Этапы педагогической деятельности.




Содержание

 

ГЛАВА I.................................................................................................................. 3

Обзор психологической литературы..................................................................... 3

по проблемам языка и речи................................................................................... 3

1.1. Изучение языка и речи в рамках основных психологических направлений 3

1.2. Проблема языка и речи в трудах известных психологов.............................. 5

1.3. Характеристика языка и речи......................................................................... 9

Выводы по первой главе...................................................................................... 15

ГЛАВА II............................................................................................................... 17

Методы изучения речи личности......................................................................... 17

2.1. Исследование аудирования речи и её темпо-ритмических характеристик. 17

2.2. Распознавание эмоций вокальной речи и оценка свойств говорящего....... 20

Выводы по второй главе...................................................................................... 22

Заключение............................................................................................................ 24

Список литературы............................................................................................... 26

 

 

Введение

Педагогическое наследие Ломоносова является малоизвестным в широкой учительской и научной среде. Перестройка высшего и среднего образования в стране сегодня предполагает глубокий анализ и использование на практике прогрессивных педагогических идей в истории педагогики в России

19 ноября исполнилось 300 лет со дня рождения великого ученого, просветителя, М.В. Ломоносова. Его гений вторгся во все области человеческого знания: он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, химиком, художником, педагогом.

Биография

Родился М.В. Ломоносов 8 ноября (19 – по новому стилю) 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Архангельской губернии. Отец Ломоносова – Василий Дорофеевич – являлся довольно зажиточным человеком. Мать будущего ученого – Елена Ивановна – была дочерью дьякона. К сожалению, она очень рано умерла, оставив единственного сына сиротой. Весь уклад жизни северной поморской стороны наложил отпечаток на впечатлительного М.В. Ломоносова.

Грамоте Ломоносов обучился поздно, к двенадцати годам. Учился он у соседа, крестьянина Шубного, а потом у местного дьяка Сабельникова. Ломоносов понимал, что для приобретения больших знаний необходимо выучить латинский, греческий и другие иностранные языки. Овладеть же этими языками можно было только в крупных городах. И вот зимой 1730 г. Ломоносов отправился в Москву с тремя рублями, занятыми у соседа, и связкою своих книг – грамматикой и арифметикой, составляющих тогда всю его библиотеку. В январе 1731 года М.В. ломоносов был зачислен в Славяно-греко-латинскую академия. В академии Ломоносов за пять леи постиг то, что иным не удавалось и за восемь.

В сентябре1736 г. Ломоносова, как лучшего студента Академии, вместе с двумя студентами направляют в Марбург (Германия) для изучения химии и горнорудного дела.

В июне 1741 г. Ломоносов, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в академии наук, в которой проработал свыше двадцати лет.

В январе 1742 г. М.В. Ломоносов подал в академическую канцелярию прошение, и уже через несколько дней был назначен адъютантом по физическому классу.

Специальным предметом была обозначена химия.

Умер М.В. Ломоносов 15 апреля 1765 года, похоронен в Александро-Невской лавре. Надгробие М. В. Ломоносова, поставленное канцлером М. И. Воронцовым — стела из каррарского мрамора с латинской и русской эпитафией и аллегорическим рельефом.

Педагогическое наследие

Этапы педагогической деятельности.

С января 1742 года М.В. Ломоносов начал заниматься активной педагогической деятельностью. Условно в ней можно выделить несколько этапов.

Самый первый из них приблизительно следует ограничить 1742-1745 гг. Народное просвещение. Разработка учебных пособий на русском языке.

Это этап связан непосредственно с преподавательской работой М.В. Ломоносова. Он сделал вывод, что большинство населения империи неграмотно. Следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение.

Второй этап (1745-1749 гг.) связан в основном с методической работой ученого (уже в 1745 году Ломоносов получил должность профессора). Он продолжал активно заниматься педагогической деятельностью. Одновременно с подготовкой учебных пособий М.В. Ломоносов вел разработку лекций для чтения их на русском языке.

Третий этап педагогической деятельности М.В.Ломоносова (1750-1755 гг.) совпал с периодом, когда ученый работал над серией документов о высшем и среднем образовании. Позднее они были названы «Ломоносовской программой организации просвещения в России». Огромной заслугой учёного явилось основание Московского университета. В нём функционировало три факультета: философский, юридический, медицинский. Обучение в университете велось преимущественно на русском языке. Заслугой Ломоносова было то, что университет не являлся привилегированным учебным заведением, весь первый состав студентов состоял из разночинцев. В проект создания университета М.В. Ломоносов внес те демократические предложения, которые он отстаивал для академического университета. Поэтому Московский университет, созданный в 1755 году, воплотил идеи великого русского ученого о развитии русского образования.

Четвертый этап – педагогическая деятельность М.В. Ломоносова в 1756-1765 гг. М.В. Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и высшего образования в России. Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и народности. Он подчёркивал, что должна существовать преемственность между общим, средним и высшим образованием. Большое внимание Ломоносов уделил основам педагогики высшей школы, высказав мысль о создании при Академии Наук специальных учебно-научных центров, в которых можно было бы вести подготовку высококвалифицированных специалистов. Он был сторонником создания новой школы, в которой сочеталось бы общеобразовательная и практическая подготовка молодёжи. Именно Ломоносова считают автором “Проекта об учреждении гимназий и школ в “больших” и “малых” городах”(1760). Наиболее полно дидактические идеи М.В. Ломоносова отражены в «Проекте регламента Московских гимназий» и в «Проекте регламента Академической гимназии», которые имеют много общего между собой. Эти документы раскрывают творческий подход М.В. Ломоносова к разработке проблем организации школьного дела в стране.

 

 

Дидактические идеи.

Разработку дидактических вопросов М.В.Ломоносов осуществлял на основе идеи познаваемости объективного мира.

Он считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов.

– «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения – есть лучший всех способ к изысканию правды».

Практика – является основой познания. Весь процесс человеческого познания определяется потребностями практической деятельности.

Прогрессивной в дидактических идеях М.В. Ломоносова явились постановка и организация классно-урочной системы. Решение им данной проблемы было новым для русской педагогики ХVIII века. М.В. Ломоносов разработал систему контроля за знаниями и прилежанием учеников, которая оказалась довольно универсальной и объективной. Об этом свидетельствует ее жизнеспособность и в наши дни.

Процесс обучения М.В. Ломоносов рекомендовал строить на основе определенных принципов. Одним из главных принципов, которому он рекомендовал следовать учителям, был принцип доступности, а так же: природосообразность; логичность; научность; учёт наследственности и индивидуальных особенностей детей, условий их обучения;самостоятельность.

На формирование дидактических идей М.В. Ломоносова оказало влияние знакомство ученого с опытом обучения в русских и зарубежных школах, собственная педагогическая деятельность. Теоретические посылки он проверял сам как педагог – практик. Велико значение работ Яна Амоса Коменского, с которым М. В. Ломоносов был знаком.

С передовых позиций М.В. Ломоносов рассматривал и проблему методов обучения. М.В. Ломоносов четко разделил методы на три основные группы: словесные, практические и методы самостоятельной работы. Ученики должны были осмыслить новый материал, осознавать его. Одними из основных методов обучения М.В. Ломоносов считал практические.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: