Испытания с повторными, специфическими нагрузками используются для определения динамики уровня специальной тренированности юных спортсменов. Такие испытания имеют ряд преимуществ перед другими методами врачебно-педагогических наблюдений, прежде всего ато возможность проводить исследования в относительно одинаковых условиях (одно и то же место
проведения, те же специфические повторные нагрузки, те же интервалы отдыха между ними, те же методы исследования). Результаты же при других формах педагогических наблюдений во многом определяются объёмами и интенсивностью тренировочной нагрузки, которые, как известно, весьма различны в зависимости от периода тренировочного процесса, характера микроцикла, задач, стоящих на данном этапе спортивной подготовки и т.п.
При определении уровня специальной тренированности с помощью проб с повторными нагрузками необходимо придерживаться следующих принципов:
1) исследования должны проводиться в естественных условиях деятельности юных спортсменов (на стадионе, в бассейне, гимнастическом зале и др.);
2) подбор физических нагрузок осуществляется с учётом конкретного
вида спорта и того, какие двигательные качества (быстрота, выносливость, сила и др.) планируется подвергнуть оценке;
3) повторные нагрузки по своей интенсивности и величине должны приближаться к максимальным для обследуемого;
4) 4) функциональные показатели (пульс, АД, частота дыхания, ЭКГ и др.) регистрируются в исходном состоянии, после разминки и в периоде восстановлении. между повторными нагрузками.
5) спортивная работоспособность оценивается по качеству и количеству, продолжительности и интенсивности нагрузок, выраженных в секундах, минутах, метрах, километрах, килограммах, баллах и т.д. Результаты" выполнении нагрузок фиксируются тренером. В таблице представлены различные виды повторных нагрузок, число их повторений и длительность интервалов отдыха, применяемых для определения специальной тренированности.
|
При необходимости характер нагрузки, продолжительность, интенсивность, число повторении, длительность интервалов определяются совместно с врачом и тренером в зависимости с пецифики вида спорта дистанции, особенностей спортсменов.
Определение специальной тренированности с помощью повторных
Физических нагрузок.
Вид спорта | Характер нагрузок | Число повторений | Интервал между повторениями, мин |
Бег на короткие дистанции | Бег на 60 м | 4-5 | 3-4 |
Бег на средние дистанции | Бег на 100 м | 4-5 | 3-5 |
Бег на длинные дистанции | Бег на 400 м | 3-4 | 5-8 |
Марафон, бег | Бег на З000 м | 2-3 | 5-8 |
Спортивная ходьба | Ходьба на 3000 м | 2-3 | 5-8 |
Метания | Серия метаний по 3-5 каждой | 5-6 | |
Прыжки в высоту и в длину с разбега | Серия прыжков по 3 в каждой | 5-6 | |
Прыжки в воду | Подготовительные прыжки с 5-метровои вышки и средней сложности с трамплина | ||
Плавание на короткие дистанции | Плавание на 50 м | 3-4 | 3-4 |
Плавание на средние дистанции | Плавание на 200 м | 3- | 3-5 |
Велоспорт (трек) | Заезды на 200 м | 4-5 | 3-5 |
Велоспорт (шоссе) | Заезды на 3000 м | 3-4 | 5-8 |
Бокс | 3 мин бой с тень | 2-4 | |
Борьба | Броски чучела назад прогибом 30 с | 3-4 | 2-4 |
Штанга | Жим 90% макс. тренировочные веса | 3-4 | 2-4 |
Футбол | Бег 5 раз по 30 м с возвращением на старт лёгким бегом | 2-3 серии | 3-4 |
Баскетбол | Бег 6 раз по 20 м с возвращением на старт лёгким бегом | 2 серии | 3-4 |
Гимнастика | Обязательные вольные упражнения | 3-6 |
Путём сопоставления данных результативности выполнения повторных нагрузок и степени вызванных ими сдвигов в функциональных показателях дают оценку уровня специальной тренированности. При атом определяются четыре варианта оценки результатов испытаний с повторными нагрузками:
|
Первый в а р и а н т характеризуется устойчивыми или даже последовательно улучшающимися результатами, высокими для данного спортсмена. Сдвиги показателей пульса, АД и других устойчивы или несколько возрастают возрастают в соответствии с повышением технического результата от нагрузки к нагрузке. К концу интервала наблюдений значительный спад всех функциональных показателей. Быстрое восстановление сопровождается хорошим самочувствием, небольшим утомлением, готовностью и желанием продолжать испытания. Всё это свидетельствует о высоком уровне специальной тренированности,
При втором варианте устойчивые или даже повышающиеся от нагрузки к нагрузке результаты сопровождаются ухудшением адаптации сердечно-сосудистой системы: сдвиги пульса нарастают, а реакция максимального АД становится все меньше. Нередко в интервалах отдыха отмечается феномен ступенчатости максимального АД. Это свидетельствует о недостаточной специальной тренированности, обусловленной невысоким ещё уровнем функциональных возможностей организма.
Для третьего варианта характерны недостаточно высокие результаты с тенденцией к снижению от нагрузки к нагрузке. Приспособляемость к ним организма однако вполне удовлетворительна, имеется достаточный параллелизм в реакции пульса и максимального АД, но с замедленным восстановлением. Это признаки низкого уровня специальной тренированности.
|
При четвёртом варианте результаты выполнения нагрузок невысокие и ухудшаются от нагрузки к нагрузке. Несмотря иа слабую интенсивность нагрузок, отмечаются значительное напряжение функций организма: резкое нарастание пульса и частоты дыхания, астенический тип реакции, нередко отчётливый феномен ступенчатости максимального АД. Восстановление
замедлено. Отчётливо выражены внешние признаки утомления. Отсутствует желание продолжать испытания. Все это свидетельствует либо о крайне низкой специальной тренированности, либо о переутомлении юного спортсмена.
В заключение необходимо отметить, что данные врачебно-педагогических наблюдений представляют собой ценную информацию, которую можно использовать в целях управления учебно-тренировочным процессом, в частности, для индивидуализации тренировочных нагрузок, для контроля за динамикой специальной тренированности, для своевременного выявления
признаков перенапряжения организма, для осуществления спортивного отбора и прогнозирования успехов юных спортсменов.