Рекомендации родителям раннего возраста»




 

Все дети имеют свой индивидуальный характер, и все они развиваются по-своему.

Одна из основных черт, которая может беспокоить родителей, а также создавать определенные проблемы при воспитании и обучении ребенка – это неусидчивость. Неусидчивые малыши могут быть грубыми и несдержанными, рассеянными, или просто чересчур энергичными. Все это создает определенные проблемы: ребенок отличается тем, что не может долго сидеть над неподдающейся ему головоломкой, и после двух-трех неудач с агрессией отбрасывает ее, и отказывается продолжить свои упражнения. В дальнейшем такого ребенка трудно обучать чтению, письму, математике.

 
 

 


Теперь, в случае умения сидеть, речь, скорее всего, идет об усилении навыка, т.к. редко найдется ребенок, который вообще не умеет сидеть. Обычно, дети умеют сидеть, но не долго, не часто, и иногда не в том месте, где нужно.

 
 
Если речь идет об усилении, то нам нужен какой либо фактор/стимул, с помощью которого мы можем усилить поведение. И, с другой стороны, мы должны "ослабить" неусидчивость. То есть сделать так, что бы "неусидчивость" была ребенку менее "выгодна", чем "усидчивость". Или, чтобы стимулы, которые усиливают усидчивость, были сильнее, чем факторы, которые усиливают неусидчивость.

 


 

 

В нашем случае, речь идёт об усилении навыка (Коля играет самое продолжительное время только с машинками и мячом). Мы хотим научить ребенка не только сидеть, но и развить внимание к различным видам деятельности (рисование, раскрашивание, рассматривание картинок, различные настольные игры)
Теперь необходимо определить самый важный момент, - какие мотивационные факторы влияют на то, что ребенок сидит за столом. То есть, "выгодно" ли ему это вообще?

 
 

 


Функции того, что ребенок не сидит за столом, могут быть следующие:

1. Они избегают занятий за столом, т.к. им это трудно/неприятно/скучно.

2. Они затрудняются сидеть, т.к. в движении для них есть гораздо больше мотивации, чем в статическом положении.

3. Ребенку не обязательно сидеть за столом для того, что бы получить то, что ему нужно – например, за ужином все кушают хлеб, а он его не любит. И, когда он отказывается есть – то, в конце концов, ему дают любимые булочки, да еще и перед телевизором.

4. Внимание - например, мама будет бегать за ним по квартире с ложкой, и кормить его (а эта игра гораздо интереснее для него, чем скучная трапеза, когда он не получает так много внимания от мамы). Или, "негативное" внимание - например, крики и то, что родители выходят из себя, является более сильным мотивационным фактором, чем тихая похвала - когда он тихо играет.

 

И еще одна важная вещь - это определениe начального уровня поведения, то есть, сколько времени, где и при каких обстоятельствах ребенок все-таки сидит - на сегодняшний день.

 

 


Кроме того, что это послужит основой определения прогресса (то есть, если сегодня ребенок умеет сидеть одну минуту за столом и складывать паззлы, когда он научится сидеть за столом 2, а потом 3 минуты - это будет прогрессом), это поможет нам выстроить пошаговое обучение, которое будет более основательным и не приведет к усилению проблемы.

После того, как мы определили причины усидчивости, и неусидчивости можно применить некоторые из следующих принципов:

1. В случае, когда ребенок затрудняется сидеть из-за сенсомоторных проблем - следует продвигаться очень постепенно, и начать обучение с очень короткого периода времени, и постепенно увеличивать промежуток времени. Как только этот период времени пройдет - можно дать ребенку поощрение (например, конфетку, или игрушку), но главное - позволить ему встать. Можно использовать счет. Вы говорите ребенку "Коля, садись!" и усаживаете его на стул, считаете до 5-ти, даете игрушку и отпускаете. Через 20 секунд повторяете процедуру, но уже считаете до 6, или до 5-ти, но медленнее, и т.д.
Помните, что "неусидчивость" усиливается автоматически, и поэтому поощрение "усидчивости" должно быть очень мотивационным.

2. В случае, когда ребенок избегает сидения за столом из-за требований и занятий, нужно в первую очередь снизить уровень этих требований до минимального, а лучше вообще начать с любимого занятия, и постепенно увеличивать уровень требований. Например, если вы хотите, что бы ваш ребенок рисовал красками, а он терпеть не может рисовать красками, то сначала предложите ему сесть и, скажем, рассмотреть картинки в книжке (скажем, что это занятие ему нравится). Когда он занят любимым занятием за столом - вы уже можете начать поощрять сидение за столом. После того, как он закончит с книгой, предложите ему рассмотреть, какие краски у него есть и предложите немного порисовать, и как только он это сделает - дайте поощрение, и сразу позвольте ему встать. Чем дольше ребенок сидит за столом, и чем более сосредоточен, тем поощрение должно быть большим.

3. В том случае, когда неусидчивость ребенка вызывает реакцию и привлекает внимание - одним из наиболее действенных способов будет прекратить обращать внимание на "убегания", беготню и т.д., и наоборот, больше уделять внимания ребенку, когда он спокойно сидит и играет. Можно проявить инициативу - и самим предложить ребенку игру - за столом, (чем чаще, тем лучше!), и "отдать" полностью все внимание ему.

4. И, наконец, когда ребенок из-за неусидчивости получает "скидки", и те вещи, которые он не получает, когда сидит спокойно (например, получает булочки, и отказывается от хлеба), то наилучшим действием будет предоставление ему этих вещей только когда он сидит. То есть, не смотря на то, что вся семья кушает хлеб, нужно дать ребенку булочку - как только он садится за стол вместе со всеми. Но, если вдруг он встанет из-за стола и убежит - то булочку он уже получить не сможет, - ни при каких условиях!! только если опять сядет за стол вместе со всеми.

Эти относительно простые способы обучения могут быть эффективными, если правильно определить поведение, и те факторы, которые стимулируют его появление, а так же его отсутствие. Но, чаще всего, в жизни не бывает простых случаев для определения, и требуется опыт и настойчивость, для того, что бы это сделать. Поэтому очень важно не опускать руки, а постоянно искать решения, которые подходят именно Вашему ребенку, его интересам, мотивационным факторам и способу обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: