координатное пространство медиакомпаний




Стратегические бизнес-системы и новое

Г.Н. Степанова

e-mail: stepanovagn@mail.ru

 

В статье рассмотрены вопросы организационного построения современных организаций в контексте новой управленческой парадигмы стратегического менеджмента. Предложена оптимальная конфигурация современного холдинга как стратегического архитектора, конструирующего стратегическую действительность и моделирующего новый рынок. Особое внимание уделено построению медиакомпании на основе управления стратегическими бизнес-единицами.

Ключевые слова: конфигурация бизнеса, проактивное управление,стратегические бизнес-единицы, стратегический архитектор, стратегия развития, управленческий холдинг.

 

Целью работы является определение принципов организационного построения современных медиакомпаний, соответствующих современной управленческой парадигме стратегического менеджмента.

Как отмечают специалисты, в последние годы в медиаиндустрии происходит масштабная диверсификация медиаактивов, вызванная инвестиционной привлекательностью СМИ и информационно-рекламных ресурсов [1].

Экономические и технологические изменения постиндустриальной экономики ставят вопрос об оптимальной конфигурации современных бизнес-систем. Концентрация производства как форма мобилизации факторов доходности становится основой образования крупных рекламных и издательско-производственных объединений, которые в современных условиях имеют форму корпораций холдингового типа.

Управление корпорацией реализуется через организационную структуру управления, под которой понимается единство устойчивых взаимосвязей между элементами, обеспечивающими управление функциями и процессами, протекающими в организации.

Зарубежные и отечественные экономисты отмечают трансформацию структур управления в соответствии с жизненными циклами бизнеса и динамикой организационного развития [2, 3].

Во время более ранних адапта­ционных волн, имевших место в середине ХХ в., произошел переход от функ­циональной структуры к дивизиональной по принципу хозяй­ственных областей. В конце ХХ в. организационной формой будущего считали матричную структуру, которая не подтвердила свою эффективность и нашла ограниченное применение.

С конца ХХ в. большую популярность приобрела организационная форма –управленческий холдинг, в котором многофункциональный корпоративный центр принимает производственные, технические, кадровые, маркетинговые и финансовые решения.

Однако данная структура управления не может ликвидировать следующие проблемы управления, что приводит к росту издержек и требует отдельных решений:

– в ходе выполнения сложных задач возникают ошибки, связанные с потерей информации на различных иерархических уровнях. Это требует введения бюрократических механизмов контроля, увеличивающих управленческие расходы;

– централизованная координация диверсифицированных подразделений характеризуется информационной асимметрией, когда центр хуже разбирается в бизнес-процессах, чем руководители подразделений, в результате чего растут издержки вмешательства. Современная бизнес-система решает такие вопросы посредством делегирования полномочий на нижние уровни управления;

– на уровне отдельного подразделения возникают издержки влияния,когда сотрудники воз­действуют на центр, транслируя собственное видение проблем.

В управленческом холдинге подразделения характеризуются ориента­цией либо на функцию, либо на объект (область). Такое организационное построение содержит опасность высоких бюрократических издержек, возникающих по следующим причинам – недостаточной процессной ориентации и чрезмерного внимания к специалистам (при функциона­льной конструкции бизнеса) или обособления облас­тей, что приводит к «объектному» эгоизму, внутрифирменной кон­курентной борьбе и неэффективным общекорпоративным расходам (при объектной организации холдинга).

Взаимодействие между сотрудниками, выходящее за пределы функции или области, в корпорации часто отсутствует, что делает затруднительным обмен ресурсами и ведет к издержкам координации и контроля.

Для снижения этих издержек в зарубежных корпорациях используются неформальные структуры, сформированные для достижения процессных целей. Увязка знаний и опыта в масштабе холдинга позволяет оценить компетенции, закрепить управленческие решения, выработанные в отдельных структурах, в качестве «рутинных» процедур решения аналогичных проблем. Преимуществом самоуправляемых групп является также внутригрупповой контроль и самоконтроль. Однако если корпорация делает основной акцент на создании неформальных структур, общефирменные цели при отсутствии институционально упорядоченных рамок заменяются групповыми, что приводит к издержкам потери ко­ординации. Кроме того, неформальные структуры в большей степени склонны к использованию уже имеющегося знания, а не к систе­матическому его обновлению и передаче в масштабе холдинга.

Американский экономист М. Кастельс в своей работе «Информационная эпоха» отмечает, что бурное развитие информационных технологий, использование знаний и информации во всех процессах материального производства, в сфере распределения и обращения в конце ХХ в., вызвало кризис старой, мощной, но чрезмерно «жесткой» экономической модели, связанной с вертикальной иерархией и с олигополистическим контролем над рынком. Ответом на структурную перестройку мировой экономики конца ХХ – начала ХХI в., переход от массового производства к дифференцированным рынкам, стало появление новых организационных структур, представляющих собой многоцентровые каналы или гибкие организации, основанные на многокомандной командной работе [4].

Это потребовало трансформации управленческого холдинга в многопрофильную структуру, которую можно назвать стратегическим архитектором.

Следует отметить, что термин «стратегический архитектор» использовался в работах зарубежных и отечественных экономистов (Н. Фут, Д. Хенсли, М. Лэндсберг, Р. Моррисон, Д.А. Жданов и др.) для обозначения холдинга, построенного по дивизиональному принципу [5–7].

В современных условиях повышения уровня сложности решаемых в корпорации задач и переносом акцента в управлении на рыночное пространство следует изменить содержание термина «стратегический архитектор». Это продиктовано тем, что функционирование современного холдинга подчиняется следующим правилам.

Согласно классическому стратегическому подходу, провозглашенному в индустриальной экономике, задачей управления является стабильное равновесие организации с внешней средой, призванное повысить уровень предсказуемости бизнеса. На это направлен рациональный инкрементализм, который зарубежные и отечественные экономисты называют стратегией раздельных приращений, основанной на практичности, формализации, фрагментарности и учете ограничивающих факторов [8–9].

Однако в современных условиях не только организация движется к цели, но и само пространство меняется, т.е. имеет место динамическая система координат. Таким образом, стационарность на современных рынках может присутствовать на коротких интервалах времени.

Несоответствие внешних условий и внутрифирменного потенциала в определенный момент достигает своего критического значения, что приводит к кризису либо к необходимости дорогостоящего приспособления бизнеса к внешнему окружению. На смену рациональному инкрементализму приходит логический инкрементализм, под которым экономисты Дж.К. Куинн, Дж. Войер понимают «сознательный, целенаправленный, активный менеджмент», основанный «на мощном логическом фундаменте» и позволяющий «одновременно управлять множеством разнообразных факторов» [10].

Рынки ХХI в. отличаются непредсказуемостью, турбулентностью, вихреобразностью, высоким уровнем сложности и подвижности (изменчивости) внешней среды.

В этих условиях ограниченности действенных управленческих инструментов правила поведения организации формулируются на основе инвайроментализма – теоретических и философских школ, в которых решающая роль отводится внешней среде [11].

Современные специалисты по стратегическому менеджменту высказывают мнение, что успешными являются не те организации, которые пытаются адаптироваться к внешней среде, а те, кто может использовать «стратегические неожиданности» как катализатор создания новых возможностей. Как отмечает американский экономист Б. Питман, «вызов сам по себе уже порождает новые идеи..» [12].

Отечественный экономист Н.П. Масленникова называет основной функцией современной организации способность превращать любые изменения в новые возможности в результате систематической инновационной деятельности [13].

Таким образом, стратегической задачей современной организации должно стать не пассивное реактивное управление, приспособление и адаптация к рынку, а проактивное управление. Стратегический архитектор должен стать конструктором стратегический действительности, модератором качественно нового рынка, разработчиком новых моделей поведения, соответствующих характеру внешней среды.

В конце ХХ в. в стратегической теории широкое распространение получил ресурсный подход, традиционный принцип которого исходил из необходимости соответствия (или «выравнивания») ресурсов внешней среде. Американские экономисты Р.Е. Мальз и С.С. Сноу отмечали, что процесс достижения этого соответствия начинается с приспособления фирмы к рыночному пространству, что и определяет ее стратегию [14]. Экономист Дж.К. Лафта называет это теорией ресурсной зависимости, описывающей «организацию как активную, рационально действующую, зависимую от других организаций систему, способную в результате целенаправленной сознательной политики снижать неопределенность окружающей среды и свою зависимость от нее» [15].

Однако в начале ХХI в. экономисты стали предлагать другую трактовку «ресурсной концепции». Специалист по стратегическому анализу Р. Грант отмечает: «В динамической окружающей среде постиндустриальной экономики обычного подхода к разработке стратегии, делающего акцент на соотношении между внутренними ресурсами и внешними возможностями недостаточно для того, чтобы обеспечить долговременную конкурентоспособность» [16, с. 43].

Экономисты определяют особую роль внутрифирменных параметров, подчеркивая, что стратегический потенциал в большей мере определяет успех бизнеса, чем конкурентные стратегии. Р. Грант предлагает рассматривать организацию как «совокупность ресурсов и способностей, которые являются первичными детерминантами ее стратегии и эффективной деятельности», подчеркивая – «чем сильнее размах изменений во внешней среде, тем выше вероятность того, что именно внутренние ресурсы и способности фирмы станут фундаментом для долгосрочной стратегии» [16, с. 142–143.].

В современной трактовке синтез ресурсной и рыночной концепций предполагает изменение характера взаимодействия организации с внешней средой.

Суть новой парадигмы стратегического менеджмента заключается в том, что организация оказывает влияние на характер взаимодействия организации с внешней средой. Как отмечают отечественные ученые Е.Б. Баблюк и Р.В. Моргачев, «организации все чаще обращают внимание на внутрифирменные ресурсы, стараясь идентифицировать способности, вокруг которых можно моделировать новое бизнес-пространство» [17]. Таким образом, главной задачей стратегического архитектора становится использование внутреннего потенциала для изменения рыночного пространства.

Решение этой задачи требует изменения внутренней конфигурации бизнеса.

С организационной точки зрения рынки ХХI в. имеют следующие особенности:

– усложнение всех объектов, существующих в многомерном пространстве постиндустриальной экономики;

– наличие интеграционных связей, которыми обладает сегодня каждый объект управления, выступающий не обособленной единицей, а представителем рынка, носителем его специфики;

– рассмотрение объектов на основе осмысления многогранности и глубины их проявления, что позволяет привнести организационную ясность в систему управления;

– понимание ХХI в. как века систем рынков и «систем отношений», когда все внутрифирменные и рыночные субъекты воспринимаются как самостоятельные рынки. Важной особенностью этих рынков является тот факт, что они могут быть разнонаправлены по отношению к организации: быть параллельными (не пересекаться в интересах); противоположными по интересам; совпадающими (дополняющими друг друга или конкурентными).

Новая организационная концепция стратегического управления заключается в переходе от иерархической структуры к децентрализованному управлению бизнес-единицами.

Г. Минцберг отмечает следующие аргументы введения децентрализации управления:

– чем более сложной является внешняя среда организации, тем более децентрализованной должна быть структура последней, что объясняется тем, что обрабатывать информацию и принимать адекватные управленческие решения могут только профессионалы, непосредственно занимающиеся определенным продуктовым направлением или конкретной функцией;

– чем более диверсифицированы рынки, на которых функционирует организация, тем в большей степени она должна произвести внутреннее структурирование организационных единиц на основе характера товаров или услуг: диверсификация рынка влечет за собой структурное дробление организации, когда каждая бизнес-единица обладает всей «полнотой власти» на своем рынке [18].

Как отмечают зарубежные и отечественные экономисты, в современных корпорациях данные правила реализуются через предпринимательство низших уровней, т. е. через бизнес-единицы, наделяемые стратегической независимостью и управленческими полномочиями с целью прибыльного развития [19].

Под стратегическими бизнес-единицами медиакомпанииследуетпонимать подразделения, отвечающие за продуктовые, функциональные, региональные направления бизнеса, действующие на основе ключевых компетенций и деловых стратегий, адаптированных к стратегическим зонам хозяйствования и интегрированных в общекорпоративный бизнес [20].

Для стратегических бизнес-единиц характерны следующие черты:

– концентрация усилий на продуктовом, функциональном, региональном направлениях;

– синтез технологических инноваций и рыночных возможностей;

– ориентация на внутреннее предпринимательство, включение работников в управление бизнесом.

Преимуществами стратегических бизнес-единиц являются:

– маневренность за счет стратегии, учитывающей специфику каждой бизнес-единицы;

– работа в растущих областях бизнеса с высокой нормой прибыли; перераспределение ресурсов в стратегические зоны хозяйствования с наибольшим потенциалом доходности, что позволяет генерировать денежные потоки в соответствии с инновационной стратегией;

– клиентоориентированность;

– диверсификация риска на более широкой предпринимательской базе, что повышает инвестиционную привлекательность бизнеса.

Управление автономными самостоятельными бизнес-единицами может быть реализовано посредством интеграции, обеспечивающей многоцелевое использование производственных ресурсов, внутрифирменный трансферт информации, знаний, технического и управленческого опыта. В результате создается децентрализованная организаци­онная структура с единым центром, основанная на принципах «модульной специализации», что позволяет достичь высокой предпринимательской активности самостоятельных подразделений в рамках ассоциированной деятельности и обеспечить синергетический эффект.

Отечественный экономист Б.Л. Кузнецов называет синергетический эффектуникальным конкурентным преимуществом, механизмом формирования «стратегии прорывной сверхвысокой конкурентоспособности и современного синергетического маркетинга» [21].

Учитывая многоплановость решаемых задач, управление медиакомпанией должно осуществляться на основе многомерной конструкции, разработанной зарубежными и отечественными экономистами (У. Гоггином, Р.А. Акоффом, О.С. Виханским, А.Н. Наумовым и др.) [22, 23].

Традиционно многомерная модель структурирована в разрезе маркетинговых задач (целевых, продуктовых, региональных групп), а также ресурсов, функций и методов менеджмента.

В стратегическом архитекторе под гранями многомерной структуры следует понимать системную интеграцию стратегических бизнес-единиц, консолидированных с целью решения общекорпоративных задач.

Каждое подразделение (грань модели) самодостаточно в функциональном (продуктовом, региональном) отношении и направлено как на развитие внутреннего предпринимательства, так и на взаимоотношения с рыночными агентами. Стратегические бизнес-единицы несут общекорпоративную интегральную ответственность за продуктово-рыночные комбинации, оперативное управление, финансовые результаты и стратегическую перспективу. Это позволяет обеспечить внешнюю и внутреннюю эффективность, маневренность и оперативность в решении стратегических задач.

Управление стратегическим архитектором децентрализовано, и, в противоположность избыточному бюрократизму функционального структурирования, роль администрации продиктована задачей обеспечения результативности ключевых бизнес-процессов. При этом стратегические бизнес-единицы (по решению руководства) могут использовать объединенные ресурсы холдинга – организационные, инвестиционные, финансовые и т.п.

Структура стратегического архитектора определяется степенью вовлечения центра в решение оперативных и стратегических задач. Распределение функций между центром и стратегическими бизнес-единицами определяется характером возникающих проблем, объемом делегированных полномочий и уровнем компетенции менеджмента:

– если хозяйственные вопросы не решаются в полном объеме и с необходимой результативностью на уровне бизнес-единиц, то руководство перераспределяет управленческие задачи другим службам и, в первую очередь, корпоративному центру;

– если собственники хотят быть уверенными в эффективном использовании собственности, необходимо обеспечить дополнительное «управленческое участие» – ввести централизованные консультационную и контрольную функции;

– если руководители бизнес-единиц демонстрируют компетентность, лояльность и инициативу – способность самостоятельно и эффективно решать поставленные задачи без дополнительных агентских издержек, – следует минимизировать централизованную управленческую нагрузку и сократить организационные ресурсы;

– подразделения стратегического архитектора функционируют как относительно самостоятельные подсистемы, создающие внутриорганизационные «свободные» рынки выполнения функций и решения задач. Управляющая компания может снизи­ть издержки координациипосредством выведения из структуры холдинга неэффективных бизнес-единиц и управленческих служб, покрывая обеспечиваемые ими потребности внешними закупками (бухучет, аудит, консалтинг, логистика) либо выделить их в самостоятельные фирмы с индивидуальной финансовой ответственностью за результаты работы.

Стратегический архитектор как многопрофильная интегрированная конфигурация обладает следующими преимуществами:

– эффективное управление стратегическими зонами хозяйствования и целевыми группами (читательской аудиторией, рекламодателями, интернет-пользователями);

– сбалансированный продуктово-рыночный портфель с точки зрения оптимизации печатного и электронного контента;

– концентрация ресурсов на ключевых бизнес-процессах;

– трансферт информации, знаний, технического и управленческого опыта; перераспределение компетенций управленческого персонала в соответствии со стадиями жизненного цикла стратегических бизнес-единиц;

– синергетический эффект на основе взаимодействия бизнес-единиц, дополнения централизованного управления рыночными механизмами.

В информационной экономике ХХI в., где хозяйственные трансакции проводятся с помощью сетевых электронных средств, поэтому по-новому ставится вопрос об организационных структурах управления [24, 25]. «Ответом традиционных медиа на вызов «цифровой революции» должна стать разработка кросс-медийной конвергентной стратегии развития медиаиндустрии» [26].

Преобразование традиционных индустриальных кор­пораций в креативные сети будет происходить путемкластеризации последних, выделения в них инновационных центров, роль которых усилится при снижении значимости традиционных структур.

Актуальными в информационном обществе становятся виртуальные построения, которые реализуют новый «революционный скачок» в управлении социально-экономическими системами.

Виртуальная корпоративизация сдвигает систему переговорно-компромиссных отношений от силовой борьбы и линейного администрирования к сотрудничеству, что приводит к эволюции иерархии в направлении особой формы «системно-безграничных» «расширяющихся» сетей на основе принципа горизонтальной самоорганизованной структуризации. При этом формальная организационная структура может самопроизвольно меняться от иерархии к сетевому построению и обратно в зависимости от ситуации.

 

С писок литературы

1. Шаронин П.Н. // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2013. № 1. С. 155–160.

2. Богомолова В.А., Машинская И.С. // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2011. № 6. С. 105–111.

3. Голинков Ю.П., Макаров И.А. // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2011. № 6. С. 126–136.

4. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура; пер. с англ.; под научн. ред. проф. О.И. Шкаратана. М.: Изд-во ГУ – Высшей школы экономики, 2000. 608 с.

5. Фут Н., Хенсли Д., Лэндсберг М., Моррисон Р. // Вестник McKinsey. 2003. № 3.

6. Жданов Д.А. Агентские отношения и организационное построение корпораций. Часть 2 // Экономическая наука современной России. 2013. № 2. С. 88–103.

7. Жданов Д.А., Данилов И.Н. Организационная эволюция корпораций. М.: Дело АНХ, 2011. 272 с.

8. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Стратегический менеджмент: Системный подход. М.: Генезис, 2011. С. 25–31.

9. Lindblom Ch., Braybrooke D. A strategy of decision. N.Y., 1963.

10. Куинн Дж.Б., Войер Дж. Логический инкрементализм: управлениепроцессом создания стратегни. В Кн. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс концепции, проблемы, решения; пер. с англ.; под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. С. 142–143.

11. Оксфордский толковый словарь по психологии; под ред. А.С. Ребера, 2002. С. 172.

12. Sir Brian Pitman. In My Opinion. Management Today (Jine 2000): 14.

13. Масленникова Н.П. Управление развитием организации. М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. С. 84–155.

14. Miles R.E., Snow C.C. Fit, Failure and the Hall of Fame. N.Y.: Macmillan, 1994.

15. Лафта Дж.К. Теория организации. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С. 116.

16. Грант Р. Современный стратегический анализ. Курс МВА по стратегическому менеджменту; пер. с англ. под ред. В.Н. Фунтова. СПб.: Питер, 2011. С. 43, 142–143.

17. Баблюк, Е.Б., Моргачев Р.В. // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2011. № 5. С. 105.

18. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. СПб.: Питер, 2001. С. 254–280.

19. Поляков А.Ю. // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2010. № 5. С. 170–171.

20. Степанова Г.Н., Аржанов М.А., Исаева О.И., Поляков А.Ю. Стратегическое управление организацией на основе бизнес-единиц: монография. М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2011. С. 18–22.

21. Кузнецов Б.Л. Синергетический менеджмент в машиностроении. Наб. Челны: Изд-во Камского госуд. политех. ин-та, 2002. С. 90.

22. Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент. 4-у изд., перераб. И доп. М.: Экономист, 2006. С. 385–388.

23. Степанова Г.Н. Разработка системы инновационного управления организациями (на примере полиграфической деятельности): монография. М.: МГУП, 2009. С. 164–166.

24. Тира Е.В., Куриленко А.В. // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2012. № 6. С. 263–275.

25. Авраменко Г.М., Шаламков С.А. // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2012. № 6. С. 219–226.

26. Степанова Г.Н., Бирюков В.А. // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2013. № 1. С. 137–145.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: