Методический контроль в ДОУ при реализации приоритетных направлений Программы развития системы образования города Перми на 2019-2021 годы
(Из опыта работы)
Аннотация. В статье представлен опыт работы МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 394» г. Перми по ведению контрольных мероприятий при реализации задач Программы развития системы образования города Перми на 2019-2021 годы. Авторы предлагают рабочие материалы для контроля, позволяющие не тратить много времени на их оформление, заполнение и обеспечить возможность проведения анализа для выявления причины успехов и недостатков. Получение результатов данного контроля не являются самоцелью, это лишь определенный этап работы. Результаты необходимо проанализировать с тем, чтобы выявить причины сложившегося положения дел, выработать рекомендации по устранению недостатков и распространению положительного опыта. Материалы, представленные в статье, могут быть применимы в любом дошкольном учреждении города Перми, реализующем Программу развития системы образования города Перми на 2019-2021 годы.
Ключевые слова. Контроль. Программа развития системы образования города Перми на 2019-2021 годы. ПрофиКОП. Роботроник. Речевик. Карта контроля. Самоанализ. Личном кабинете дошкольника.
Контроль – это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОО, либо других нормативных документов. Контроль позволяет установить, все ли в дошкольной организации выполняется в соответствии с нормативными документами. Результаты контрольных мероприятий дают возможность увидеть как достоинство и педагогическую эффективность деятельности педагогов, реализующих данное направление, так и отметить проблемные точки и вовремя скорректировать и отрегулировать образовательный процесс.
|
Цели контроля:
- выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса,
- наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, ухудшающих реализацию образовательного процесса
Программа развития системы образования города Перми на 2019-2021 годы определила перед дошкольными организациями цель: «приобретение ребенком дошкольного возраста опыта практической деятельности в рамках основных направлений ФГОС Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и приоритетов Стратегии развития системы образования города Перми до 2030 года на основе создания избыточной образовательной и предметно-развивающей среды». В программе определены основные механизмы реализации:
- новые подходы к работе по ранней профориентации детей (подпрограмма «ПрофиКОП»);
- использование современных цифровых и интерактивных технологий для развития алгоритмических навыков и творческого мышления дошкольников (подпрограмма «Роботроник»);
- система работы по речевому развитию детей на основе игровых и практико-ориентированных технологий (подпрограмма «Речевик»).
Реализуя задачи данных направлений программы, мы разработали рабочие материалы для контроля, позволяющие не тратить много времени на их оформление, заполнение и обеспечить возможность проведения анализа для выявления причины успехов и недостатков.
|
Контроль по направлениям ведется как текущий, так и итоговый. Текущий контроль проводится ежемесячно. Контрольное мероприятие проводится методистом или организуется в форме самоанализа.
Результаты ежемесячного контроля заслушиваются на оперативном заседании при заведующем.
Итоговое контрольное мероприятие проводится в конце учебного года для проверки успешности освоения курса воспитанниками, а так же определяется уровень сформированности у детей навыков, заявленных в программе.
Результаты итогового контроля заслушиваются на итоговом заседании педагогического совета и заносятся в итоговую аналитическую справку по итогам освоения ООП ДО и Публичный доклад руководителя.
Подпрограмма «Роботроник»
Карта ежемесячного контроля проведения краткосрочных образовательных практик подпрограммы «Роботроник» выглядит следующим образом:
Самоанализ (анализ) проведения краткосрочных образовательных практик подпрограммы «РОБОТРОНИК» в _______________________месяце 2021 года
№ | Возрастная группа | Дата проведения занятия | Тема занятия | Количество воспитанников | ФИО педагога |
Показатели контроля | Комментарии |
Подготовка воспитателя к занятию | |
Наличие познавательной мотивации для детей | |
Работа по заданной схеме, отбор необходимых деталей, планирование деятельности | |
Работа детей в парах. Проявление инициативности и творчества, приемы активизации. | |
Смена деятельности в процессе занятия | |
Использование приемов самооценивания | |
Соответствие продолжительности занятия в зависимости от возраста детей |
Выводы:____________________________________________________________________
|
Дата «___»_________________20_____г.
Подпись педагога
Данную карту заполняет методист или воспитатель, если введена система самоконтроля.
В конце учебного года воспитатели проводят итоговые занятия по программе, организуют итоговые соревнования по скоростной сборке механизмов, заполняют карты наблюдения в Личном кабинете дошкольника в разделе «ТехноМир» (все способы фиксации результатов, критерии и показатели мониторинга прописаны в программе) и готовят аналитическую справку по итогам года.
В карте педагог отмечает успехи детей группы. Методист и воспитатель в этой таблице могут увидеть результаты освоения программы как по вертикали (результат одного показателя), так и по горизонтали результат одного ребенка в разных показателях. Если в группе есть ребенок (дети), не освоившие программу, они вписываются в следующую таблицу (таблица 2). Воспитатель планирует работу по коррекции ситуации.
Аналитическая справка
результативности проведения краткосрочных образовательных практик подпрограммы «РОБОТРОНИК» в 2020-2021 учебном году (таблица 1)
ФИО ребенка | ПОКАЗАТЕЛИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ | ||||||||||
«Я – инженер» | «Я – конструктор» | «Я – испытатель» | «Я – техник» | «Я - активный пользователь IT» | итог | ||||||
Имеет представления о моделях объектов. | Работает со схемами и условными обозначениями при создании моделей объектов. | Создаёт модели простейшие сооружения и механизмы по схемам, картам, рисункам с использованием различных видов конструктора LEGO | Проводит испытания созданных моделей, механизмов. | Анализирует результат. | Делает выводы. | Имеет представления о различных видах роботов-помощников человека. | Создаёт простейших роботов с использованием различных видов конструктора LEGO | Является активным пользователем современного компьютерного и интерактивного оборудования. | Владеет элементарными навыками управления компьютером. | ||
Результаты освоения программы (условные обозначения для таблицы 1) | Условные обозначения |
Программа освоена полностью | + |
В стадии освоения | |
Программа не освоена | - |
Таблица 2.
Программу не освоили дети:
ФИО ребенка | Причина, по которой ребенок не освоил программу | Мероприятия, направленные на коррекцию ситуации |
Выводы воспитателей о реализации программы, об успехах детей:
___________________________________________________________________________
Предложения для реализации программы в следующем году:
___________________________________________________________________________
Дата «___»_________________20_____г.
Подпись педагога
Подпрограмма «ПрофиКОП»
Карта ежемесячного контроля проведения краткосрочных образовательных практик подпрограммы «ПрофиКОП» выглядит следующим образом:
Самоанализ (анализ) проведения краткосрочных образовательных практик подпрограммы «ПРОФИКОП» в _______________________месяце 2021 года
№ | Возрастная группа | Дата проведения занятия | Тема профиКОПа | Количество воспитанников | Количество встреч | ФИО педагога |
Показатели | Комментарии |
Подготовка воспитателя к мероприятию | |
Наличие познавательной мотивации для детей | |
Проявление инициативности и творчества, приемы активизации. Интерес, увлечённость детей | |
Включение каждого ребенка в деятельность. Участие всех детей с учетом их индивидуальных склонностей, интересов | |
Смена деятельности в процессе занятия | |
Эффектность оформления (атрибуты, декорации, музыкальное и видео сопровождение) | |
Соответствие продолжительности в зависимости от возраста детей |
Выводы: ____________________________________________________
Дата «___»_________________20_____г.
Подпись педагога
Данную карту заполняет методист или воспитатель, если введена система самоконтроля.
В конце учебного года воспитатели заполняют аналитическую справку с результатами реализации программы. В связи с тем, что авторами подпрограммы «ПрофиКОП» не представлены критерии измерения результатов программы, в аналитическую справку вносятся только количественные результаты.
Аналитическая справка
результативности проведения краткосрочных образовательных практик подпрограммы «ПРОФИКОП» в 2020-2021 учебном году (таблица 3)
Результаты освоения программы в течение года | ||||||||||
№ | ФИО ребенка | Темы занятий (ПРАКТИК) | Итого количество практик на одного ребенка в год | |||||||
Например, «Авиа моде лист» | ||||||||||
Результаты освоения программы (условные обозначения для таблицы 3) | Условные обозначения |
Программа освоена полностью | + |
В стадии освоения | |
Программа не освоена | - |
Программу не освоили дети:
ФИО ребенка | Причина, по которой ребенок не освоил программу КОП | Мероприятия, направленные на коррекцию ситуации |
Выводы воспитателей о реализации программы, об успехах детей:
___________________________________________________________________________
Предложения для реализации программы в следующем году:
___________________________________________________________________________
Дата «___»_________________20_____г.
Подпись педагога
Подпрограмма «РЕЧЕВИК»
Карта ежемесячного контроля проведения краткосрочных образовательных практик подпрограммы «Речевик» состоит из трех таблиц, названных по разделам подпрограммы и выглядит следующим образом:
Самоанализ (анализ) проведения мероприятий с детьми по подпрограмме «Речевик»
в _______________________месяце 2021 года (таблица 4)
№ | КВЕСТ (тема) | Возрастная группа | Дата проведения занятия | Количество воспитанников | Количество встреч | ФИО педагога | |
№ | БАТТЛ (тема) | Возрастная группа | Дата проведения занятия | Количество воспитанников | Количество встреч | ФИО педагога | |
№ | МЫ-БЛОГЕРЫ (тема) | Возрастная группа | Дата проведения занятия | Количество воспитанников | Количество встреч | ФИО педагога | |
Показатели | Комментарии |
Подготовка воспитателя к мероприятию | |
Проявление речевой активности детей | |
Проявление инициативности и речевого творчества, приемы активизации речи. Интерес, увлечённость детей | |
Включение каждого ребенка в деятельность. Участие детей в публичных выступлениях с учетом их индивидуальных способностей | |
Стимулирование к работе в группах, парах | |
Соответствие продолжительности в зависимости от возраста детей |
Выводы____________________________________________________________________
Дата «___»_________________20_____г.
Данную карту заполняет методист или воспитатель, если введена система самоконтроля.
В конце учебного года воспитатели заполняют аналитическую справку с результатами реализации программы. В связи с тем, что авторами не представлены критерии измерения результатов подпрограммы, в аналитическую справку вносятся только количественные результаты.
Аналитическая справка
результативности проведения мероприятий подпрограммы «РЕЧЕВИК» в 2020-2021 учебном году
Результаты освоения программы в течение года | |||||
№ | ФИО ребенка | Количество посещений мероприятий | Количество посещений за год | ||
КВЕСТ | БАТТЛ | МЫ- БЛОГЕРЫ | |||
Выводы воспитателей о реализации программы, об успехах детей:
___________________________________________________________________________
Предложения для реализации программы в следующем году:
___________________________________________________________________________
Дата «___»_________________20_____г.
Подпись педагога
Предлагаемые контрольные рабочие материалы во-первых, позволяют экономить время, быстро вносить данные в таблицы и/или корректировать их. Во-вторых, табличные материалы легче обрабатывать, следовательно – анализировать. Результаты могут использоваться при собеседовании с воспитателями планировании образовательной деятельности. Материалы, представленные в статье, могут быть применимы в любом дошкольном учреждении города Перми, реализующем Программу развития системы образования города Перми на 2019-2021 годы.
Получение результатов контроля не являются самоцелью, это лишь определенный этап работы. Результаты необходимо проанализировать с тем, чтобы выявить причины сложившегося положения дел, выработать рекомендации по устранению недостатков и распространению положительного опыта.
Список литературы.
1. Программа развития системы образования города Перми на 2019-2021 годы.
2. Скоролупова О.А. Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. – М: Скрипторий, 2003.
3. Скоролупова О.А. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении. М: Скрипторий, 2005.