При рождении человек не имеет каких-либо социальных навыков. Взрослея и развиваясь, человек постепенно включается в различные общества людей: семья, школа, социальный класс, нация, народ. Процессом, который отвечает за это включение, будет являться социализация. Социализация – это процесс формирования таких качеств индивида, которые обеспечивают его включение в определенную общественную целостность [9]. В процессе социализации человек получает знания, нормы, ценности, которые характерны для той или иной общности людей. Получая их, человек пропускает их сквозь призму своей индивидуальности, через свой полученный опыт от жизни. Таким образом, человек становиться личностью.
Существует огромное количество способов социализации, в их число входит искусство. Определить и нагляднее представить особенности художественной социализации позволяет ее становление с другими видами социализации человека.
Для начала необходимо рассмотреть понятие мораль, так как формирование личности, ее функционирование в качестве члена общества невозможно без нее. Моральные нормы, которые контролируют поведение личности, являются связующим звеном с обществом. Приобретая нравственное сознание, обычно человек по своей воле соблюдает моральные нормы и правовые законы.
Искусство, в котором раскрывается и в наибольшей степени концентрируется эстетическое отношение человека к миру, является незаменимо при процессе социализации личности, при этом воздействуя на все стороны поведения человека. При этом этическое освоение мира человеком происходит ненавязчиво, не ущемляя суверенность самой личности. Человек осваивает этические и художественные ценности совершенно свободно, при этом развивая себя как личность и обогащая свой внутренний мир.
|
Этический вкус формируется за счет непосредственно общения с произведениями искусства, которые пробуждают у человека способность к этическому восприятию и переживанию, помогая делать выбор и чувственно-интеллектуально оценивать явления действительности соответственно социальному и художественному опыта человека. Вкус ощущается в виде индивидуальных оценок и всегда связан с эстетическими, политическими, философскими воззрениями индивида.
Так как развитие и совершенствование этического вкуса происходит при помощи общения с художественными произведениями, то очень важно, чтобы люди имели возможность встречаться с поистине настоящим высоким искусством.
На протяжении истории человечества было создано множество бесценных шедевров различных видов искусства. Этим духовным богатством может овладеть каждый, кто захочет, кто поймет благотворное влияние его, воспитает у себя сначала привычку, а затем и потребность общения с искусством [6, C. 180]. Получив от искусства вкус к красоте, люди стремятся внести ее во все области человеческой жизни. Получив этот опыт, человек вносит его в общение с другими людьми, в окружающую их среду. Так как искусство подчиняется законам прекрасного, то и человек стремиться создавать красоту в жизни, становясь творцом прекрасного. Человек, познавший опыт общения с искусством, опыт особого этического освоения мира, сам стремится к совершенству тела, к красивой мебели, нравам, красивой форме жизни, к красивой речи. Все это побуждает нас к борьбе с безвкусицей.
|
Дурное мировосприятие, дурной вкус может проявляться по-разному. Для человека с таким вкусом свойственно стремление к тому, что вызывает воздействие на внешние чувства, что будет вызывать не этическое переживание, а физическое возбуждение.
У человека с дурным вкусом происходит отторжение серьезного искусства, так как оно требует от него осмысления, понимания. Такие люди больше склонны к произведениям поверхностно-развлекательным, искусство примитивное, без глубокого содержательного смысла.
Художественное познание существенно отличается от научного и философского познания по своему предмету и содержанию, ему присущи многоплановость, принципиальный антисхематизм. Искусство не сводимо к особому образно эмоциональному способу выражения философской или научной истины, как то полагали многие философы, начиная с Платона. Это особый способ познания, обращенный к тем сторонам реальности, аспектам ее содержания, которые ускользают от рационального анализа. «Задача искусства уникальна в том отношении, что художественная деятельность коммуницирует прежде всего личностный смысл, искусство есть открытие «смысла», то есть открытие (а не описание) жизни».
Однако наряду с качественным различием между художественным и философским познанием имеется глубокое внутреннее сходство. Как в основе философской системы, так и в основе подлинно художественного произведения лежит идеальная модель бытия. Кроме того, познание мира в искусстве неразрывно связано с его эстетической оценкой, которая органически включает в себя философские, нравственные, политические и другие воззрения человека. При этом, конечно, и идейное содержание искусства раскрывается не в форме логических абстракций, но в самой ткани художественного образа.
|
Воспринимая произведения искусства, человек как бы заново совершает творческий акт освоения действительности. Интериоризация социального опыта является универсальным свойством восприятия искусства, определяющим эффективность его воздействия на личность.
Заключение
Одним из основных видом духовного производства является искусство. Если рассматривать его как и науку, то оно представляет собой творения профессионалов – артистов, художников, поэтов, музыкантов, другими словами профессионалов в области эстетического освоения мира. Этот способ духовного освоения реальности опирается на своеобразный феномен социальной реальности, зафиксированный философией в категории «эстетическое».
Эстетическое не является исключительной прерогативой искусства. Оно составляет одну из общих характеристик самого социального бытия и как бы «разлито» во всей социальной реальности. Эстетическое представляет собой как бы некую грань практической деятельности человека, которая порождает у него специфические мысли и чувства.
Объективной основой возникновения эстетического являются фундаментальные закономерности бытия, которые проявляются в отношениях меры, гармонии, симметрии целостности, целесообразности и т. д. Конкретно-чувственная, наглядная форма этих отношений в объективном мире порождает своеобразный резонанс в душе человека, который и сам частица этого мира, и следовательно, тоже причастен к общей гармонии вселенной. Настраивая свой предметный и душевный мир в унисон с действием этих универсальных отношений бытия, человек и получает специфические переживания, которые мы называем эстетическими.
Эстетические переживания, в силу универсальности лежащих в их основе отношений, способны возникать в любом виде человеческой деятельности. Однако в большинстве из них (труде, науке, спорте, игре) эстетическая сторона является подчиненной, второстепенной. И только в искусстве эстетическое начало носит самодовлеющий характер, приобретает основное и самостоятельное значение. Искусство как «чистая» эстетическая деятельность есть не что иное, как обособившаяся сторона практической деятельности людей. Искусство «вырастает» из практики в длительном историческом процессе освоения мира человеком.
Важной эстетической формой является красота. Когда мы говорим «это эстетически выполнено», то подразумеваем, что выполнено по законам красоты, т.е. в моем понимании эстетика – красота. На протяжении всей истории человечества красивым считались разные стороны человеческого бытия. И искусство моментально реагировало на это. Например, в эпоху Возрождения образцом красоты провозглашался человек, его тело, поэтому искусство было направлено на то чтобы «воспеть» красоту человеческого тела (скульптуры, художественные образы и т. д.). Поэтому, изучая искусство в историческом процессе, мы понимаем, что считалось символом красоты в ту или иную эпоху, в те или иные века. Когда мы смотрим на что-то некрасивое и неприятное, мы не принимаем это за искусство, и иногда говорим «это не искусство». А когда видим что-то красивое, мы считаем это искусством. Поэтому искусство выполняет эстетическую и самую главную, на мой взгляд, функцию.