Формирование познавательных УУД у младших школьников при изучении окружающего мира.




Познавательные УУД включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Так, например, для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание. Например, говорим о комнатных растениях. В учебнике «Окружающий мир», 1 класс, нет описания того, как вырастить растения. Но в нем есть рисунки, позволяющие догадаться, что комнатные растения могут размножаться черенками (сразу дети наглядно видят как черенок выглядит), листьями, семенами, луковицами. Узнав это, рассматриваем цветы в классе и пытаемся выяснить как размножаются данные цветы. Получив определенные знания, с помощью следующего рисунка выясняем как вырастить растение из черенка, как ухаживать за растениями, делаем выводы. Таким образом, на данном этапе школьник выполняет такие познавательные УУД: общеучебные – осознанно строит сообщение в устной форме (как размножается растение), действия постановки и решения проблем (как вырастить растение), и логические действия (сравнивает разные виды растений и приходит к выводу, что всем комнатным растениям нужен свет, тепло, воздух и вода, но в разных количествах).

Задания, которые позволят обучающимся овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родственным признакам часто выполняются на уроках окружающего мира, так как рассматриваются объекты живой и неживой природы. Например, учащимся предлагаются такие задания: сравни деревья в сентябре и октябре: раздели животных на группы, найди общие признаки у данных видов и т.д.

При изучении тем, посвященным правилам дорожного движения, карт, планов местности, выполнения творческих заданий много используется знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Например, придумай свой знак охраны данного объекта; запиши план - описание условными знаками, выполни действия согласно знакам в таблице и др. На уроке учащиеся могут самостоятельно контролировать свою работу на рабочих листах, используя условные знаки. В конце урока с помощью их могут оценить уровень своих знаний и умений по теме урока. Например, «стрелка вниз» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

«стрелка вверх» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«плюс-минус»-ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

«плюс» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«минус» - не ответил.

Таким образом, при изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно- знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.). Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: