Интеллект (от лат. Разумение, понимание, постижение) в самом широком смысле можно определить как относительную устойчивую структуру умственных способностей индивида. Предложить однозначное уточнение этого определения довольно проблематично, что во многом обусловлено историей изучения интеллектуальных функций.
Исследования интеллекта начались с его измерения. Основоположником этих исследований традиционно считается Ф. Гальтон, основатель евгеники, который в конце XIX века предложил способы измерения интеллекта через его проявления в антропологических показателях и характеристиках сенсомоторных актов (например, скорости реакции и т.д.). В дальнейшем эту традицию продолжили французские психологи А. Бине и Т. Симон, которые в ответ на нужды педагогической практики (а именно тогда, в начале ХХ века во Франции был введен закон о всеобщем школьном образовании, благодаря чему учителя столкнулись с детьми разного уровня подготовленности и обучаемости) разработали шкалу измерения интеллекта. В своей работе они исходили из того, что интеллект – это понятие, иначе именуемое здравым смыслом, практическим разумением, способностью приспосабливаться к обстоятельствам. Ими же было предложено знаменитое понятие «коэффициент интеллекта» IQ – отношение так называемого умственного возраста (УВ) к хронологическому возрасту (ХВ) человека по формуле: IQ=(УВ:ХВ)х100%. Умственный возраст измеряется с помощью тестов интеллекта, в большинстве из которых испытуемому предлагаются задания на ориентировку в практических ситуациях, произвольную память, арифметические и логические действия и др., причем эти задания должны быть доступны в данной социальной группе представителям соответствующего возраста (это обычно проверяется экспериментально на различных возрастных выборках). Умственный возраст определяется возможностью решать задания, доступные для той или иной возрастной группы.
|
Очевидно, что среднее значение IQ соответствует 100 баллам, а самые низкие значения могут приближаться к 0, тогда как самые высокие – к 200 баллам. Традиционно считается, что показатель IQ подчиняется закону нормального распределения. Стандартное (то есть среднее для всех групп) отклонение составляет 16 баллов в каждую сторону. Таким образом, у каждого 3 человека IQ находится между 84 и 100 баллами, и столько же людей обладают IQ от 100 до 116 баллов. Это основная масса людей (67% популяции) считается людьми со средним интеллектом.
В итоге в начале ХХ века интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения знаний, умений и навыков. Кроме того, в психологии закрепилась традиция выстраивать теоретические модели интеллекта после или параллельно с его эмпирическим измерением, что нашло свое отражение в высказывании американского психолога А. Джимми: «Интеллект легче измерить, чем дать ему определение».
Сегодня интеллект можно определить как целостную форму проявления высших психических функций, относительно постоянную структуру умственных способностей индивида, которые решают 2 основные задачи: познания и осмысления связей между познаваемыми объектами. Решение именно этих задач лежит в основе рационального поведения человека в тех или иных жизненных ситуациях.
|
Как уже отмечалось, к настоящему моменту существует достаточно большое количество моделей и концепций, пытающихся представить, описать и объяснить что же такое интеллект. Все они основаны на предположении о том, что интеллект, как и любая другая психическая реальность, дан человеку только косвенно, через свои различные проявления при решении жизненных задач.
В начале ХХ века Ч. Спирмен пришел к выводу, что, исходя из поведения индивидуума, можно выделить некий «генеральный» фактор интеллекта, который он назвал фактором G (general). Спирмен занимался проблемами профессиональных способностей (литературных, технических, математических и др.). При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты выполнения многих тестов, направленных на диагностику особенностей мышления, памяти, внимания, восприятия, тесно связаны: как правило, люди, успешно выполнявшие тесты, направленные на измерение мышления, легко справлялись и с другими тестами. И, наоборот, малоуспешные испытуемые по тестам мышления плохо справлялись с большинством других тестов. Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяется не только факторами, специфическими для данной деятельности (они названы им S-факторами), но и неким общим фактором, общей интеллектуальной способностью (генеральный G-фактор).
G-фактор определялся Спирменом, как «общая умственная энергия», которой в равной мере наделены люди, но которая в той или иной степени влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности. Максимально влияя на действия, протекающие во внутреннем «умственном плане», он, однако, минимально проявляется в непосредственных взаимодействиях индивида с объектами окружающей среды.
|
В дальнейшем помимо факторов «G» и «S» Спирмен выделил уровень механических, арифметических и лингвистических (вербальных) способностей (так называемые групповые факторы интеллекта), которые заняли промежуточное положение в иерархии факторов интеллекта по уровню их обобщенности.
Рисунок
Модель Ч. Спирмена
п
![]() | |||||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||
![]() | ![]() | ||||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Идея о существовании общего фактора интеллекта, принадлежащая Спирмену, в том или ином виде отразилась во многих последующих моделях интеллекта: либо в форме признания существования фактора G, либо через его опровержение посредством отстаивания точки зрения о взаимодействии разнообразных не связанных друг с другом факторов интеллекта в каждом интеллектуальном акте.
Л. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями.
Он выделил семь таких потенций:
1) счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
2) вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;
4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
5) память;
6) способность к рассуждению;
7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Д. Векслер, определяя интеллект как способность индивида к целесообразному поведению и эффективному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром, построил иерархическую модель интеллекта. Он считал, что структура интеллекта включат в себя три уровня:
- Уровень общего интеллекта, аналогичный фактору G.
- Уровень групповых факторов — интеллекта действий и вербального интеллекта. Вербальный интеллект выполняет функцию связи мышления и речи, отвечая за словообразование, смыслообразование, контекстность и др., а невербальный интеллект – функцию связи мышления и предметно-практической деятельности (Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный – его природные психофизиологические возможности, однако результаты современных исследований не позволяют однозначно утверждать наличие подобных связей).
- Уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам («Осведомленность», «Словарный», «Шифровка», «Последовательные картинки», «Недостающие детали» и др.) предложенной им шкалы интеллекта.
Дж. Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим), и предложил свою модель «структуры интеллекта». Его модель интеллекта, получившая название трехфакторной, представляет собой попытку определить каждую из 120 специфических интеллектуальных способностей, исходя из 3 их размерностей: о чем мы думаем (содержание), как мы об этом думаем (операция) и к чему приводит это умственное действие (результат).
Концепция Дж. Гилфорда широко используется, особенно в США, при работе с одаренными детьми и подростками. Он предложил разделить мышление на дивергентное и конвергентное. Первое — дивергентное — связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и, по мнению Дж. Гилфорда, является основанием творческости. Второе — конвергентное — направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта.
Г. Айзенк, ориентируясь на идеи Спирмена и Гилфорда, построил свою модель на основе обработки данных тестирования, утверждая, что интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта. Схематически его модель выглядит как куб, каждая из плоскостей которого представляет разные аспекты интеллектуальной деятельности. Во-первых, это интеллектуальные процессы – мышление, память, восприятие и т.д. Вторая плоскость характеризует тестовый материал (вербальный, пространственный и т.д.), используемый для оценки тех или иных процессов. В третьей плоскости отражается качество интеллекта – скорость и сила интеллектуальных процессов, то есть настойчивость человека в решении интеллектуальных задач.
Швейцарский психолог Р. Мейли, работая в рамках теоретических позиций гештальт-психологии и опираясь на идеи Дж. Гилфорда, выделил 4 фактора интеллекта: сложность, пластичность, глобальность и беглость.
Мейли определяет сложность как способность дифференцировать и связывать элементы тестовой ситуации, пластичность – как способность легко и гибко перестраивать образы ситуации, глобальность – как способность из неполного набора элементов выстраивать целостный осмысленный образ и беглость – как способность к быстрому рождению множества разнообразный идей относительно исходной ситуации. Эти факторы представляют собой аспекты интеллектуальной деятельности и всегда выступают совместно. Каждый из них обнаруживается у любого человека, но с определенной степенью «насыщенности». Набор факторов и характеризует форму интеллекта конкретного человека.
Принципиально другой подход к описанию интеллекта можно найти в теории швейцарского психолога Ж. Пиаже, который предлагает описание структуры интеллекта через его генетическое объяснение на основе учета закономерностей онтогенетического развития, связанных с освоением систем логических операций.
В основе идей Пиаже лежит представление о решающей роли активности человека в развитии интеллекта. Интеллект – это не чистая доска для записи знаний, не зеркало, пассивно отражающее мир. Развитие интеллекта происходит только в активном взаимодействии индивида со средой, которая постоянно изменяется, что заставляет индивида в свою очередь также постоянно изменяться в поисках равновесия с ней.
Стремясь познавать окружающий мир, ребенок получает огромное количество образов, мыслей и переживаний, которые могут в большей или меньшей степени соответствовать актуальным возможностям его интеллекта. Возможности интеллекта определяются «схемами» (термин Ж. Пиаже) – сенсомоторными и когнитивными способами обработки информации, которыми человек владеет к данному времени.
Если получаемые знания соответствуют уровню развития интеллекта, они ассимилируются (включаются в уже имеющиеся схемы), если нет – отвергаются, или, в случае готовности системы к изменению, она приспосабливается к новой информации. Этот процесс получил название аккомодации – изменения мыслительных процессов под влиянием новой информации.
Если новорожденный научился хватать мамин палец, вложенный ему в руку, он в аналогичной ситуации сможет схватить и погремушку, ложку или ленточку (ассимиляция). Однако в других случаях может наблюдаться аккомодация, например, тогда, когда ребенок, пытающийся первоначально сосать ложку с кашей, понимает, что привычный способ утоления голода (сосание) больше не подходит, и надо искать новые движения губ и языка, помогающие взять пищу.
Сам Пиаже рассматривал ассимиляцию и аккомодацию как инвариантные функции адаптации, обеспечивающие не только развитие интеллекта у конкретного человека, но и выживание человеческого вида в целом.
Согласно теории Пиаже, развитие интеллекта состоит из 3 больших периодов, в рамках которых происходит становление 3 основных интеллектуальных структур.
Таблица
Периоды развития интеллекта по Ж. Пиаже
Период | Общая характеристика | Возраст | |
Периода в целом | Отдельных стадий | ||
Сенсомоторный | Ведущая роль принадлежит развитию сенсорных и моторных способностей. Развитие интеллекта идет по пути от безусловных рефлексов к условным, к тренировке различных навыков. Главные достижения этапа – понимание постоянства объектов, формирование простейших символических репрезентаций, предвосхищение развития новой ситуации. | Стадия упражнения рефлексов. Дети появляются на свет подготовленные к реакциям на воздействия среды с помощью 4 схем – смотрение, сосание, хватание и крик, которые представляют собой строительные блоки для дальнейшего развития. | 0-1 мес. |
Стадия первичных циркулярных реакций. Имеющиеся у младенца схемы уточняются и видоизменяются с помощью циркулярных реакций – случайно совершенных и в дальнейшем многократно воспроизводимых действий. Первичные циркулярные реакции связаны с открытием ребенком собственного тела. Моторный акт выступает средством развития перцепции. | 1-4 мес. | ||
Стадия вторичных циркулярных реакций. Они связаны с управлением своим телом ради изменения среды. Наблюдается активное взаимодействие между анализаторами и двигательной активностью в формировании перцептивных образов. Формируется исследовательская деятельность. Появляется антиципация. | 4-12 мес. | ||
Стадия третичных циркулярных реакций. Становление преднамеренности действий. Появляются новые сенсомоторные схемы, в том числе связанные с орудийной деятельностью. Экспериментирование методом «проб и ошибок». Около 1,5 лет формируются навыки мысленного представления действия перед его совершением. Ребенок изобретает новые способы действия путем умственных комбинаций. | 12-24 мес. | ||
Конкретных операций | Превращение схем действий в операции (сравнения, классификации, оценки и т.д.). Операции выполняются в уме, но с опорой на внешние наглядные представления. | Дооперациональная стадия. Ребенок формирует понятия и пользуется символами (язык) для общения с окружающими. Эти понятия эгоцентричны (основаны на личном опыте). Восприятие синкретично (фиксировано на одном свойстве). Характерны анимизм (одушевление неодушевленного) и необратимость мышления (уверенность в том, что события и связи могут осуществляться только в одном направлении). | От 2 до 5-7 лет |
Конкретно-операциональная стадия. Характеризуется формированием понятий, обратимость операций, способностью к логическим операциям (классификация, обобщение), способностью к эмпатии. | От 5-7 до 11-12 лет | ||
Формальных операций | Мыслительные операции осуществляются без опоры на чувственное восприятие конкретных предметов. Свойственны теоретический интеллект, гипотетико-дедуктивный характер познания, возрастание субъективности вследствие возрастания эмоциональности | С 11-12 лет |
Соответственно, выделяется 3 типа интеллекта – сенсомоторный, конкретно-операциональный и формально-операциональный. Предложенная Пиаже теория когнитивного развития на протяжении более чем полувека служит источником неутихающих споров и новых исследований.
Столь большое внимание к проблемам интеллекта, проявляющееся в разнообразии взглядов на его сущность и механизмы формирования, безусловно, определяется важностью функций, которые выполняет интеллект в структуре психической деятельности человека.