Социальная защита населения — это всевозможные мероприятия, которые проводятся органами социальной защиты в рамках социальной политики в России. Такие мероприятия ориентированы на предоставление помощи отдельным категориям граждан, которые нуждаются в поддержке. Они проводятся в соответствии с законодательными и правовыми актами страны [4, с. 56].
Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально-педагогическую, медико-социальную, профилактическую и т.д.
В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.
На рисунке 1 показаны основные центры социального обслуживания населения и соотношение между государственными, негосударственными и муниципальными службами.
Рисунок 1 – Система социальной защиты населения Российской Федерации [6, с. 42]
Пожилые - это люди, прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны. Пожилые люди подвержены одновременному действию целого ряда неблагоприятных факторов, и их физическое, психическое, социальное, экономическое благополучие и здоровье очень тесно взаимосвязаны, поэтому их оптимизация требует многообразие и сложность социальных проблем, вызываемых старением населения, носит, как правило, долгосрочный характер.(много запятых)
|
Социально-экономические трудности периода радикальных преобразований последних лет значительно ухудшили социальное самочувствие большинства пожилых людей, которые по существу заняли маргинальное положение в обществе.(сноска?) Изменение социального статуса человека в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Комплексность при организации надежной социальной защиты пожилых людей в непростых современных условиях требует нового социального партнерства с участием государственных и негосударственных структур, общественности, семьи и самих пожилых граждан. Рассмотрим процесс становления социальной защиты пожилых людей в ретроспективе.
|
Теория социальной защиты населения неразрывно связана с государственным управлением. Она соотносима с конкретно историческими обстоятельствами развития страны, типом политической власти, со сложившимися традициями каждодневной жизни населения. Принципиальным вопросом для государства является рациональное решение проблем, связанных с благополучием граждан, снятием противоречий в их социальной защите, особенно нетрудоспособного возраста.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года становится повышение благосостояния граждан, в том числе и лиц пожилого возраста. Для достойного уровня жизни этих людей большое значение имеют социальные услуги, удовлетворение потребностей в которых гарантировано Конституцией Российской Федерации, действующим федеральным и региональным законодательством [7, с. 90].
Практическая реализация этих услуг осуществляется на местном уровне, поэтому она существенно зависит от эффективности деятельности органов местного самоуправления. В связи с этим растет необходимость в теоретическом и практическом совершенствовании механизма управления развитием системы предоставления услуг и социальной защиты лицам пожилого возраста на муниципальном уровне.
Нормативно правовое регулирование предоставления данных услуг предусматривает дифференциацию задач и использование механизмов в рамках государственной политики в зависимости от категорий лиц пожилого возраста: дееспособные пенсионеры, пожилые люди, старческий возраст, долгожители. Из-за увеличения числа пожилых людей в мире на государственные органы ложится ответственность за полное или частичное устранение ограничений их жизнедеятельности. Исходя из этого, правительствами государств проводится целенаправленная работа по достижению баланса возрастных групп в обществе.(сноска)
|
К решению этой проблемы привлекаются заинтересованные социальные институты; разрабатываются и принимаются нормативно правовые акты, касающиеся прежде всего материальной поддержки семей и всех категорий населения для удовлетворения ими не только естественных потребностей, но и повышения качества жизни старшего поколения.
Истоком зарождения материальной и социальной помощи пожилым людям следует считать древние славянские общины.
В Древней Руси общинно-родовые отношения, содействие лицам преклонного возраста базировались на язычестве, связанном родовым пространством, главным выражением которого была круговая порука.
Именно на её основе формировались традиции заботы о бездомных, неимущих и пожилых людях, т.е. тех, кто по возрасту был лишен полноценной жизни.
В России, как отмечают учёные Е.Г. Лозовская, Е.С. Новак и В.Г. Краснова, социальная помощь престарелым гражданам оказывалась благодаря различным формам поддержки. Так, к примеру, одним лицам преклонного возраста община выделяла особый участок земли, так называемый «косячок», который предназначался для заготовки сена; других определяла поочерёдно на постой к молодым членам сообщества.(сноски?)
Кроме того, иногда пожилые люди селились вблизи от коммуны, на погостах, строили для себя кельи и жили за счет подаяний. Следует отметить, что термин «сирота» в Древней Руси относился как к детям, оставшимся без родителей, так и к лицам преклонного возраста. В общинном сознании те и другие сближались по признаку статуса и дохода.
Следующий этап оказания социальной поддержки пожилым людям охватывает Х и конец XVII века. В этот период складывается государственная политика защиты престарелых, которая базируется на христианской парадигме, суть которой заключалась в том, что социальная помощь становится многосубъектной. Хотя по-прежнему огромную роль в оказании благотворительности играет община, но приоритетными в этом деле становятся частные благодетели.
В это время церковь стала одним из главных институтов системы социальной помощи пожилым людям. Для обеспечения полноценной жизни престарелым гражданам механизмом взаимопомощи и перераспределения общественного богатства становится милостыня. Это новая форма нравственно добровольного участия в формировании ресурсов жизнедеятельности нуждающимся людям.
Следует отметить, что, во-первых, происходит законодательное регламентирование поддержки и содействие старикам и детям; во-вторых, лица преклонного возраста наделяются соответствующими правами; в-третьих, появляются ведомства, благотворительные учреждения, заведения для нуждающихся; в-четвёртых, впервые разрабатываются теоретические подходы к решению социальных проблем людей старшего поколения, к таким трудам можно отнести, к примеру, «Поучение Владимира Мономаха» (XI в.), «Изборник 1076 г.».
По мере становления и развития Российского государства объективно расширяется контингент лиц преклонного возраста, нуждающихся в помощи, который к концу XVIII в. был представлен следующими категориями: одинокие и немощные старцы, больные и инвалиды, вдовы с детьми, нищие, пожилые люди [8, с. 112].-разве отсюда брали?
Таким образом, начиная с X века на Руси сложилась такая культурно историческая(отсутствие знака -) ситуация, которая способствовала разрушению родоплеменных отношений. Это, в свою очередь, потребовало иных форм поддержки и защиты государством нуждающихся престарелых граждан. Так, начало ХVI века было ознаменовано формированием на Руси благотворительной деятельности, организованной непосредственно государством: была создана первая богадельня для организации социальной защиты для нищих и старцев в Переяславском Троицком монастыре; позже Петр I подписал приказ об определении пожилых людей в богадельни. По распоряжению Ивана Грозного в каждом городе создавались специальные богадельни и больницы, где пожилым людям и неимущим оказывалась социальная поддержка. В 70- годах XVII века в Москве насчитывалось около восьми таких организаций, кроме того, при каждой церкви была организована помощь тем, кто нуждался в ней. Третий этап развития социальной защиты пожилых людей получил своё развитие с начала XVII века и до реформы 1861 года.
В этот период произошло зарождение государственных форм организации помощи малоимущим на уровне создания социальных учреждений.
Следует иметь в виду: при Петре I понятия «сиротство», «детство» и «старость» становятся объектом организации социального попечения государства. Бездомные, неимущие и старые люди зачисля лись(невидимый пробел?) в дома Святейшего патриарха (1701 г.) и Московские богадельни (1710 г.). Нормативно-правовое обоснование получила частная благотворительность, впоследствии все нововведения были закреплены в законодательстве. С выходом в 1775 году «Положения о губерниях» увеличивается число богаделен, куда определяются люди всех сословий. Помимо развития социальной помощи в России начинает складываться система социального обеспечения населения, в частности старшего поколения. Церковь постепенно отходит от оказания поддержки лицам, нуждающимся в этом. Государство, в свою очередь, создаёт специализированные институты, которые осуществляют социальную политику защиты пожилых людей.
Четвёртый этап развития социальной поддержки населения в России приходится на 60 е годы. Эта работа приобретает организованный характер, что способствует, во-первых, созданию разветвлённой сети социальных учреждений; во-вторых, расширению объектов социальной помощи нуждающимся, к этой категории относят инвалидов, одиноких стариков, беспризорных, брошенных детей и сирот, детей-инвалидов и мигрантов, нищих и т.п.
Благодаря этому открываются богадельни и приюты, ясли, школы для детей низших сословий. Анализ практики социальной защиты пожилых людей в дореволюционной России показывает, что отечественная история поддержки престарелых складывалась по двум направлениям: государственно-общественному и частно-церковному. Следует отметить, что государственные учреждения доминировали до XIX в., позднее появляются частные приюты, попечительские советы, благотворительные общества.
Таким образом, в России сложилась целая сеть организаций, которые содержались за счет частных лиц и общественных объединений, причем они носили дифференцированный характер. Основными субъектами социальной защиты престарелых граждан выступали земства, государство, представители духовенства, прогрессивной интеллигенции, имущих групп населения. Система общественного и государственного обеспечения старшего поколения в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений. Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи престарелым людям, а также подготовка специалистов для работы в этой сфере с помощью курсов. В начале XX века в России действовало 11400 благотворительных учреждений для оказания помощи нуждающимся людям. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о том, что поддержка пожилых людей необходима, и тем самым формировалось и поддерживалось положительное отношение к благотворительности [10, с. 90].
В начале 90 -х годов XX века социальная поддержка и социальное обеспечение лиц преклонного возраста оформляются законодательно. Социальную защиту пожилых людей в России регулируют правовые документы, которые определяют социальные нормы этой категории населения и которые мы разделили на 3 группы:
1. Социальные нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста. К ним относят: Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральные законы «Об основах федеральной жилищной политики», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О погребении и похоронном деле», «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и др.
2. Социальные нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих обязанностей государства, негосударственных структур и семьи по отношению к пожилым людям. К этой группе относятся прежде всего пенсионное законодательство, законы «О государственном пенсионном обеспечении», «О трудовых пенсиях» и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
3. Социальные нормы, регулирующие положение особых категорий лиц преклонного возраста, таких как: ветераны, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, репрессированные и впоследствии реабилитированные граждане и др. Наиболее значимыми в данной группе являются федеральные законы «О ветеранах» и «О реабилитации жертв политических репрессий».
Социальная защита людей третьего(пожилого скорее) возраста в Российской Федерации реализуется как на государственном федеральном и региональном уровнях, так и на уровне муниципалитетов. В последние годы распространяются негосударственные общественные организации, которые реализовывают координацию и согласованность действий между правительственными и общественными учреждениями. Координационный комитет создан на основе Указа Президента РФ от 5 августа 1991 года, затем организован Департамент по делам по жилых людей в Министерстве социальной защиты. Это способствует, прежде всего, к переходу к нормативно-правовой системе государственной поддержки лиц пенсионного возраста, принятой в странах Европы. Обеспечение качественного уровня жизни престарелых граждан и оказание им индивидуальной помощи осуществляются различными специализированными службами. Ключевыми формами их деятельности в основном являются: денежное финансирование, обслуживание в стационарных условиях, оказание бытовой и медицинской помощи на дому, предоставление временного проживания в специализированных домах интернатах, социальный патронаж, консультативная помощь, социальная реабилитация и адаптация.
Сегодня в Российской Федерации существует программа под названием: «Социальная поддержка граждан». В ней намечены основные ориентиры и задачи, которые необходимо выполнить до 2020 года. Прежде всего это выполнение обязательств нашей страны по социальной поддержке граждан. Второй задачей является обеспечение потребности граждан в социальном обслуживании. Следующей задачей служит создание благоприятных условий для функционирования института семьи. И последняя задача, которая стоит в данной программе — повышение значимости негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг населению. До настоящего времени в Российской Федерации не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты. Необходимо отметить, что в системе, сложившейся в России, присутствует чрезвычайно высокая роль государства. На текущий момент, основной проблемой государственной социальной поддержки населения в России является отсутствие единого Федерального закона, который мог бы полностью регулировать государственную поддержку российских семей. В настоящее время существует только проект такого Федерального закона: «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы государственной поддержки семьи, определяет цели, принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики. Невзирая на то, что в последнее время наше государство предприняло целый комплекс мер, которые могли бы улучшить материальное положение пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения все также имеется ряд острых наболевших проблем. Следует особо отметить проблему, связанную с состоянием и перспективами развития пенсионной системы. Данные проблемы отнюдь не ограничиваются вопросами о возрасте выхода на пенсию. Выдвигаются различные предложения по развитию пенсионной системы путем отмены обязательных пенсионных накоплений, перехода на добровольные накопления, которые будет стимулировать государство и так далее. Решение этих проблем зависит не только от состояния экономики страны, но и от новой концепции пенсионного обеспечения. Следующей актуальной проблемой является оказание социальной поддержки людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях. К таким людям можно отнести бездомных, беженцев, мигрантов и переселенцев. Для решения названной(названой) проблемы необходимо совместными усилиями территориальных органов социальной защиты с прочими заинтересованными службами решить вопросы организации домов ночного пребывания, а также социальных приютов и гостиниц. Необходимо минимизировать случаи отказа в помощи людям, которые попали в экстренную ситуацию. Кроме этого в России присутствует проблема, которая связана с предоставления ряда мер социальной поддержки населению по категориальному признаку. То есть, в соответствии с имеющимся статусом гражданина, который определен как федеральным, так и региональным законодательством. Так, например, при таком подходе меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, а также отдельным категориям сельских специалистов и прочим. Предоставление иных мер социальной поддержки осуществляется с учетом нуждаемости, которая основывается на оценке доходов, имущества или потребности в жилье. Большинство мер социальной поддержки финансируется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом наблюдается региональная дифференциация удельного веса мер социальной поддержки, предоставляемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации в общем числе предоставляемых мер социальной поддержки. Также одной из проблем социальной поддержки населения можно выделить присутствие иждивенческого настроя у населения, а также отсутствие у некоторых граждан заинтересованности в улучшении собственного благосостояния. Правительство Российской Федерации планирует ввести некоторые меры по повышению эффективности социальной помощи населению до 2020 года: Во-первых, это модернизация рынка труда. В нашей стране относительно низкая безработица. Это требует более эффективных мер по задействованию имеющихся трудовых ресурсов, распределение их в точках экономического роста. Чтобы добиться этого, необходимо снизить затраты на переезд к новым местам работы, а также обеспечить доступность инфраструктуры на всей территории страны. Во-вторых, создание новых возможностей для развития отраслей человеческого капитала, а именно образования и здравоохранения. В-третьих, оказание семьям с детьми интенсивную поддержку. Например, материнский капитал, который стал важным инструментом социальной политики. Правительство расширило сферы его применения и продлевает сроки реализации этой программы. В-четвертых, продолжение выплат ежемесячных пособий многодетным семьям, включая дотации на жилищно-коммунальные услуги. В-пятых, ликвидация очереди на земельные участки для многодетных семей или предоставление им жилья. Данную цель Правительство планирует выполнить за три года. В-шестых, выработка комплексной программы помощи пожилым людям.
Такая программа будет направлена на получение адекватной медицинской помощи. Необходимо обновить систему поддержки людей пожилого возраста, которая должна соответствовать запросам современного общества. Структура современной жизни должна обеспечивать и структуру жизни пожилых людей. В-седьмых, модернизация системы здравоохранения, поскольку уровень ее развития определяет качество жизни любого гражданина. Данная задача достаточно сложна в исполнении. Как минимум это связано с большими затратами. Например, денежные средства, которые были вложены за последние годы в современное медицинское оборудование, по масштабу превышают все, что делалось ранее. В-восьмых, четкие формулировки государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В приоритете развитие первичной санитарной помощи, телемедицина, внедрение единой электронной карты пациента. В-девятых, обеспечение доступности и качества лекарственных препаратов. Эта задача является наиболее значимой для государства. Необходимо, чтобы лекарственными препаратами могли воспользоваться даже малообеспеченные пациенты. Также необходимо увеличить эффективность системы контроля за качеством производимых препаратов, медикаментов и медицинской техники. Помимо этого, 6 июня 2016 года вышел «План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год и плановый период до 2021 года», в котором были определены пять приоритетных целей, направленных на решение задач, поставленных перед государством. Достойный труд, справедливая зарплата. Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд. Улучшение демографической ситуации. Социальная защита приблизится к человеку. Государственная гражданская служба должна стать открытой и профессиональной [3, с. 19].
Таким образом, можно сделать вывод, что в нашем государстве существует достаточное количество проблем, связанных с социальной поддержкой населения. Однако уже намечены пути решения данных проблем. Государство на данный момент делает акцент на социальной сфере нашей страны, ведь данная сфера для населения является самой важной. Оно дает человеку уверенность в своем государстве, чувство спокойности и желания развиваться и помогать своей стране «идти вперед».