Водитель первых пароходов




Номинация «Проза»

«Династия русских моряков Шельтинга»

Квасова Валентина Геннадьевна

ГБОУ СОШ №84 имени дважды Героя

Советского Союза П.А.Покрышева

Петроградского района Санкт-Петербурга

 

 

 

КВАСОВА ВАЛЕНТИНА ГЕННАДЬЕВНА

 

ДИНАСТИЯ ШЕЛЬТИНГА

 

 

Санкт-Петербург

В начале славных дел.

Своё начало династия российских морских офицеров Шельтинга ведет от строительства Петром I Балтийского флота. Великий Петр, понимая, что для строящегося им флота у него не хватает опытных морских офицеров, поручил вице-адмиралу Крюйсу, отъезжавшему в Голландию в 1703 году, поискать таких и предложить службу в русском флоте.

Крюйс исполнил поручение царя и в 1704 году привез в Россию 20 морских офицеров, которые своей полезной службой оправдали его выбор. В числе них находился и капитан голландского флота Вейбрандт Шельтинг.

О первоначальной службе Шельтинга известно немного. В «Общем Морском списке» значится, что в 1706-1707 г.г. он состоял под командой шаутбенахта (контр-адмирала) Боциса, командует значительными отрядами галерного флота.

При обороне Котлина в 1706 году Шельтинг командует кораблем в эскадре Крюйса.

В 1709-1710 г.г. Шельтинг командует кораблем «Нарва» у Котлина, конвоирует транспорты к Выборгу.

Осенью 1710 года послан был в Воронеж, в состав Донской флотилии.

Из указа Петра Великого. «Божьей милостью, Мы, Петр Первый, Царь и Повелитель Всероссийский и прочая, и прочая. Объявляем им патентом всем, кому надлежит его выдавать, что Мы повелели Вейбранту Шельтингу быть на службе в нашем флоте в старых капитанах с 1703 года. И должен он этот чин сохранять в чести и достоинстве, чтобы служить Государству нашему. Петр. Лета Господня 1710 года декабря в 30 день в Петербурге»

В 1711 году Шельтинг получает следующий указ царя

Из указа Петра Великого. «Будучи в Таврове над всеми кораблями управлять за первого командира и иметь попечение, как надлежит доброму и искусному офицеру, усматривая к лучшему Царского Величества интересу, обще с капитанами Эдвартом и фон Гентом, и о чем надлежит доносить ему адмиралу кавалеру и губернатору азовскому графу Федору Матвеевичу Апраксину. И по получении сего указа чинить тебе о всем против вышеописанного»

Шельтинг управляет в Таврове делами Адмиралтейства, командует 62-пушечным кораблем «Скорпион», готовым к плаванию в Азовском море. После заключения мира с Турцией, в августе 1711 года, все морские офицеры возвратились в Петербург. Шельтинг опять направляется под командование Боциса, командует отрядом бригантин и зиму проводит в Выборге.

В 1712 году эскадра Боциса выступила в шхеры. Капитан Шельтинг со своим отрядом участвует в бою и взятии шести небольших военных судов. Петр, получив известие об этом, был доволен и 12 октября производит Шельтинга в капитан-командоры.

В 1713 году Вейбрант Шельтинг командует кораблем «Выборг» в эскадре Крюйса. Корабль был спущен на воду в июле 1710 года и назван в честь взятия Выборга. Тогда же, опробуя парусник, Петр совершил на нем плавание из Кронштадта до Красной Горки и высказался «зело хвалебно » о высоких маневренных и мореходных качествах «Выборга»

7 июля 1713 года «Выборг» в составе флота выходит в поход к берегам Финляндии. При высадке русского десанта у Гельсингфорса орудия корабля обстреливают укрепления неприятеля.

12 июля у о. Гогланд эскадра Крюйса обнаруживает три шведских линейных корабля. Началось преследование. Вскоре русские корабли настигли противника и на флагманском корабле «Рига» адмирал Крюйс поднимает сигнал «Вступить в бой». Но неожиданно три корабля, в том числе и «Выборг» наскочили на мель. Остальные корабли прекратили преследование и стали оказывать помощь пострадавшим. В результате два корабля сняли с мели, а «Выборг», получивший сильные повреждения, сожгли, сняв артиллерию и припасы.

За прекращение погони и упущение противника Крюйса и капитанов кораблей предали суду. Самого адмирала приговорили к смертной казни, но царь Петр помиловал его, заменив казнь ссылкой в Казань. Остальные были оштрафованы, но продолжали службу.

Из официальных документов. «Капитан-командор Шельтинг, хотя и заслуживает тяжкое наказание, но, поскольку, он не получил ордера, то написать его в младшие капитаны».

Вскоре он был прощен, и ему вернули прежний чин.

По окончании компании 1713 года Шельтинг исполнял должность командующего флагмана на о. Котлин.

В компании 1714 года он командует кораблем «Св. Екатерина». Согласно указу Петра Великого он занимает позицию в Гангутском сражении.

Из указа Петра Великого. «Буде не установится ветер или добрый авантаж увидишь, то с Божьей помощью вступать в бой и абордировать по своему рассуждению, а наипаче, чтобы их удержать пока прочие корабли поспеют, также не далее гнать неприятеля, как сей берег в виду будет, разве великий авантаж увидишь и ветер будет такой, что от Гангута без лавиров неприятелю сикурез дать будет нельзя».

Гангутское сражение явилось первой крупной победой русского флота на море и заставило говорить о России, как о сильном морском государстве.

Осенью этого же года Шельтинг находился на Котлине и царь Петр, приезжая на остров, «был на кораблях и у командора Шельтинга на погребе».

В 1715 году командор командует «Св. Екатериной» и плавает с флотом в Финском заливе под командованием вице-адмирала Петра Михайлова (Петра I). А осенью был послан в Амстердам для наблюдения за скорейшим отправлением закупленных кораблей и найма на русскую службу иностранных морских офицеров.

Из писем Шельтинга видно, что принял он «в службу нашу 200 человек обер - и унтер-офицеров, как ровно и мастеровых», которых отправил из Голландии в Лондон на новые корабли. Исполнение разных поручений задержало его в Амстердаме дольше, чем хотел Петр и царь шлет ему указ: «Ехать Вам как наискорее в Копенгаген, а там иметь команду над эскадрою Нашей, и во всем поступать по совету посла князя Долгорукого, понеже он имеет полный указ».

Надо полагать, что царь имел особое расположение к Шельтингу, когда вызывал его для командования русским флотом, собравшимся в Копенгагене, ибо в то время там находился капитан-командор Сиверс. Его Петр считал также искусным морским офицером.

Российский флот в столице Дании состоял из 72 вымпелов. С этим флотом Шельтинг некоторое время крейсирует у о. Борнхольм и в конце августа возвращается в Копенгаген. Сюда же прибыл и царь Петр.

На совете, состоявшемся на корабле Шельтинга, присутствовали также английский и датский адмиралы. Англия просьбами и угрозами думала принудить Россию вывести войска из Германии. Но Петр остался тверд и старался только не сориться с Данией. Царь повелел транспортным судам идти в Мекленбург, а флоту под командованием Шельтинга – в Ревель, куда он и прибыл в конце октября. Шельтинг был уже опасно болен.

Из писем Ф. Апраксина Петру I. «Шельтинг от паралича не вовсе оздоровел, и подал письмо, что он нынешнее зимнее время, как в приготовлении кораблей, так и в работах, команды нести не может, и чтобы ему дать до теплого времени покой».

Петр I производит Шельтинга в чин шаутбенахта (контр-адмирала).

Вскоре здоровье адмирала пошло на поправку, ибо по рапорту Апраксина от 30 мая 1717 года видно, что он приказал отправить из Ревеля в крейсерство две эскадры. Первой командует Шельтинг, второй – капитан-командор Сиверс.

Из писем Ф. Апраксина Петру I. «В десятый день возвратился к Ревелю с крейсерства шаутбенахт Шельтинг и рапортовал, что в море неприятельских кораблей не видел, и во время бытности своей терпел немалый шторм, отчего повредило немало стеньгов».

В мае 1718 года шаутбенахт перешел из Ревеля в Кронштадт с эскадрой, и ему опять стало плохо. В июле Гордон пишет Апраксину, что Шельтинг «лежит без памяти». 9 июля шаутбенахт Вейбранд Шельтинг умер.

Из журнала Петра Великого. «Июль. В 9-й день пополуночи в 11 часу Государь и все флагманы и министры прибыли на «Мальбург». В 12 часу повезли шаутбенахта Шельтинга на берег, и за ним поехал Государь и флагманы и министры, и палили из пушек и сняв флаги с полштока на корме»

Похоронили контр-адмирала на Котлине. К чести его надо сказать, что, прослужив 15 лет в российском флоте, исполнял он все возлагаемые на него поручения с ревностью и усердием.

 

 

Мичман с «Надежды».

Вейбранд Шельтинг оставил после смерти своей двух малолетних сыновей. Оба они выбрали военную службу. Старший сын, Петр, дослужился в армии до чина полковника, а младший, Алексей, продолжил дело отца.

Он родился в 1717 году и обрел нового отца в лице капитана Бенса, за которого вышла замуж вдова адмирала Шельтинг. В 1730 году вдова подала прошение Императрице Анне Иоанновне о принятии сына на службу во флот. Императрица повелела в уважение к заслугам родителя определить юношу в службу мичманом, но сверх комплекта.

В 1732 году Адмиралтейств-коллегия направила его в Астрахань. Но его мать, испугавшись за здоровье сына в таком климате, подала просьбу в Коллегию, которая, приняв во внимание молодость Алексея, оставила его при петербургской корабельной команде.

Но уже в следующем году он определен во Вторую Камчатскую экспедицию и назначен Витусом Берингом в отряд капитана Шпанберга. Отряду надлежало описать Курильские острова, исследовать японские острова и ведущие к ним морские пути. А также описать побережье Охотского моря вплоть до устья Амура.

В феврале 1733 года Шпанберг отправился с командой и тяжелыми припасами в путь. Претерпев великие трудности в пути, в начале 1735 года прибыли они в Охотск. Туда же было доставлено множество припасов и материалов, нужных для кораблестроения. Дело продвигалось так медленно, что к лету 1738 года едва построили два судна: бригантину «Архангел Михаил» и дубель-шлюпку «Надежда». А также исправили повреждения на боте «Св. Гавриил».

18 июня 1738 году отряд вышел из Охотска и 6 июля прибыл в Большерецк. Дубель-шлюпкой «Надежде» командовал мичман Алексей Шельтинг.

В Большерецке были полностью укомплектованы команды и пополнены запасы продовольствия и пресной воды. Выйдя в море, корабли следовали вдоль островов Курильской гряды, моряки наносили их на карту, давая островам русские названия. Наполз густой туман, «Св. Гавриил» отстал, а вскоре из вида флагмана «Архангела Михаила» исчезла и «Надежда». Приближалась осень, и дальнейшее плавание было сопряжено с большим риском. Поэтому, независимо друг от друга, командиры кораблей решили возвращаться на Камчатку. «Архангел Михаил», спустившись до 45 градуса с. ш., до о. Уруп, обогнул его и 17 августа вошел в Большерецкое устье. Здесь уже стояла «Надежда». А «Св. Гаврил» под командой лейтенанта Вальтона дошел до восточного выступа о. Хоккайдо и нанес на карту двадцать шесть островов.

Несмотря на то, что японских островов достигнуть не удалось, все же был получены некоторые сведения о Курильских остовах, а также данные о навигационных условиях в малоизвестной области Тихого океана. Вместе с тем выяснилось, что совместное плавание при плохой видимости и имеющихся навигационных средствах – дело необычайно трудное.

Зимовали в Большерецке. Заготавливали дрова, пекли хлеб, ремонтировали суда, «на дубель-шлюпке всякий такелаж перебрали, вязали и гафели сплели, кухню складали.».

Утром 20 мая 1739 года четыре судна снялись с якоря. Четвертым был новопостроенный шлюп «Большеререцк». Алексей Шельтинг командовал ботом «Св. Гавриил». В честь флотилии, по морскому обычаю, салютовали из пяти пушек. С первых же часов плавания начали измерять глубину, определять грунт, направление ветра, курс и скорость судна. Обо всем записывалось в вахтенный журнал.

В первую неделю стало очевидно, что командиры кораблей не в состоянии удерживать свои места в строю. Шпанберг произвел перемену в командовании судами: Вальтон принял бот «Св. Гавриил», а Шельтинг – «Надежду».

Рукою Шельтинга. «И по силе тово приказа и по полученному ордеру, принужден я был ехать без всякой причины и без здачи на дубель-шлюпку».

14 июня отряд увидел землю.

Рукою Шельтинга. «И увидели землю и стали к ней лавировать. И в то же время приезжало к нам на суда тамошнего народу весьма много, которые о себе, також и о той земле сказывали – Нифония».

Это было северо-восточное побережье о. Хонсю. Корабли шли вдоль берега Японии, чтобы «пространнее их видеть, какие они есть и сколь вблизи берега вода глубока, и какой около их грунт».

22 июня русские корабли бросили якорь вблизи берега. В этот день японские рыбаки доставили на них камбалу и другую рыбу. Русские угостили японцев вином и высказали пожелание снова встретиться с ними. Чувство настороженности сменилось доверием и дружелюбием. Новые знакомые снабжали русских моряков рыбой, рисом, листовым табаком, а «оных японцев господин капитан Шпанберг угощал сухарями, вином и табаком, за которые оне каждый приняв и принесши к голове, прижав брали».

В июле корабли двинулись в обратный путь. Шли в тумане, при дожде и встречном ветре 31 июля 1739 года на широте 44 градуса «Надежда» в тумане отстала от отряда. Найти её не удалость. Корабли вернулись в Охотск.

Большие трудности выпали на долю экипажа «Надежды».

Рукою Шельтинга. «Шли мы до Камчатской земли, свету на земле за туманами не видели, також и в оде немалую нужду принимали, и ежели б не дождевые капли с парусов збирали, то б почти и все не воспрели».

31 августа, придя в Большерецк, дубель-шлюпка сразу же получила приказ доставить больных в Охотск. Но из-за штормовой погоды и плохой видимости «Надежда» вернулась назад. В Большерецке она провела зиму и в Охотск пришла только в июне 1740 года. Плавание «Надежды» потребовало больших жертв: одиннадцать умерших, а «остальные едва ходили». Но и в самые опасные моменты моряки ежечасно записывали в шканечный журнал свои наблюдения. Сразу же после окончания плавания приступили к обработке и составлению карты.

В сентябре 1741 года подготовка новой экспедиции к берегам Японии была полностью закончена. В её состав вошли пакетбот «Св. Иоанн», бригантина «Архангел Михаил», дубель-шлюпка «Надежда» и шлюп «Большерецк». Однако благоприятное время было упущено, и Шпанберг посчитал целесообразнее приступить к описанию западного берега Охотского моря до устья Амура. И с этой целью отправил 4 сентября дубель-шлюпку под командованием Шельтинга с геодезистом Гвоздевым.

Через пять дней судно достигло Шантарских островов. Всё примечательное Гвоздев записывал в корабельный журнал. Моряки измеряли глубины, определяли характер грунта, направление и силу течения. 11 сентября «Надежда» направилась к устью реки Уды. Занялись исследованием. Были составлены подробные записи и карты.

С 22 по 28 сентября дубель-шлюпка лавировала между Шантарскими островами. Тем временем на ней была обнаружена течь, и было решено возвращаться в Большерецк, куда судно, и прибыло 9 октября.

23 мая 1742 года отряд кораблей под командованием Шпанберга вышел из Большерецка. Алексей Шельтинг командует бригантиной «Архангел Михаил». Отряд взял курс на Курильские острова. Предписывалось при встрече в море с японскими кораблями проявлять знаки доброжелательства, «ибо невозможно будет сыскивать дружбы на земле, ежели в море хотя малое озлобление показать».

3 июня на широте 49 градусов отлучились «неведомо с какова умыслом или имев резоны» бригантина «Архангел Михаил» и «Надежда». Корабли продолжали путь раздельно. 14 июня «Св. Иоанн» подошел к первым островам Курильской гряды, где уже находились «потерянные» корабли. Шельтинг снова был назначен командиром дубель-шлюпки и получил приказ идти в Охотское море для продолжения описания его западных берегов от устья Уды до устья Амура. Остальные суда нуждались в ремонте и отправились в Большерецк.

24 июня «Надежда» покинула Курильские острова, а 1 августа подошла к Сахалину на широте 50 градусов. Спустившись на юг до широты 45 градусов, судно вошло в пролив, отделяющий Японию от Сахалина и впоследствии названный проливом Лаперуза. Из-за густого тумана не было видно берега, хотя он находился в шести милях.

Рукою Шельтинга. «Токмо за великими на море, от противных ветров погодами, а паче же за великими туманами, видеть оного Амурского устья было невозможно».

20 августа Шельтинг, из-за появившейся течи и нехватки провианта, взял курс на Камчатку и, описав часть восточного берега Сахалина, в сентябре возвратился в Охотск.

На этом закончились исследования отряда Шпанберга, внесшего важный вклад в изучение северной части Тихого океана. Был проложен морской путь между Камчаткой и Японией, доставлены первые данные об Охотском море и устье Амура. Сведения, собранные мичманом Шельтингом, позволили нанести на карту западный берег Охотского моря, начиная от Охотска, устье реки Уды, Шантарские острова. В честь первооткрывателя в Охотском море назван залив Шельтинга, а на восточном берегу Сахалина – мыс Шельтинга.

В 1745 году последовало повеление возвратиться некоторым чинам отряда в Петербург. В том числе и Шельтингу. Прослужив четверть века в чине мичмана, он был произведен в лейтенанты и назначен в Кронштадтский экипаж. В 1747 – 1748 годах он командовал придворной яхтой «Де-Крон», а через десять лет, уже в чине капитан-лейтенанта значится капитаном бомбардирского судна.

В Европе в это время идет война между Австрией, Францией, Россией, Испанией, Швецией и Саксонией с одной стороны и Пруссией, Англией и Португалией - с другой. Война, вызванная столкновением агрессивной политики Пруссии с интересами России, Австрии и Франции.

Шельтинг назначается командиром фрегата «Салафаила» и в составе эскадры отправляется к прусским берегам. Эскадрой командует адмирал Мишуков, которому было предписано блокировать прусские порты и действовать против английского флота, если он придет на помощь Пруссии.

По окончании компании эскадра возвратилась в Кронштадт. По ходатайству Мишукова Шельтинг производится в чин капитана 2 ранга и, в 1758 году, назначается командиром 66-пушечного корабля «Полтава».

13 июля 1758 года кронштадтская эскадра вышла в море и соединилась со шведским флотом у острова Борнхольм. Соединенный флот до осени простоял у проливов в Северное море и 8 сентября направился в свои базы.

По возвращению в Кронштадт Шельтинг определяется в советники Адмиралтейской конторы и в 1759 году переводит из Петербурга в Кронштадт новопостроенный корабль «Св. Климент Папа Римский». Необычное название объясняется тем, что он назван по имени святого, память которого отмечалась в день вступления на престол Елизаветы Петровны.

В 1760 году Шельтинг опять ходил с адмиралом Мишуковым к прусским берегам командиром корабля «Александр Невский». В эту компанию он имел несчастье подвергнуться суду за неудавшийся десант при Кольберге, где неприятелем было взято до 600 пленных и 22 орудия. Участники осады крепости: Демидов, Мордвинов и другие офицеры, в том числе и Шельтинг, были отданы под суд.

Хотя Шельтинг и был под судом, но 10 апреля 1762 года он производится в чин капитана 1 ранга и командует кораблем «Св. Иоанн Златоуст» при Кронштадтском порте. А в дальнейшем – кораблем «Св. Андрей Первозванный» в Ревельской эскадре адмирала Г. Спиридова, которая прикрывала морские коммуникации на Балтике.

В 1766 году он получает чин генерал-майора и назначается Главным командиром Архангельского порта. «При сем случае поручено ему было снаряжение экспедиции Чичагова к Северному полюсу». Экспедиция была секретной и предназначалась для отыскания морского прохода Северным океаном на Камчатку и далее. Экспедиция достигла широты 80 градуса, где встретила непроходимые льды, и вернулась назад.

В 1768 году В. Чичагов сменил Шельтинга на посту командира порта и последний назначается вместо контр-адмирала А. Сенявина Генерал-казначеем и становится управлять «Казначейскою» экспедицией Адмиралтейств-коллегии. При этом Шельтинг имел неприятность потерять старшинство в чине. Он подал о сем просьбу Екатерине II, но не получил удовлетворения.

В 1772 году «Генерал-казначей Шельтинг словесно отзываясь, что он по старости лет своих нынешней должности понести находит себя не в состоянии, просил об увольнении его от оной и об определении в Ревельский порт командиром». Что и было исполнено с «пожалованием Генерал-казначея Шельтинга в контр-адмиралы».

Из Высочайшего указа от 18 февраля 1780 года. «По поданным Нам от Адмиралтейств-коллегии докладам контр-адмирала, находящегося в Ревельском порту Главным командиром, Алексея Шельтинга по прошению их Всемилостивейшее увольняем из службы Нашей с узаконенными пенсиями из определенной на то суммы».

Дочь его, Дарья, умела в 1825 году.

 

От Гогланда до Афона.

Семейную традицию службы на флоте продолжил племянники контр-адмирала, Роман и Густав Шельтинг. Старший, Роман Петрович, 2 августа 1772 году поступает кадетом в Морской корпус.

Пройдя обучение, Роман Шельтинг 6 июня 1776 года производится в гардемарины. В этом чине он совершает ряд учебных плаваний по Балтийскому морю, а в 1779 году на фрегате «Наталия» отправляется из Кронштадта к берегам Англии. Но корабль терпит крушение у берегов голландского острова Шкелинг, а экипаж на купеческом судне попадает в Лондон. И только в 1780 году моряки возвращаются в Кронштадт.

В ноябре 1777 года в Морской корпус поступает Густав Шельтинг, а в 1780 году, будучи гардемарином, он поступает на корабль «Св. Давид Солунский» в эскадре контр-адмирала Пилибина. На пути в Лиссабон, по причине больных, корабль от мыса Лизард возвращается в Плимут и, перезимовав в Копенгагене, прибывает в Кронштадт.

Во время учебного плавания Густав заслужил похвальный отзыв от своих командиров и в мае 1782 года, выдержав офицерский экзамен, производится в чин мичмана.

В этом же году в Кронштадт возвращается Роман, произведенный в чин мичмана годом раньше и ходивший на корабле «Европа» в Ливорно в эскадре контр-адмирала Сухотина. Плавание, продолжавшееся год, познакомило молодого офицера с новыми странами. Многодневные переходы, требовавшие большой выносливости, расторопности, хладнокровия принесли большую пользу и на практике расширили теоретические познания.

В последующие годы Роман совершает два перехода из Архангельска в Кронштадт на корабле «Владимир» и на транспорте «Соловки».

14 апреля 1785 года братья одновременно производятся в чин лейтенанта. Густав назначается командиром транспортного судна «Буйвол», плавает между Кронштадтом и Ревелем, а Роман в 1787 году назначается в кругосветную экспедицию капитана Муловского. Решено было на судах «Колмогор», «Соловки», «Сокол» и «Турухтан» отправить в Восточный океан, к нашим американским владениям, экспедицию и снабдить её с избытком не только всем необходимым для такого дальнего плавания, но и придать ей научные силы и средства, достаточные для всестороннего научного исследования русских владений в Америке. Инструкцию по научной части составлял известный академик Паллас, состоявший при Адмиралтейств-коллегии в звании «гисториографа».

Неожиданная война со Швецией и смерть Муловского в Эландском сражении стали причиной приостановки отправления экспедиции, а последующие события заставили надолго забыть о ней.

Война началась в июле 1788 года и застала Россию врасплох: на финляндской границе почти не было войск, а морская деятельность была направлена на спешное приготовление Архипелагской эскадры адмирала Грейга. В эскадру Грейга, с началом войны, на корабль «Мечеслав» переходит Роман Шельтинг, а Густав на «Буйволе» переходит из Ревеля в Кронштадт и поступает на корабль «Родислав». На палубах этих кораблей братья участвуют 6 июля 1788 года в Гогландском сражении.

В октябре умирает адмирал Грейг и принявший командование контр-адмирал Козлянинов уводит флот в Ревель на зимовку. Три корабля, в том числе и «Мечеслав», отправляются в Копенгаген, где находится эскадра вице-адмирала Фондезина. Лейтенант Роман Шельтинг в 1789 году был откомандирован из Копенгагена «для некоторой надобности» в город Глюкштадт, оттуда на катере «Северный орел» ходил к норвежскому городу Мандалю. И потом опять вернулся в Копенгаген.

Посланный в шхеры отряд под начальством капитана Тревенина имел в Барезунде «удачное дело с неприятелем», а при возвращении отряда в Ревель, у о. Нарген, сел на мель и разбился «Родислав», на котором находился сам Тревенин. Находившийся на вахте лейтенант Густав Шельтинг был оправдан.

В 1790 году он участвует в Красногорском и Выборгском сражениях на корабле «Всеслав». А Роман Петрович, командуя люггером «Великий князь», перешел из Копенгагена в Ревель и 6 июля 1790 года производится в чин капитан-лейтенанта. В дальнейшем он продолжает командовать люггером, а потом катером «Меркурий» в Финском заливе.

3 августа 1790 года в Верелэ был заключен мир со Швецией.

После войны Густав Петрович Шельтинг командует катером «Счастливый» у Красной Горки и 1 января 1792 года производится в чин капитан-лейтенанта. Командуя брандвахтенным судном «Анна-Маргарита», совершает рейсы по Финскому заливу.

В августе 1797 года он командует отрядом канонерских лодок в эскадре контр-адмирала Мосолова на Роченсальмском рейде, а 14 декабря 1800 года определен в Архангельский порт для наблюдения за заготовкой леса. Доставка леса от местных пристаней к портам входила в обязанности морского министерства.

20 декабря 1801 года вице-адмирал Шишков наложил резолюцию на записке президента Адмиралтейств-коллегии Голенищева-Кутузова со списком служащих при портах штаб - и обер-офицеров, просящих увольнения от службы: «Шельтинга Высочайше повелено от службы уволить с награждением чином с пенсией и мундиром».

А Роман Петрович Шельтинг на корабле «Максим Исповедник» в 1797 году участвовал в Высочайшем смотре флота Павлом I. Император остался доволен флотом и щедро наградил офицеров и команды кораблей. В следующем году Шельтинг командует фрегатом «Симеон» на Ревельском рейде, а потом назначается командиром 44-пушечного фрегата «Феодосий Тотемский», строящегося в Архангельске.

5 сентября 1799 года эскадра из пяти вымпелов двинулась в путь. 10 сентября прошли Святой Нос, вышли в океан и «стали вести меркаторское счисление».

«При великом волнении моря и холодном воздухе небо часто помрачалось ниспославшими снег и град тучами». Отстали, но вскоре догнали эскадру фрегаты. 28 сентября, после полудня, при умеренном ветре проводились пушечные и ружейные экзекуции для обучения экипажей.

Корабли получили ряд повреждений, на «Феодосии» был сломан бушприт и грот-марса-рей. 1 октября фрегат отстал от эскадры и дальнейший путь к шотландским берегам продолжал один. 16 числа встретился английский фрегат «Амазон». Его командир прислал лейтенанта спросить, не имеют ли русские моряки, в чем надобность. Шельтинг просил прислать лоцмана и грот-марса-рей, что и было прислано.

14 июля эскадра прибыла на Портсмутский рейд. «Феодосий» назначили конвоировать идущие в Ярмут за больными госпитальные транспорты и «по забрании там больных следовать в Россию». С эскадрой фрегат и транспорты соединились в Копенгагене 5 августа, а 2 сентября флот прибыл на Ревельский рейд. 27 сентября 1800 года корабли вошли в гавань Кронштадта.

12 марта 1801 года Роман Петрович Шельтинг производится в чин капитана 2 ранга и назначается командиром корабля «Изяслав».

А уже 9 января 1803 года он производится в чин капитана 1 ранга, за 18 морских компаний награждается орденом Св. Георгия 4-й степени и назначается командиром корабля «Св. Петр» на Ревельском рейде. В 1805 году Шельтинг назначается командиром 62-пушечного корабля «Скорый». Построенный в Петербурге, корабль перешел в Кронштадт и стал вооружаться, запасаться провизией и водой.

«Августа 11 дня 1806 года по Высочайшему Его Императорского Величества Повелению назначены в дальний вояж суда под командою г. капитан-командора и кавалера Игнатьева, стоящие на Кронштадтском рейде». В состав этой эскадры вошел и «Скорый» под командованием Шельтинга.

В феврале 1807 года эскадра подошла к острову Тенедос и, после двухнедельной осады, захватила его. После этого Сенявин назначал посменно по два корабля для блокады Дарданелл. Одновременно, два других корабля посылались для крейсерства против торговых кораблей противника. Участвовал в этих операциях и «Скорый». Но главной задачей адмирал считал уничтожение султанского флота.

Оставив для защиты Тенедоса фрегат и три мелких судна, Сенявин с десятью кораблями отправился отыскивать неприятеля и 19 июня 1807 года встретил его у острова Лемнос. Находясь с наветренной стороны, адмирал сразу поднял сигнал сближаться с неприятелем. По команде каждые флагманский корабль турок был атакован двумя русскими кораблями. Сам Сенявин на «Твердом», со «Скорым», атаковал передовой неприятельский корабль.

Рукою историка. «Командир «Скорого», которому адмирал приказал держаться так близко к нему, чтобы можно было голосом передавать приказания, исполняя в точности это распоряжение, привел свой корабль вплотную к «Твердому», также действуя по лежавшему в дрейфе передовому турецкому кораблю.

Русские корабли, как на учениях, мастерски маневрировали, соблюдая дистанцию, поражали врага меткой стрельбой.

«Скорый», продолжая вплотную сражаться с первыми тремя неприятельскими кораблями, вместе с ними увалился под ветер и, не будучи поддержан другими, оказался окруженным тремя турецкими кораблями и фрегатом. Картечью и ружейным огнем «Скорый» заставил их отступить и, приведя круче, увеличил дистанцию».

К полудню турецкие флагманы были сбиты, остальные суда, сильно поврежденные, потеряли строй. Турки дрогнули и, пользуясь попутным ветром, стали отступать. С наступлением темноты эскадры потеряли друг друга. Так закончилось Афонское сражение. Турецкий флот был разбит, но и наши корабли были повреждены. Особенно «Рафаил», «Твердый» и «Скорый».

Рапорт Шельтинга. «Его превосходительству Господину вице-адмиралу и кавалеру Дмитрию Николаевичу Сенявину Главнокомандующему на Средиземном море.

Рапорт.

О отличившихся во время бывшего с неприятельским турецким флотом в 19 день сего месяца сражении, долгом поставляю представить Вашему превосходительству, что Господа лейтенанты Куборский и Денисевский бывшие один после другого управление парусов были ранены почти в начале самого сражения, наместо киох был употреблен мичман Белоусов который в продолжении всего сражения выполнял свою должность с отличною исправностью и примерным хладнокровием, в уважении чего поставляю обязанностью представить об нем на вид вышнего начальства. Господа штурмана 12-го класса Степанов, 14-го класса Андреев, и легиона легких стрелков адъютант Михайло Стеллы как отлично расторопные и неустрашимые офицеры, заслуживают особую мою признательность. Впротчем все Господа штаб- и обер-офицеры, состоящие под моим начальством и нижние чины, выполняли свою должность с полным усердием и совершенной неустрашимостью. Особым долгом поставляю представить на вид Вашего превосходительства, что боцман Афанасий Соломитин, и 3-го морского полка рядовые Мелпоедов и Иванов быв уже в ружейной перестрелке по получении ран продолжали отражение неприятеля.

Капитан 1 ранга Шельтинг»

25 июня русская эскадра вошла на рейд остров Тенедос, ведя на буксире в качестве трофея корабль турецкого адмирала. Разрушив укрепления острова, Сенявин ушел на Корфу. Вскоре было получено распоряжение Александра I прекратить военные действия, а флоту вернуться в Россию. За компанию 1807 года Шельтинг был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени.

По возвращении в Россию Шельтинг был назначен командиром 7-го корабельного (гребного) экипажа в Кронштадт и плавал в эскадре контр-адмирала Муравьева. Был Высочайше пожалован бриллиантовым перстнем. Во время Отечественной войны 1812 года командует кораблем «Гавриил» в Финском заливе, а с 5 мая 1814 года назначается на должность капитана над архангельским портом.

31 июля 1819 года Роман Петрович награждается орденом Св. Анны 1-й степени, а 25 апреля 1823 года назначается военным губернатором и Главным командиром Свеаборгского порта, учрежденного в 1808 году. 14 октября 1827 года производится в чин генерал-лейтенанта и награждается орденом Св. Владимира 2-й степени.

В августе 1830 года Николай I, посетив Свеаборгский порт, крепость и морской госпиталь «и найдя в оных во всех частях порядок и устройство, объявляет Высочайшее свое благоволение генерал-лейтенанту Шельтинга ». Это первое упоминание в документах буква «а» в фамилии Шельтинг.

9 марта 1834 года генерал-лейтенант Шельтинга скончался.

 

Водитель первых пароходов

Сын генерал-лейтенанта Шельтинга, Владимир, родился 7 октября 1821 года, в Архангельске. Воспитывался юноша дома, изучал науки и 8 декабря 1837 года, минуя Морской корпус, поступил юнкером в Балтийский флот, в 19-й флотский экипаж.

26 марта 1839 года, во время службы на фрегате «Аврора», Владимир Шельтинга сдает экзамены на первый офицерский чин и производится в мичманы.

На этом же фрегате он с 1838 по 1843 год ходил в крейсерство по Балтийскому морю в отряде генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича. Генерал-адмиралу было тогда 11 лет. Корабли отряда неоднократно крейсировали у берегов Дании и Голландии.

2 марта 1844 года Шельтинга производится в чин лейтенанта и переводится в Архангельск на новопостроенный корабль «Ингерманланд». Это был третий корабль российского флота под этим именем. На нем Шельтинга, под командой генерал-адмирала, перешел из Архангельска в Кронштадт. И это было первое заграничное плавание юного генерал-адмирала.

А Владимир Шельтинга за усердие в службе был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени.

На «Ингерманланде» в 1845-1846 г. г. Шельтинга совершает переход из Кронштадта в Средиземное море и обратно.

В это время начинается эпоха перехода флота от парусного к паровому, роль крейсеров выполняют колесные пароходы. Появляются пароходо-фрегаты.

В 1847 году Владимир Романович Шельтинга выходит в плавание по портам Финского залива на пароходе «Усердный», а 3 апреля 1847 года назначается командиром парохода «Быстрый». На этом пароходе он ходит между Ревелем и Свеаборгом, как под парусом, так и с машиной.

18 апреля 1853 года Шельтинга производится в чин капитан-лейтенанта.

В этот же год начинается Крымская война между Россией и Англией, Францией, Турцией и Сардинией. Причиной войны явилось столкновение экономических и политических интересов этих стран на Ближнем Востоке. Отсюда другое название войны – Восточная война.

Во время войны Владимир Романович на «Быстром» занимается буксировкой транспортов и других судов из Кронштадта в шхеры, Свеаборг и обратно. Всю войну пароход состоял во 2-й бригаде шхерной флотилии, которой командовал вице-адмирал И. П. Епанчин.

Итогом Крымской войны, проигранной Россией, стал Парижский мирный договор 1856 года. России было запрещено иметь военные корабли на Черном море, которое объявлялось открытым для торговых судов всех наций.

В 1856 году при Морском министерстве был создан Комитет для развития торгового флота, содействовавший организации русских пароходных компаний. В том же году было создано Русское Общество пароходства и торговли (РОПиТ). Во главе общества стояло правление, включавшее пять директоров. Возглавляли общество известные адмиралы: Аркас, Чихачев и другие. Многие ответственные посты занимали отставные морские офицеры. Капитанами большинства пароходов становились офицеры, перешедшие в РОПиТ из Морского ведомства и имевшие хорошую практику судовождения. В случае войны пароходы могли стать военными кораблями.

Из Высочайшего указа. «На основании Высочайшего указа, данного Адмиралтейств-коллегии в 9-й день



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: