Вопрос 9: Россия 17 в. Начало правления Романовых и новые тенденции социально-экономического и политического развития




После Смуты в России почти три десятилетия шел восстановительный процесс. Только с середины XVII в. в хозяйстве начинают проявляться новые, прогрессивные тенденции. В результате разгрома Золотой Орды в хозяйственный оборот вовлекаются плодородные земли Черноземного центра и Среднего Поволжья. Благодаря относительно высокой урожайности они дают некоторый излишек хлеба. Этот излишек идет на продажу в менее плодородные регионы, позволяя их населению постепенно переходить к другим занятиям, более соответствующим местным природно-климатическим условиям. Идет процесс районирования — хозяйственной специализации различных регионов. На северо-западе, в новгородских, псковских, смоленских землях культивируется лен и другие технические культуры. Северо-восток — ярославские, казанские, нижегородские земли — начинает специализироваться на скотоводстве. Заметное развитие в этих регионах получают и крестьянские промыслы: на северо-западе — ткацкий, на северо-востоке — кожевенный. Возрастающий обмен сельскохозяйственной и промысловой продукцией, развитие товарно-денежных отношений приводят к постепенному становлению внутреннего рынка (процесс завершается лишь к концу XVII в.). Торговля в XVII в. носила в основном ярмарочный характер. Некоторые ярмарки имели общероссийское значение: Макарьевская (под Нижним Новгородом), Ирбитская (Южный Урал) и Свенская (недалеко от Брянска). Новым явлением в экономике стали мануфактуры — крупные производства с разделением труда, пока в основном ручного. Количество мануфактур в России XVII в. не превышало 30; единственной отраслью, в которой они возникали, была металлургия.

В социальном отношении все более значительной силой становится дворянство. Продолжая давать служилым людям земли за службу, правительство избегает их отбирать. Все чаще поместья переходят по наследству, т.е. становятся все больше похожими на вотчины. Правда, в XVII в. этот процесс не был еще подкреплен специальными указами. Крестьянство в 1649 г. Соборным Уложением было окончательно прикреплено к земле: Юрьев день отменялся навсегда; сыск беглых становился бессрочным. Это закрепощение носило пока еще формальный характер — у государства не было сил, чтобы реально прикрепить крестьянство к земле. До начала XVIII в. по Руси бродили в поисках лучшей доли ватаги "гулящих людей". Власть принимает меры для поддержания "торгового сословия", прежде всего его привилегированной верхушки — гостей. В 1653 г. принимается Торговый устав, заменивший множество мелких торговых пошлин одной, в размере 5% с цены продаваемого товара. Конкуренты русских купцов — иностранцы — должны были платить 8%, а по Новоторговому уставу 1667 г. — 10%.

В плане политического развития XVII в. был временем становления самодержавного строя. Царская власть постепенно ослабляла и упраздняла ограничивавшие ее сословно-представительные органы. Земские соборы, к поддержке которых после Смуты первый Романов, Михаил, обращался чуть ли не каждый год, при его преемнике Алексее перестают созываться (последний собор был созван в 1653 г.). Боярскую думу царская власть умело берет под свой контроль, вводя в нее думных дьяков и дворян (до 30% состава), безоговорочно поддерживавших царя. Доказательством возросшей силы царской власти и ослабления боярства явилась отмена в 1682 г. местничества. Укрепляется и разрастается приказная бюрократия, служившая опорой царю. Приказная система становится громоздкой и неуклюжей: к концу XVII в. существовало более 40 приказов, часть из них носила функциональный характер — Посольский, Поместный, Стрелецкий и пр., а часть территориальный — Сибирский, Казанский, Малороссийский и пр. Попытка контролировать эту махину при помощи приказа Тайных дел не увенчалась успехом. На местах в XVII в. окончательно изживаются выборные органы управления. Вся власть переходит в руки к воеводам, назначаемым из центра и живущим кормлением за счет местного населения. Во второй половине XVII в. в России появляются полки нового строя, в которых служили за жалованье "охочие люди" — добровольцы. Тогда же на Волге был построен "Орел" — первый корабль, способный выдержать морское плавание.

В 1613 году Михаила Романова венчают на царствование в земском соборе. Он заключает столбовой договор со Швецией, Швеция, по этому договору оставляла за собой земли у Прибалтики. Позднее, Осенью 1618 Россия объявила войну Польше, но вскоре, 1 декабря 1619 года было заключено перемирие с Польшей (Деулинское). Михаил Фёдорович (1613- 1645). При нём особую роль играла церковь. Правителем в основном был Филарет. Его правление было пассивным. Одной из главных целей которого было укрепление церкви. У власти стояли люди принадлежащие различным родам. Россия при нём была поделена на уезды, во главе которых стояли воеводы. Изменилось также Стрелецкое войско, они долгое время не получали жалование. При Михаиле становиться вопрос о создании новой армии. Алексей Михайлович (1645 – 1682). Он небольшого роста, типичной внешности. Также он был очень умным и быстро развивался. Вскоре у него появляются западные потехи. Среди западных наук была космография, грамматика. Боярин Морозов пристрастился к немецкому быту. Мария Милославская родила Алексею Михайловичу 8 детей, из них выжили только Софья и Петр.

Вопрос 10: Церковный раскол 17 в. – социокультурное явление русской истории

В начале века на престол взошел первый представитель династии Романовых, Михаил. Он и, позже, его сын, Алексей, прозванный «Тишайшим» постепенно восстановили внутренне хозяйство, разоренное в период Смуты. Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть. Но, в то же время, оформилось законодательно крепостное право, что не могло не вызвать массового недовольства в народе. Первоначально внешняя политика первых Романовых была осторожной. Но уже в планах Алексея Михайловича присутствует стремление к объединению православных народов, проживавших не территории Восточной Европы и Балкан.

Это поставило царя и патриарха, уже в период присоединения Левобережной Украины, перед довольно сложной проблемой идеологического характера. Большая часть православных народов, приняв греческие нововведения, крестилась тремя перстами. По традиции Москвы для крещения использовались два перста. Можно было либо навязать собственные традиции, либо подчиниться канону, принятому всем православным миром. Алексей Михайлович и патриарх Никон, избрали второй вариант. Происходившая в то время централизация власти и возникшая идея о будущем главенстве Москвы в православном мире, «Третьем Риме», требовали единой идеологии, способной сплотить народ. Реформа, проведенная впоследствии, на долгое время расколола российское общество. Разночтения в священных книгах и трактовке исполнения обрядов требовали изменения и восстановления единообразия. Необходимость исправления церковных книг отмечалась не только властями духовными, но и светскими.

Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх Московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17 века положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. реформа, которая включала в себя такие новшества, как троеперстие, служение литургии на 5 просфорах и проч. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Соборе 1654 г.

Но, переход к новым обычаям был слишком резким. Положение в церковный раскол в России усугубилось еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах. Старые священные книги, по которым жили предки, отказывались отдавать, многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение. Но в 1658 г. положение Никона резко изменилось. Царская опала обернулась демонстративным уходом патриарха. Однако свое влияние на Алексея он слишком переоценил. Никон был полностью лишен власти, но сохранил богатство и почести. На соборе 1666 г., в котором участвовали патриархи Александрийский и Антиохийский, с Никона сняли клобук. И бывший патриарх был отправлен в ссылку, в Ферапонтов монастырь на Белом озере. Впрочем, жил там любивший роскошь Никон далеко не как простой монах.

Церковный собор, низложивший своевольного патриарха и облегчивший судьбу противников новшеств, полностью одобрил проведенные реформы, объявив их не прихотью Никона, но делом церкви. Не подчинившиеся нововведениям были объявлены еретиками.

Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг., окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, однако ни один патриарх уже не претендовал на высшую власть.

Вопрос 23: Формирование тоталитарной системы. Культ личности Сталина

Для формирования культа личности Сталина были и объективные обстоятельства. Не надо думать, что только его личные качества лежали в основе формирования этого культа.

Для объяснения появления культа личности Сталина надо начинать с ранних лет советской власти. И прослеживать формирование культа личности Сталина и тоталитарного режима поэтапно, как это и было.

Ученые спорят по этой проблеме, так как не всё ещё ясно и не все известные факты укладываются в головах у нормальных людей.

Спорят не только историки, но и философы, и люди далекие от науки, люди, которых коснулась эта проблема. И вводят в употребление термин «тоталитаризм».

Впервые термин «тоталитаризм» был введен итальянскими либералами для обозначения фашисткой диктатуры в Италии. Со второй половины 20 века это понятие распространяется практически на все политические режимы, отличные от буржуазной парламентской демократии. А тоталитарные режимы функционировали как при фашизме, так и при социализме.

В западной литературе выделяют следующие признаки тоталитаризма:

1. система официальной идеологии. (Хотя этот признак характеризует не только тоталитаризм, любое государство, которое хочет быть прочным, имеет свою идеологию)

2. это однопартийная система.

3. монополия на средства массовой информации

4. террористическая система полицейского контроля

5. монополия на средства вооруженной борьбы.

Наряду с этими признаками под тоталитаризмом понимается и контроль государства над всеми сферами жизни общества.

Идеологией советской тоталитарной системы являлся сталинизм.

Сталинизм отличался крайним догматизмом и крайней (буквально абсолютной) непримиримостью к инакомыслию. Сталинизм отличался диктаторством и тиранией, крайними формами принуждения и укреплением режима личной власти Сталина.

Но истоки этой системы уходят в первые годы советской власти, то есть в события 1917 года – 20 года. При этом надо помнить и об особенностях политической истории самодержавной России. И туда уходят эти истоки, потому что вспомним хотя бы когда крестьяне выступали против помещиков, против чиновников, но всегда не против государя – батюшки. Вера в первого, главного человека, который был своеобразной иконой, всегда была очень глубоко у людей в сознании. В его непогрешимость глубоко верили. И разрушить эту веру в кого- то одного, который может повести, может спасти и ещё много чего может не получилось. Эта вера никуда не ушла. При одном строе - одни идолы, при другом строе – другие идолы. И это тоже важный психологический и не только психологический фактор.

Далее можно говорить о том, что важнейшей предпосылкой для возникновения этой тоталитарной системы и культа личности Сталина явилась монопольная власть одной партии.

Получилось следующее – у большевиков сначала были союзники, единомышленники в лице тех же левых эсеров и некоторой части меньшевиков. Но со временем все они были вытеснены с общественно- политической арены. Начинается это всё тогда, когда на 10 съезде партии в 1921 году принимается резолюция о единстве партии. Эта резолюция не случайна.

1921 год – идет гражданская война, иностранная интервенция – сложное опасное время и советская власть всячески стремится удержать свои завоевания. И в это сложное время в партии разгорается широкая дискуссия об отношении к профсоюзам (а это самая массовая общественная организация). А то, какие будут взаимоотношения у партии и профсоюзов, очень важно в целом для государства. И поэтому этот вопрос обсуждается широко и неоднозначно. Складываются различные позиции, и этих позиций было много. Например, Троцкий. Троцкий хотел огосударствить профсоюзы, то есть он хотел, чтобы профсоюзы были не общественной организацией, а государственной. Ленин в отличие от Троцкого говорил, что профсоюзы – это общественная организация, школа коммунизма, школа хозяйничания и так далее. Бухарин в этой ситуации хотел примирить позицию Ленина и Троцкого, поэтому его и его сторонников назвали буферной группой. Были и другие группы – рабочая группа во главе со Шляпниковым и так далее.

И вскоре руководители партии смекнули, что подобная дискуссия в таких сложных для советской власти условиях небезопасна. Она разобщает партию, разъединяет партию. И партия уже тогда не сможет выполнить свою историческую миссию, поэтому и принимается резолюция о единстве, запрещающая выносить подобного рода дискуссии на страницы печати с тем, чтобы не ослабить партию. Чтобы народ видел, что партия едина и монолитна.

Под этим предлогом прекращения внутрипартийной борьбы и начинается свертывание внутрипартийной демократии (пока ещё внутрипартийной). И начинается подавление интересов меньшинства, что и приводит к превращению партии в придаток партийного аппарата. То есть теперь важна не вся партия, и не вся партия может высказать свое мнение, а только непосредственно партийный аппарат.

В этом определенную роль сыграло и изменение состава самой партии, потому что в это время один за одним следовали ленинские призывы, когда партия открывала двери для вступления в неё новых и новых членов, то есть уже не велось прежнего тщательного отбора. И в партию иногда вступали люди, чуждые ей, не разделяющие её задач, идеологии, а лишь стремящиеся через партию достичь своих целей, чаще всего карьерных.

Ленин ещё до октября 1917 года говорил о том, что такая опасность существует, что партия, став правящей, не избежит того, что туда пойдут люди, чуждые ей, преследующие свои личные, порой корыстные интересы. Так и случилось.

Надо помнить, что наряду с призывами вступить в партию, там проходили и массовые чистки. Например, из партии могли исключить за бездеятельность, карьеризм, взятки.

Итак, после 10 съезда имела место чистка партийных рядов, и исключено было 25% членов партии. Из них 34% тех, кто просто числились, но не работали, а важно было активно работать в рамках своей партийной организации на благо общества; 24% были исключены из партии за карьеризм и аморальный образ жизни. (Это тоже говорит о том высоком статусе и чистом облике, которые должны были нести коммунисты). 9% было исключено за взяточничество.

Так что партия освобождалась от случайных людей. Но эти массовые призывы вступать в партию, в её ряды таких случайных людей приводили.

Итак, постепенно в стране диктатура пролетариата превращается в диктатуру партии, а диктатура партии превращается в диктатуру её аппарата. То есть диктатуру ЦК, а со временем даже и не ЦК, а Политбюро. Потому что, если ЦК более широкий орган, то политбюро – более узкий орган. А ещё по прошествии какого-то времени уже не всё политбюро принимает важнейшие решения, а лишь часть политбюро, а ещё со временем единолично её руководитель - Сталин.

Но всё это проходило постепенно, не вдруг и не сразу.

Просто обстановка для этого процесса была благоприятной, поэтому так оно всё и шло.

Кроме того, складыванию такой системы помогали органы ОГПУ (отдел главного политического управления), а с 1934 года - помогало НКВД (народный комиссариат внутренних дел), которые информировали руководство страны обо всем, что происходило в стране - и о том, что происходит на предприятиях, с государственными лицами, в частных семьях, на маленьких предприятиях – всё обо всём было известно.

Опять можно видеть ту же слежку, которая были и прежде. И всегда находилась и найдется та категория людей, которая будет счастлива тем, что она может наблюдать за кем-то и доносить кому-то - всегда во все времена, при любом строе не было нехватки в таких людях.

Цензуре теперь подвергались все произведения печати и искусства.

Но пока ещё преградой на пути к полному установлению тоталитарного строя были экономически самостоятельные производители. А это были те же крестьяне. Они же были экономически независимыми, пока они не стали колхозниками. Вот этим то и объясняется то, что стали в 1929 году стал сворачивать НЭП. Именно тогда, когда была объявлена сплошная коллективизация.

И ликвидация НЭПа и давала возможность для проникновения бюрократической системы во все структуры российского общества, и она же давала возможность для установления личной диктатуры вождя.

Идеологическим выражением этой системы стал культ личности. И это показало уже празднование 50- летнего юбилея Сталина в 1929 году. Этот юбилей отмечался как всенародное торжество. Прежние портреты царя и иконы заменяются портретами другого человека – тоже вождя и тоже отца наций. Тоже идола – Сталина. Повсеместно ставятся немыслимые по своим размерам памятники. Поначалу, когда Сталин стал выступать в партии, он активно продвигал впереди себя Ленина, а потом имя Ленина как-то исчезает. И это делается не случайно, просто наступил такой благоприятный момент, что Сталин заменил Ленина собой.

Но признаком культа личности является не только внешнее возвеличивание, и это собственно и не главное. Главное – было в другом.

Итак, вскоре получилось, что народ практически был отстранен от власти, потому что демократические органы, которые были провозглашены в конституции (Советы – законодательная представительная власть) в складывающихся условиях превращаются в демократическую ширму. Получается, что реально они никакой властью не обладают, потому что все основные направления развития государства определяла партия. А теперь уже не столько партия, не столько её руководящее ядро (ЦК и Политбюро), а единолично Сталин.

Примером тому, какими стали Советы, были выборы 1937 года, которые не были всеобщими, не были равными, они не были тайными, не были прямыми, а депутаты Советов избирались в трудовых коллективов.

На судьбе советов негативным образом отразилась определенная зашоренность большевиков, которые делили общество на «социально близкое» и «классово чуждое». Поначалу это было актуально, когда вскоре после советской власти были ещё «недобитые буржуи», которые конечно не дружески смотрели на пролетариат, но осознание «классово чуждого общества» сохранялось и культивировалось достаточно долго и играло свою негативную роль.

Когда мы говорим об общественно- политический жизни, которая тоже имела свое влияние на то, что происходит в стране, то надо помнить, что далеко не сразу вся общественно – политическая жизнь страны была приведена к единому знаменателю. Поначалу в советской России было огромное количество различных общественных организаций. Мы называли профсоюзы, как самую массовую общественную организацию, но она была далеко не единичной. Такой массовой общественной организацией, например, был и ВЛКСМ – всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи. Комсомол брал на себя решение многих важных для страны задач, действительно был активным и массовым союзом – рост численности комсомола шел очень быстро: в 1923 году в рядах комсомола было около 300.000 человек, а в 1928 году – 1. 750.000 человек.

Но кроме этого была масса других организаций – например, была «Всесоюзная ассоциация инженеров», «Общество русской словесности истории и древности российской», «Общество старых большевиков» и другие. А кроме того «Общество красного креста и красного полумесяца», МОПР (международная организация помощи борцам революции) и так далее. Тогда деятельность этих организация была достаточно активна. Редкий советский человек не был задействован в одной или даже одновременно в нескольких общественных организациях.

Со временем, по мере того, как укреплялась власть одного человека, как укрепляла свои позиции командно- административная система и тоталитаризм, вся эта общественная активность уменьшалась и становилась формальной. Хотя комсомольцы и потом активно ездили на стройки, но на этих «комсомольских» стройках работало так же немалое число заключенных.

Сталин выступает под маркой марксизма. Но он черпал из этого учения какие-то отдельные догмы, и поэтому многие утверждают, что Сталин был чужд гуманистическим идеалам марксизма.

Важнейшей идеей сталинизма явилась идея, которая имела свои крайне негативные последствия - идея о сохранении и непрерывном обострении классовой борьбы как внутри страны, так и на международной арене.

Это было уже время 30-годов, и никаких классово чуждых элементов уже не осталось, они уже все из жизни вычеркнуты – кто-то выслан, кто-то репрессирован, кто-то сам уехал. А обществу навязывают идею о разрастании классовой борьбы внутри страны.

На международной арене – это понятно – государства вокруг СССР – капиталистические, и нападение Гитлера на СССР как раз свидетельство классовой борьбы на международной арене.

Но, тем не менее, идея о классовой борьбе внутри страны вбивалась в головы советских людей и имела свои последствия.

Ну а когда 1 декабря 1934 года в Ленинграде, в штабе революции, в Смольном, где тогда находилось руководство партийной организации города и области, был убит Киров, это дает основание Сталину начать полномасштабные репрессии.

О репрессиях. Начинать надо с тех репрессий, которые происходили ещё в конце 20-х годов и затем рассказывать о репрессиях второй половины 30 годов, которые были направлены против военного руководства страны, когда армия накануне второй мировой войны была обезглавлена. Из пяти маршалов было репрессировано 3 – уничтожены Блюхер, Егоров и Тухачевский. Из пяти командармов 1 ранга уничтожено также трое, из 10 командармов 2 ранга уничтожены все, из 57 командиров корпусов уничтожены 50 и так далее. Это крайне отрицательно сказалось на ходе войны, особенно в её начале.

Репрессии обрушились на недавних соратников и сподвижников Сталина – то есть на партийные и государственные верхушки. Репрессии коснулись и многих других слоев советского общества – ни одна категория населения не осталась обойденной этими репрессиями. Это было страшное время, когда многие люди, зная и понимая что происходит, потеряли чувство доверия к режиму. Но вместе с тем, несмотря на широкий размах репрессий, были советские люди, которые не подозревали о них. Также было немало тех, кто оказавшись в сталинских застенках – в тюрьмах и лагерях – не верили в то, что это Сталин вершит черное дело, а считали, что Сталину не ясна ситуация в стране, что его дезинформируют и он не знает о том, что происходит, что равносильно вере народа в доброго царя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: