Задание № 2 - синтаксический анализ - определить грамматическую основу




ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ОГЭ по русскому языку уч-ся 9 класса

Задание № 2 - синтаксический анализ - определить грамматическую основу

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Определенно-личные Неопределенно-личные Безличные Назывные
(сказуемое в 1 или 2л)   Люблю грозу. Спешу к тебе. (сказуемое в 3 лице)-   Звонят. (состояние природы, человека - глагол в инфинитиве) Светает. Надо учиться. Нет его. (с одним подлежащим) – Тишина. Ночь. Улица.

Типы сказуемых:

1. Простое глагольное - я читаю

2. Составное глагольное - я начну читать

3. Составное именное - глагол-связка+ имя прилагательное, имя существительное, имя числительное, наречие. причастие - Он был высокий.

Задание № 3 - пунктуационный анализ

Знаки препинания В каком предложении употребляется Правило Примеры
-- Между подлежащим и сказуемым 1.Сущ.—сущ 2.Числ.-чосл. 3.Инфинитив-инфинитив 4.Со словами – вот, это, значит 1. Одиночество - тяжелая штука. 2. Два и два – четыре. 3. Жить - Родине служить. 4.Понять- значит простить
-- В предложениях с обобщающим словом 1. Перед обобщающим словом. 2. После обобщающего слова. если предложение не закончено 1.На лужайке, в беседке – всюду тишина. 2. Разве все это: одежда, прическа, внешность - не говорит нам больше всяких слов о человеке.
-- В предложениях с приложением Если приложение носит пояснение Степь - бесконечная равнина – всегда была мила его сердцу.
-- В сложносочиненном предложении Если есть резкое противопоставление Еще напор – и враг бежит
-- В сложноподчиненном предложении Для интонационного отделения главной части предложения и придаточной Как он добрался сюда – уж этого никак он не мог понять.
-- В бессоюзном сложном предложении 1. Для выражения быстрой смены событий. 2.Если первая часть обозначает условие. 3. Если первая часть обозначает время. 4. Если во 2части результат. 5. Если во 2 ч - сравнение 1. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. 2.Меньше знаешь – крепче спишь. 3.Пашню пашут – руками не машут. 4.Я бы в летчики пошел – пусть меня научат. 5.Молвит слово- соловей поет.
-- При вводных предложениях. Для выделения в середине предложений Со мной он был очень холоден,- и странное дело - я словно его боялся.
-- При диалоге Между репликами диалога - Можно взять книгу? - Какую?
-- При прямой речи Для выделения слов автора «Привлекай к себе друзей хорошими делами»,- учили мудрецы.
: В предложениях с однородными членами После обобщающего слова На столе стояла посуда: тарелки, чашки.
: В предложениях с прямой речью После слов автора Чехов отмечал: «Язык должен быть прост и изящен».
: В бессоюзном сложном предложении 1.Если в 1 части можно поставить слова- видеть, смотреть, знать. 2.Если указывается на причину. 3. Если в 1части есть слова –так, таков, такой, одно. 4.Перед прямым вопросом во 2 части 5.Если 2 часть раскрывает содержание первой. 1..Пополз я по траве, смотрю: лес кончился.   2.Печален я: со мною друга нет.   3. Одно было несомненно: назад он не вернется. 4.Одного я только не понимаю: как она могла тебя укусить? 5.Темный лес хорош в солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые.
; В бессоюзном сложном предложении Если простые в составе сложного имеют запятые внутри Березы, тополя, черемуха распускали свои пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки.
; В сложноподчиненном предложении Если однородные придаточные предложения имеют внутри запятые Ему становилось грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не может ночи напролет просиживать за чертежами; что теперь о нем, видимо, забыли.
«» В предложениях с прямой речью Для выделения прямой речи Смотрю ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?»
«» В предложениях с приложением Название произведений и др. Повесть «Степь»
, В предложениях с однород. членами Между однородными членами Ни ветер, ни снег, ни мороз не страшны им.
, В предложениях с обособленными членами 1. При обособлении определений: - после главного слова; относящиеся к личному мест.; с добавочным обстоятельственным значением. После дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились. И входит он, любить готовый, душой открытый для добра. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой.
    2. При обособлении приложений: 1. С личным местоимением .2. При нарицательном существительным. 3.Относится к сущ. собственному 4.Со словами - по имени, по фамилии 5.Прилож., выраженное сущ. собственным. 1. Ему ли, карлику, тягаться с исполином? 2. Показалась звезда, предвестница зари. 3. Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка. 4.Была у Ермака собака, по прозвищу Валетка. 5.Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться.
    3.Обособленные обстоятельства, выраженные дееприч.оборотами Мне бы жить да жить, сквозь годы мчась.
, Вводные слова и обращения Вв.сл. и обращения выделяются на письме Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины? Он, выходит, ни в чем не разбирается.
, В предложениях со сравнительными оборотами С союзами будто, словно, что и др. Вспаханные поля лежат черные, будто бархат. Как чайка, парус там белеет в высоте.
, В сложносочиненных предложениях Для разделения простых предложений. Оглянитесь вокруг, и вы увидите много интересного вокруг.
, В сложноподчиненном предложении Для отделения придаточной части от главной Мы подошли к дому, который был недавно построен.
, В бессоюзном сложном предложении Для разделения простых предложений. Метель не утихала, небо не прояснялось.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: