Современные разделы философии. Философские методы




Тема 1.3. Структура философского мировоззрения

Далеко не все разделы философии возникли 2,5 тыс. лет назад. Ведь, например, в те далекие времена ещё не было науки как отдельной отрасли знания. Частные науки (механика, физика, биология и т.д.), как самостоятельные отрасли, стали появляться из философии лишь в XVII веке. В те времена люди ещё не предполагали, что от науки может исходить какая-либо опасность (например, оружие массового уничтожения также создают учёные). И только с бурным развитием науки в XIX веке, а особенно в XX веке, люди стали осмысливать науку и понимать – к чему могут привести результаты её развития (не всегда и не обязательно к чему-то хорошему). Вследствие этого возник такой раздел как «философия науки ». В XX веке большое развитие получили также философия техники, философия войны, а в последнее время – философия глобальных проблем человечества.

С точки зрения всего исторического развития философия классифицируется согласно основным принципам описания бытия:

Ø космоцентризм – учение, где бытие рассматривается через тождественность законов мира и человека, т.е. когда законы макромира тождественны законам микромира и наоборот;

Ø теоцентризм – способ рассмотрения бытия, при котором подлинно сущим бытием объявлен бог;

Ø антропоцентризм – способ рассмотрения бытия, когда бытие человека является центральным и его закономерности определяют закономерности бытия в целом;

Ø социоцентризм – учение, согласно которому доминируют законы социального бытия.

Философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть её собственного метода. Можно сказать, что философский метод (с греч. – «путь познания») – это система наиболее общих приемов теоретического и фактического освоения действительности. Различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой формулируют и используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов. Разные философы в различные эпохи предлагали свои методы философского исследования:

1. Метод Сократа – «ирония» – это критика всех понятий и суждений собеседника в насмешливой форме, чтобы побудить человека рассуждать дальше.

2. Метод Декарта – «всеобщее сомнение» – это поиск безусловной, не подлежащей сомнению истины.

3. Метод Спинозы – «геометрический метод» – это формулирование исходных философских аксиом, не подлежащих сомнению и выведении из них различных следствий.

4. Метод Канта – «критический метод» – это анализ предпосылок, на базе которых формируется человеческое познание.

5. Метод Гегеля – «диалектика понятий» – это вскрытие внутренней логики, связи и развитии различных фактов и событий.

6. Метод Маркса – «материалистическая диалектика» – это нахождение всеобщих законов развития мира и его познания.

7. Метод Бергсона – «интуиция» – нерациональное озарение, интуитивное нахождение взаимосвязи явлений и процессов.

8. Метод Ясперса – «трансцендирование» – познание смысла человеческого бытия путем выхода за его пределы к «высшему бытию», то есть к Богу.

9. Метод Гадамера – «герменевтика» – это искусство истолкования и понимания культурных текстов.

Другими словами, каждая философская система предлагает свой собственный метод описания мира и места человека в нём. Но при этом в философии существуют общие «сквозные методы». Их условно можно классифицировать на онтологические и собственно гносеологические. К наиболее универсальным методам, затрагивающим область онтологии, относятся метафизика (изучение мира в неизменности) и диалектика (изучение мира в развитии). Метафизика – способ рассмотрения действительности согласно которому в мире все обособлено, статично, а в возникающие изменения обусловлены исключительно внешними принципами. Диалектика – метод противоположный метафизике и согласно ему в мире все взаимосвязано, изменчиво в силу внутренних причин. В гносеологии так же существуют универсальные методы. Примером может служить рефлексия (самопознание), наличие которой служит определенным доказательством философского характера знания.

Но в целом гносеологические методы философии более узкие, так как направлены на определенные сегменты процесса познания или на обращены к специфике отдельных видов знания. Примерами могут служить герменевтика и феноменология. Герменевтика – метод, построенный на выявлении условий и возможности толкования чуждой субъективности. В отличие от простого толкования текста (понимание герменевтики, например, в литературе) это означает признание того, что понимание есть форма первичной данности мира человеку. Человек в мир погружен как в текст, отсюда необходимость интерпретации. Такое толкование, в свою очередь, открывает Я самого себя. И получается что бытие, которое может быть понято, есть язык, а все в мире есть языковое событие. Феноменология – метод, построенный на поиске изначально истинных положений и правил последующего вывода знаний из них. Феноменология убеждена, что путь познания идет не от чувственных предметов, например, к числам, а, наоборот, чувства сталкиваются с миром чисел. Есть изначально число в себе. Это позволяет найти понятие числа и раскрыть символическое представление содержания числа. Получается, что сознание всегда предметно ориентировано (интенционально), и именно в интенциональном акте происходит конструирование предмета, а не наоборот. Специфика философских методов помимо их универсальности заключается еще в том факте, что во всем многообразии методологии в философии нет понятия «неверного метода». Каждый метод является актуальным и способен привести к истине в соответствующих гносеологических предпосылках.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: