Все дети имеют свой индивидуальный характер, и все они развиваются по-своему.
Одна из основных черт, которая может беспокоить родителей, а также создавать определенные проблемы при воспитании и обучении ребенка – это неусидчивость. Неусидчивые малыши могут быть грубыми и несдержанными, рассеянными, или просто чересчур энергичными. Все это создает определенные проблемы: ребенок отличается тем, что не может долго сидеть над неподдающейся ему головоломкой, и после двух-трех неудач с агрессией отбрасывает ее, и отказывается продолжить свои упражнения. В дальнейшем такого ребенка трудно обучать чтению, письму, математике.
Теперь, в случае умения сидеть, речь, скорее всего, идет об усилении навыка, т.к. редко найдется ребенок, который вообще не умеет сидеть. Обычно, дети умеют сидеть, но не долго, не часто, и иногда не в том месте, где нужно.
|
В нашем случае, речь идёт об усилении навыка (Коля играет самое продолжительное время только с машинками и мячом). Мы хотим научить ребенка не только сидеть, но и развить внимание к различным видам деятельности (рисование, раскрашивание, рассматривание картинок, различные настольные игры)
Теперь необходимо определить самый важный момент, - какие мотивационные факторы влияют на то, что ребенок сидит за столом. То есть, "выгодно" ли ему это вообще?
|
Функции того, что ребенок не сидит за столом, могут быть следующие:
1. Они избегают занятий за столом, т.к. им это трудно/неприятно/скучно.
2. Они затрудняются сидеть, т.к. в движении для них есть гораздо больше мотивации, чем в статическом положении.
3. Ребенку не обязательно сидеть за столом для того, что бы получить то, что ему нужно – например, за ужином все кушают хлеб, а он его не любит. И, когда он отказывается есть – то, в конце концов, ему дают любимые булочки, да еще и перед телевизором.
4. Внимание - например, мама будет бегать за ним по квартире с ложкой, и кормить его (а эта игра гораздо интереснее для него, чем скучная трапеза, когда он не получает так много внимания от мамы). Или, "негативное" внимание - например, крики и то, что родители выходят из себя, является более сильным мотивационным фактором, чем тихая похвала - когда он тихо играет.
|
Кроме того, что это послужит основой определения прогресса (то есть, если сегодня ребенок умеет сидеть одну минуту за столом и складывать паззлы, когда он научится сидеть за столом 2, а потом 3 минуты - это будет прогрессом), это поможет нам выстроить пошаговое обучение, которое будет более основательным и не приведет к усилению проблемы.
После того, как мы определили причины усидчивости, и неусидчивости можно применить некоторые из следующих принципов:
|
1. В случае, когда ребенок затрудняется сидеть из-за сенсомоторных проблем - следует продвигаться очень постепенно, и начать обучение с очень короткого периода времени, и постепенно увеличивать промежуток времени. Как только этот период времени пройдет - можно дать ребенку поощрение (например, конфетку, или игрушку), но главное - позволить ему встать. Можно использовать счет. Вы говорите ребенку "Коля, садись!" и усаживаете его на стул, считаете до 5-ти, даете игрушку и отпускаете. Через 20 секунд повторяете процедуру, но уже считаете до 6, или до 5-ти, но медленнее, и т.д.
Помните, что "неусидчивость" усиливается автоматически, и поэтому поощрение "усидчивости" должно быть очень мотивационным.
2. В случае, когда ребенок избегает сидения за столом из-за требований и занятий, нужно в первую очередь снизить уровень этих требований до минимального, а лучше вообще начать с любимого занятия, и постепенно увеличивать уровень требований. Например, если вы хотите, что бы ваш ребенок рисовал красками, а он терпеть не может рисовать красками, то сначала предложите ему сесть и, скажем, рассмотреть картинки в книжке (скажем, что это занятие ему нравится). Когда он занят любимым занятием за столом - вы уже можете начать поощрять сидение за столом. После того, как он закончит с книгой, предложите ему рассмотреть, какие краски у него есть и предложите немного порисовать, и как только он это сделает - дайте поощрение, и сразу позвольте ему встать. Чем дольше ребенок сидит за столом, и чем более сосредоточен, тем поощрение должно быть большим.
|
3. В том случае, когда неусидчивость ребенка вызывает реакцию и привлекает внимание - одним из наиболее действенных способов будет прекратить обращать внимание на "убегания", беготню и т.д., и наоборот, больше уделять внимания ребенку, когда он спокойно сидит и играет. Можно проявить инициативу - и самим предложить ребенку игру - за столом, (чем чаще, тем лучше!), и "отдать" полностью все внимание ему.
4. И, наконец, когда ребенок из-за неусидчивости получает "скидки", и те вещи, которые он не получает, когда сидит спокойно (например, получает булочки, и отказывается от хлеба), то наилучшим действием будет предоставление ему этих вещей только когда он сидит. То есть, не смотря на то, что вся семья кушает хлеб, нужно дать ребенку булочку - как только он садится за стол вместе со всеми. Но, если вдруг он встанет из-за стола и убежит - то булочку он уже получить не сможет, - ни при каких условиях!! только если опять сядет за стол вместе со всеми.
Эти относительно простые способы обучения могут быть эффективными, если правильно определить поведение, и те факторы, которые стимулируют его появление, а так же его отсутствие. Но, чаще всего, в жизни не бывает простых случаев для определения, и требуется опыт и настойчивость, для того, что бы это сделать. Поэтому очень важно не опускать руки, а постоянно искать решения, которые подходят именно Вашему ребенку, его интересам, мотивационным факторам и способу обучения.