Особенности медицины в Византии




 

Еще в древние времена наука врачевания у греков находилась на высоком уровне. Причем, и медицина, и врачебное искусство были тесно связаны с религией, а лечебные учреждения являлись своеобразными храмами «богу врачевания» Ас-клепию. Гиппократ, основатель научной медицины, первым изучил и описал симп-томы болезней и попытался логически объяснить их развитие и лечение. Гиппократ и его последователь Гален — великие умы древности — повлияли на все развитие медицины, заложили ее основы, разработали терминологию, которая используется до сих пор. Эту медицину унаследовала Византия, вполне оправданно считая ее своим наследием.

 

Лечебных заведений в нашем понимании в древности не существовало. Так называемые «Асклепии», скорее, представляли из себя санатории религиозного тол-ка для состоятельных граждан. Врачи были лишь практиками. В Древнем Риме были только реабилитационные центры для раненых и больных воинов и рабов. Таким образом, древние лечебницы не могли стать примером для Византии.

 

С объявлением христианства государственной религией, резко изменяется взгляд на всю систему лечения, ухода за больными и вообще восприятие стражду-щего человека. Церковь занимается делами милосердия. Местные епархии органи-зуют под своим патронажем медицинское обслуживание больных, в особенности, неимущих граждан. На первом Вселенском Соборе в Никее были приняты решения, обязывающие архиереев лично курировать систему оказания медицинской помощи неимущим гражданам. Интересно, что император Иулиан, который в 330–336 гг. пытался возродить язычество, писал своему знаменитому другу врачу Оривасию: «Нам не мешало бы тоже проявлять заботу о слабых и немощных так, как это дела-ют христиане». Эти слова так и остались на бумаге.

 

Так называемая социальная деятельность в Византии лежала целиком и пол-ностью на Церкви и монастырях, и лишь много позже к этой работе подключилось государство и частные лица. Филантропическая деятельность главной своей целью имела, прежде всего, оказание помощи болящим и неимущим и вообще всем тем,

 

кто в силу каких-то обстоятельств не мог сам себя содержать. В Византии Церковь понимала милосердие, прежде всего, как духовную обязанность христиан, а госу-дарство имело примеры отношения к этим вопросам еще с эллинистического време-ни.

 

В больших городах и при крупных монастырях начинают строиться так назы-ваемые «ксеноны», или гостиницы для проживания малообеспеченных граждан, ко-торым было необходимо лечение. Кроме того, в каждом монастыре находили приют и уход бедные или болящие паломники. Во всех городах были учреждения, зани-мавшиеся исключительно оказанием медицинской помощи больным людям. Причем медицинское обслуживание проводилось независимо от профессии, социального положения, национальности и пола больного: абсолютно во всех филантропических учреждениях Византии все могли лечиться либо совсем бесплатно, либо за очень умеренную плату.

 

Размер оплаты зависел от серьезности заболевания и длительности лечения. Сумма оплаты прописывалась в уставе того или иного учреждения, в которое попа-дал больной. В таких больницах, лечила официальная, государственная медицина. Своей основой она имела древнюю греко-римскую практику и медицинские тради-ции. Такие врачи, как Оривасий, Аэтий, Павел Эгинит, да и сам святой Кесарийский епископ Василий, Стефаний Афинский и другие, естественно, не ограничивались в своей деятельности лишь традиционными древними методиками терапии, они внед-ряли свои, новые идеи и подходы, повлиявшие впоследствии на развитие всей меди-цины.

 

Трудно переоценить и личный вклад императоров Византии, членов их семей в осуществлении политики государства в области здравоохранения. Личные по-жертвования императоров уже со времен правления Константина Великого посту-пали в самые разные медицинские учреждения. И это тоже знак нового взгляда гос-ударства на вопросы здравоохранения.

 

Женщины из императорских семей нередко принимали личное участие в ухо-де за больными, заботились об улучшении условий лечения. Например, Плакилла, супруга императора Феодосия I, сама застилала больничные койки и снимала пробу

 

во время приготовления пищи больным, сама кормила лежачих и даже мыла ка-стрюли на больничных кухнях. Она желала выполнять те обязанности, которые ле-жали на обслуживающем персонале низшего звена. С нее брали пример и другие ве-ликосветские придворные дамы.

 

Подобного рода служение, имевшее место в IV веке, было характерно и для других, более поздних периодов существования Византии. В летописях мы встреча-ем описание деяний милосердия императриц Ирины, Евдокии, Феодоры, принцесс, фрейлин двора. Похвальные дела милосердия и пожертвования членов император-ских фамилий создавали прецедент и исподволь способствовали развитию социаль-ной деятельности Церкви. О том, сколь широкий размах эта работа приобрела в Ви-зантии, можно судить по тому факту, что право на медицинское обслуживание име-ли все без исключения граждане, а не представители отдельных слоев, как это было в древнем мире. Существовал реестр всех лечебных и филантропических заведений, где последние делились по категориям: детские больницы, дома сирот, дома преста-релых, больницы для неимущих, больницы для иногородних, профилактории и т.д. Такие названия начинают входить в тогдашнее употребление. Можно сказать, что все лечебные учреждения государства того времени были центрами, где людям не только предоставляли медицинские услуги, но и обеспечивали питанием и одеждой. В случае неизлечимых болезней больницы служили местом долговременного пре-бывания (например, лепрозории).

 

Обычное лечение граждан проходило в других учреждениях.

 

И еще один момент: женщины работали в медицине на равных правах с муж-чинами. Существовал в Византии так называемый институт диаконис (особая кате-гория женщин в древней церкви I—VIII веков, принявших посвящение и несших определённое служение в церкви.). На них возлагался уход за больными. В основ-ном, это были монахини. Причем, женщины работали не только медсестрами, аку-шерками, но и врачами (например, гинекологами

 

 

Больницы в Византии

 

В 7 веке монастырям Византии принадлежала лучшая половина всех земель империи. По примеру древних языческих храмов христианские монастыри стремились использовать в своих целях потребность населения в медицинской помощи. Византийские монахи начали строить больницы, открывать при них лекарские школы. Лечение больных и преподавание в школах шло по системе Галена, широко применялись религиозные обряды. Таким образом, церковь приобрела господствующее положение и сосредоточила содержание больниц в своих руках. Так возникла монастырская медицина.

Первая крупная монастырская больница была построена в 4 веке в Кесарии при монастыре, основанном епископом Василием Кесарийским. Она была похожа на маленький город и имела столько зданий, сколько болезней было известно в то время. Была там и колония для прокаженных.

Василий Кесарийский издал в 370 г. первый в истории монастырский “Устав”, который предусматривал, кроме больниц, устройство при монастырях богаделен (приютов для престарелых и увечных) и ксенодохий (постоялых дворов для странников, заболевших в пути).

Другая крупная монастырская больница была построена в Константинополе. В ней было 5 отделений, 50 коек, постоянный штат врачей (в том числе хирурги и повитухи). В каждом отделении было по 2 врача, которые принимали также и приходящих больных. Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем и монастырскими лошадьми, но не могли заниматься частной практикой без специального разрешения императора. При больнице работала школа по обучению врачебному искусству.

Кроме монастырских, в крупных городах Византии продолжали существовать частные больницы и при них медицинские школы; создавались также большие гражданские больницы, а позднее и аптеки.

Больницы были распространены повсеместно. Они возникали из богаделен, ксенодохий, изоляторов для заразных больных.

Расширение торговых связей, появление ремесленных объединений привело к росту городов, отличавшихся скученностью, теснотой и грязью, а также массовые передвижения огромного количества людей, постоянно находящихся в пути (так называемое “великое переселение народов” с Востока на Запад), крестовые походы - все это привело к невиданному дотоле явлению - эпидемиям.

Эпидемии средних веков, как и заразные болезни древности, обычно описывались под названием “мора”. Термин этот был собирательным и включал в себя различные заболевания (чуму, тифы, оспу, дизентерию, смешанные инфекции).

Непрекращающиеся эпидемии, которые уносили огромное число людей, заставили византийское правительство сохранить существовавшие со времен Римской империи должности городских врачей для бедных. И хотя некоторые из них стремились в основном заниматься частной практикой, обслуживая состоятельных пациентов из числа обеспеченных ремесленников и торговцев, закон обязывал бесплатно лечить городскую бедноту. В крупных городах сохранились, как и в древнем Риме, должности архиатров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: