда убегает от воспитателя – ловок. Избирателен в выборе блюд. Часто играет один: перебирает отдельные игрушки, переставляет их, но не организует с ними сюжетную игру. Плаксив, агрессивен, часто возбужден, себя критично не оценивает, часто испытывает немотивированные страхи.

23. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Юра А., 7 лет 6 месяцев. Ученик первого класса школы-интерната для детей с трудностями в обучении. Настроение чаще повышенное, любит быть в центре внимания, дружен с детьми, но стойких привязанностей не имеет. Чрезмерно подвижный и ловкий. С удовольствием чтение детских книг. На уроках вертится, сползает под стол, громко выкрикивает «А когда пойдем гулять?», не выполняет требования учителей с первого раза. Ведущий вид деятельности – игровая, ведущая игра – сюжетно-ролевая. На обследовании: рассказ со скрытым смыслом понимает верно. Серию сюжетных картинок раскладывает без ошибок. задания невербального характера выполняет успешнее, особенно если они проводятся без ограничения времени.

24. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Костя П., 7 лет. На обследовании; отказ от любых контактов, выраженная пассивность по отношению к сенсорным раздражителям, отсутствие зрительного контакта, вычурность двигательных поз. По словам мамы в раннем детстве был агрессивным ребенком, не любил, что бы его брали на руки, не контактировал с бабушками и дедушками.

25. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Кристина П., 8 лет. Обучается на дому в связи с текущим соматическим заболеванием. Педагогическое наблюдение показало: работоспособность снижена, деятельность неравномерна, поведение плохо управляемо (даже на уровне игровой деятельности). При достаточной организации – обучаемость в норме. Часто конфликтна, импульсивна, неадекватная самооценка. Плохо сформирована функция контроля. На обследовании: критична, реагирует на замечания (в том числе по поводу поведения).

26. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Владик З., 8 лет. Анамнестические данные: держание головы – 6 месяцев, сидение – 1г. 3 месяца, хождение - к 2 годам. Звукоподражание – к 5 годам. Первые слова к 6 годам. На момент обследования – продуктивный контакт затруднен вследствие повышенной отвлекаемости произвольного внимания и затруднений понимания обращенной речи. Познавательный интерес к предъявляемым заданиям отсутствует. Нуждается в упрощении вопросов и инструкций к заданиям. Пространственно-временные представления не сформированы. Недостаточный объем кратковременной произвольной зрительной памяти. Задания по изучению уровня развития вербального интеллекта недоступны. Предлагаемые виды не принимает.

27. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Дима А., 9 лет. Выглядит младше своего возраста, контактный. Ведущий вид деятельности – игровая. На обследовании: адекватен и критичен. На все вопросы диагностической беседы ответил верно или частично. Все пробы по изучению уровня развития наглядного мышления выполнил верно. Затруднения вызвали методики по изучению вербального интеллекта: не установил аналогии «причина-следствие», «общее-частное», но принял организационную помощь; пересказ литературного текста с ошибками, затруднился в понимании переносного смысла рассказа «Осел и муравей».

28. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Виталий Ч., 15 лет, обучается в массовой школе, характеризуется средним уровнем успеваемости, увлекается шахматами (имеет разряд). Родители характеризуют его положительно. Проблемы с учебой появились в прошлой четверти. Леша периодически пропускает уроки, не готовится к ним, не волнуется по поводу снижения оценок. Психолого-педагогическое обследование дало следующие результаты: все учебные навыки сформированы, однако выражено снижена учебная мотивация; уровень развития памяти в норме, испытывал затруднения при выполнении задания на установление сложных аналогий (принял направляющую помощь). Изучение особенностей личности показало наличие акцентуации характера с выраженным чувством справедливости. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются положительно.

29. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Данила Д., 9 лет, обучается в массовой школе. Поступили жалобы на неуспеваемость (не справляется с программой). Период раннего развития в норме. Семья неполная, стиль воспитания – гипоопека. Детское дошкольное учреждение не посещал. Не сформированы основные учебные умения и навыки, снижена учебная мотивация, интересы носят бытовой характер. На обследовании: адекватен, принимает обучающую помощь (остальные виды помощи не достаточны). Уровень развития невербального интеллекта соответствует возрастной норме. Наблюдается трудность в определении понятий и их обобщении, классификации. Выполняет сравнение по несопоставимым признакам. Не выполняет сличающий и итоговый контроль при выполнении заданий.

30. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Слава А., 7,5 лет. Обучается в массовой школе, не справляется с программой. Результаты обследования: контактный, общительный, легко адаптировался к ситуации обследования, сразу перешел с членами комиссии на «ты». В речи массовые агграматизмы, снижен глагольный словарь. Методики «Доски Сегена» и «Почтовый ящик» выполнил без ошибок на наглядно-действенном уровне. Классификацию предметов выполняет на ситуативном уровне. Единичные правильные выборы в методике «Исключение лишнего» не может объяснить. При выполнении методики «Опосредованное запоминание» не устанавливает логических связей. Обучающую помощь при выполнении заданий не принял.

31. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Анжела Р., 10 лет. Неконтактна, крайне негативно реагирует на посторонних людей. Контакт на обследовании затруднен. Внимание отвлекаемо, не соответствует возрастным показателям уровень произвольности внимания. Речь взрослого не выступает в качестве регулятора деятельности. Нарушена осмысленность зрительного и слухового восприятия. Объем запоминания составляет 2-3 объекта, лучше развита зрительная память. Наглядное мышление развито на наглядно-действенном уровне. Самостоятельно умозаключения не устанавливает. К концу обследования внимание крайне снизилось, стала проявляться неадекватность поведения. Стимулирующий и организационный вид помощи не доступен. Самооценка завышена, по результатам обследования утверждает, что выполнила все предложенные задания.

32. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Арсений Ц., 9 лет. Неконтактный. Отмечается привязанность к маме и бабушке. В раннем детстве речь появилась к 3 годам – отдельные слова, причем, только глаголы, со временем речевая активность стала снижаться. Крайне педантичен, расположение личный вещей на не местах вызывает плаксивость, сниженный фон настроения. Любит рисовать каракули в тетради, причем, только шариковой ручкой. Характерна вычурность походки. Отмечается высокой количество разнообразных страхов, особенно днем, испуг может вызвать даже шорох одежды при раздевании, а громкий звук телевизора воспринимается ребенком спокойно.

33. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Костя К., 7 лет, период раннего развития без особенностей. На обследовании: уровень развития механической слуховой памяти не соответствует возрастной норме, остальные виды памяти развиты на достаточном уровне. При выполнении задания «Опосредованное запоминание» не понял инструкции, потребовалась обучающая помощь на 3-х примерах, в речи наблюдаются аграмматизмы, страдает связность речи. Допускал ошибки при установлении причинно-следственных связей, при установлении аналогий. Уровень развития наглядно-образного мышления соответствует возрастной норме. Наблюдаются трудности при выполнении заданий на понимание переносного смысла литературного текста. Интересы носят бытовой характер. Предпосылки формирования компонентов учебной деятельности не сформированы.

34. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Антон И., 11 лет, обучается в массовой школе в классе интегрированного обучения (по программе детей с трудностями в обучении), испытывает трудности в усвоении программного материала. На обследовании: страдает произвольность и переключение внимания, уровень развития зрительного восприятия в норме. Уровень развития наглядно-образного мышления соответствует возрастным показателям. Существенные трудности возникают при установлении логических связей между понятиями. Суждения и умозаключение не развиты. На обследовании критичен, использует предлагаемую помощь.

35. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Дима Я., 8 лет, период раннего развития – нижний порог нормы. Обучается в массовой школе. Учебная деятельность характеризуется неравномерностью: быстро наступает утомление при выполнении вербальных заданий. Результаты обследования: снижен объем слухоречевой памяти, затруднено понимание причинно-следственных связей, не употребляет в речи (и затруднено понимание) сложных логико-грамматических конструкций. Уровень развития наглядных форм мышления соответствует возрастной норме. Критичен, адекватен, принимает все виды помощи (в зависимости от сложности заданий).

36. Решите диагностическую задачу (поставьте предварительный диагноз и аргументируйте свой ответ): Лера С., 7 лет. Обучается в 1 классе массовой школы. Педагогическое наблюдение показало: работоспособность снижена, деятельность неравномерна, поведение плохо управляемо (даже на уровне игровой деятельности). При достаточной организации – обучаемость в норме. Часто конфликтна, импульсивна, неадекватная самооценка. Плохо сформирована функция контроля. На обследовании: критична, реагирует на замечания (в том числе по поводу поведения).

 

 

Материалы к экзамену обсуждены и утверждены на заседании кафедры коррекционной работы. Протокол № от.0.2012.

 

Старший преподаватель М.В.Швед

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: