Упражнение «Вопрос-ответ»




Пальчиковый игротренинг для родителей

М.В. Терентьева
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 8», г. Усинск, Республика Коми

Игры с мелкими предметами благотворно сказываются на развитии мелкой моторики ребенка дошкольного возраста. Однако родители часто не придают им значения и не применяют во взаимодействии с ребенком. Проведите с родителями пальчиковый игротренинг, научите их основным упражнениям, которые они смогут провести с детьми дома.

 

Цель игротренинга: повысить педагогическую культуру родителей.

Задачи:

· сформировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка;

· познакомить с играми на развитие мелкой моторики и координации движения рук;

· приобщить родителей к играм ребенка в домашних условиях.

Целевая аудитория: родители детей 3–7 лет.

Количество человек в группе: 20.

Продолжительность игротренинга: 40 мин.

Материал: счетные палочки; бумажный колпачок; цветные веревочки; пробки от пластиковых бутылок; карточки с вопросами; карандаши; бумажный круг желтого цвета; цветная бумага; фломастеры; мяч; лист бумаги А3; ножницы по количеству участников; клей; клубок ниток; магнитная доска.

Музыкальное сопровождение: веселая, спокойная музыка.

Ход тренинга

Игра-знакомство «Передай колпачок»

Цели: сформировать чувство единства, сплоченности, развить мелкую моторику рук, активизировать деятельность речевых центров коры головного мозга.

Инструкция педагога-психолога: Давайте познакомимся, но не просто так, а по-особенному. Для этого нам нужны будут счетные палочки. Возьмите по одной… Посмотрите — на мою счетную палочку надет колпачок. Я называю свое имя и передаю колпачок соседу справа. Его задача — снять колпачок своей палочкой (руками не помогать!), назвать свое имя и передать колпачок соседу справа и т. д.

Разминка

Педагог-психолог предлагает родителям ответить на вопросы:

· Занимались ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Как?

· Играли вы сами со своими пальчиками? Как?

· Как вы играете с пальчиками вашего ребенка?

После того, как участники ответят на вопросы, педагог-психолог просит их доказать или опровергнуть утверждение русского физиолога И.П. Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Вывод педагога-психолога: Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же как артикуляционный аппарат. В связи с этим было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Упражнение «Объясни пословицу»

Цель: активизировать мыслительную деятельность.

На отдельных карточках напечатаны пословицы и поговорки о руках. Педагог-психолог предлагает каждому участнику вытянуть карточку и объяснить записанную на ней пословицу или поговорку.

Материал к упражнению «Мастер на все руки» «Золотые руки» «Положа руку на сердце» «Рукой подать» «Руками развести» «Руки опускаются» «Обеими руками “за”» «Своя рука — владыка» «Чужими руками жар загребать» «Руки не оттуда растут» «Как рукой сняло» «Не бывает скуки, коли заняты руки» «Ленивые руки не родня умной голове» «Руки работают, а голова кормит» «В хороших руках все горит» «С руками нигде не пропадешь» «В одну руку всего не возьмешь» «Правая рука не знает, что делает левая» «Где рука, тут и голова» «Рукам — работа, душе — праздник» Скачать материал к упражнению в pdf

 

Теоретическая часть

Педагог-психолог: Что такое мелкая моторика и почему она так важна? Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой. Дело в том, что центры в головном мозге, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, которые отвечают за речь.

Ребенок со скованными движениями пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Наоборот, ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность.

Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками, и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает — отстает и развитие речи.

Развитие тонкой моторики — важный показатель готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук необходимо для овладения письмом.

Руки — инструмент тонкий, «настраивается» он в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много.

Упражнение «Вопрос-ответ»

Цели: активизировать мыслительную деятельность, развить воображение, фантазию.

Участники делятся на две команды. Каждая команда по очереди вытаскивает карточку с вопросом и дает на него ответ. Участники другой команды могут ответ дополнить. После каждого вопроса педагог-психолог обобщает сказанное.

Вопросы:

· Какую работу можно дать детским пальчикам на кухне?

· Как можно развивать мелкую моторику во время прогулки?

· Какие игры направлены на развитие мелкой моторики (ответы родителей)?

· Что дает ребенку пальчиковый театр?

Дополнительный материал к упражнению. Пальчиковый театр Театр — это прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер, который подходит для детей старше одного года. Пальчиковые куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, пространственное восприятие, воображение, помогают развивать словарный запас. Стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, ребенок вырабатывает способность к концентрации внимания. Заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, он тренирует память. В процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление — такие важные понятия как «лево», «право», «низ», «верх», «предыдущий», «следующий» отрабатываются в игровой ненавязчивой форме. Возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности ребенка. Выступая перед публикой, он приобретает уверенность в себе, становится общительным. Скачать дополнительный материал в pdf

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: