Аудиокниги как средство обучения иностранному языку: критерии отбора.
Цель исследования: выявить критерии отбора аудиокниг в соответствии с языковым уровнем обучающихся.
Объект исследования: аудиокниги
Предмет исследования: критерии отбора аудиокниг
Задачи:
1) Рассмотреть виды аудиокниг
2) Рассмотреть виды заданий к аудиокнигам
3) Рассмотреть способы работы с аудиокнигой
4) Изучить результаты работы с аудиокнигой
5) Выявить критерии отбора аудиокниг для обучения иностранному языку
Восприятие иностранной речи на слух представляет немалую трудность для обучающихся. Чтобы преодолеть эту трудность и развить навык аудирования можно воспользоваться аудиокнигами. Аудиокни́га — художественное или познавательное произведение, обычно начитанное одним человеком или их группой и записанное на любой звуковой носитель. Средняя цена аудиокниг: 180-250 рублей, но можно найти и дешевле. А можно даже найти их в интернете и пользоваться бесплатно. (на слайде сайты)
Виды аудиокниг:
- Аудиокниги начитаны носителями языка - британскими и американскими дикторами. Как правило, такие аудиокниги записываются на профессиональном оборудовании в студии. Это самый лучший вариант для обучения английскому языку по аудиокнигам. Аудиокниги начитаны не носителями языка, но лингвистами или преподавателями английского языка. Такие аудиокниги часто тоже записывают в студиях. Этот вариант почти ни чем не уступает предыдущему, за исключением того, что при прослушивании таких аудиокниг навыки восприятия речи носителя языка развиваются не так активно.
- Аудиокниги начитаны одним человеком/ несколькими.
- Аудиокниги, как и обычный текст, могут быть адаптированы к определенному языковому уровню или неадаптированы (оригинальны). Адаптированная литература — это литература, — зачастую художественные произведения известных писателей, — адаптированная для читателя таким образом, чтобы в ней использовались лишь те грамматически конструкции и слова, которые будут понятны конкретной группе читателей. Неадаптированная литература – это л. не подвергшаяся упрощению, а представленная читателю в том виде, в каком ее создал автор, без изменений.
- К аудиокнигам может прилагаться начитываемый текст
- К аудиокнигам может прилагаться словарь.
- Аудиокниги выпускаются с заданиями и без. Обязательно обращайте внимание на этот пункт при покупке. Книги с заданиями стоят дороже, но они того стоят.
Я бы хотела рассмотреть виды заданий к аудиокнигам.
1) True or false
2) Расположить предложения в хронологическом порядке
3) Вставить пропущенное слово
4) Тест с вопросами по содержанию аудиокниги
5) Установить соответствие изображения и фразы из текста
6) Вопросы по содержанию с развернутыми ответами
7) Задания с элементами ролевой игры по сюжету аудиокниги
Чем выше языковой уровень, тем сложнее задания, поэтому выбор вариантов ответов меняется на развернутый ответ на вопрос.
Как работать с аудиокнигой?
На начальном уровне, а так же если вы работаете с аудиокнигой впервые, необходимо прослушать книгу пару раз без текста, уловить сюжет. Затем слушать книгу и смотреть в текст. Так усваивается до 30% больше информации, легче запоминается произношение слов, которых в начале всегда много. Лучше прослушать таким образом отрывок несколько раз, выписывая и заучивая новые слова. После, необходимо прослушать отрывок, не смотря в текст. Затем следует выполнить задания к отрывку.
Если языковой уровень достаточно высок (advanced), то можно сразу переходить к пассивному прослушиванию.
Для большей эффективности занятий, советуют записывать себя на диктофон и сравнивать с диктором.
Результаты:
1. Улучшение навыка восприятия речи на слух
2. Постановка правильного произношения
3. Увеличение словарного запаса
4. Повышение скорости чтения на иностранном языке
5. Знание общеупотребительных грамматических конструкций
6. Повышение языкового уровня
7. Умение отбирать важную информацию в тексте
8. Повышение любви к чтению и интереса к языку
В ходе исследования удалось прийти к следующим выводам.
Критерии выбора аудиокниги.
1. Уровень адаптированности аудиокниги. Необходимо подобрать книгу на 1 уровень выше языкового уровня обучающегося, чтобы материал приносил пользу, но не был слишком трудным для усвоения.
2. Диктор аудиокниги (носитель-не носитель языка, возраст, наличие-отсутствие акцента, количество). Обучающемуся с начальным уровнем языка рекомендуется 1 диктор без акцента в возрасте 30-40 лет. Чем выше языковой уровень обучающегося, тем более многоголосой должна быть аудиокнига. Рекомендуется прослушивание дикторов в детском, подростковом, пожилом возрасте, разговаривающих с акцентом.
3. Наличие текста к аудиокниге. Для обучающегося с начальным языковым уровнем текст обязателен, затем рекомендуется постепенно отходить от его использования.
4. Наличие словаря к аудиокниге. Наличие списка ключевых слов желательно, но не обязательно.
5. Наличие заданий к аудиокниге. Выбор заданий, адекватных языковому уровню обучающегося, в соответствии с выбранным способом работы с аудиокнигой.
6. Сюжет, тематика книги. Чтобы повысить интерес к изучению иностранного языка у обучающегося, а так же увеличить словарный запас на определенную тему.