Из «Родословия великих князей русских»




Александр Невский. Родословие святости

...Немалая награда ожидает нас за почтение к родителям; нам заповедано чтить их, как владык...

свт. Иоанн Златоуст

 

Каждый из нас, как дерево, корнями уходит вглубь веков. Тысячи людей – наши родственники, но мы их не знаем. Однако то, что мы их не знаем, не означает, что их нет. «Мы не первые в мире, мы не Адам, мы взяты не из земли, мы от чрева, от семени. И там, за спиной у нас, есть множество людей, которых мы не видели, но которые есть. Они ушли из этого мира, но они живы и молятся о нас».

Евангелие от Матфея начинается родословием Иисуса Христа. Многие люди постарались жить в святости, чтобы в мир пришел Сын Божий. И мне очень хотелось узнать, а кто же из русских святых находится в родословной у святого благоверного князя Александра Невского. Почему его назвали «Именем России»? Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении сказал: «Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода». Итак, объектом моих исследований стали святые в роду князя Александра Невского, от кого наследует князь христианские ценности.

Святой благоверный великий князь Александр Невский – потомок и наследник легендарного княжеского рода Мономаховичей. Рода, который дал России 15 из 18 великих князей и 20 святых. Рода, не просто принявшего Православие, а вместившего в себя всю глубину христианского образа жизни и понимания, что власть означает служение Богу, своему народу и сама от себя ничего не имеет. Именно Мономаховичи стали действенно формировать на Руси идею единого православного государства.

Из «Родословия великих князей русских»

Первый князь на Русской земле Рюрик, пришедший из Немец.
Рюрик родил Игоря.
Игорь родил Святослава, который ходил к Царюграду ратью.
Святослав родил Владимира Великого, который крестил всю Русскую землю.
Владимир родил Ярослава, его же грамота в Великом Новгороде.
Ярослав родил Всеволода.
Всеволод родил Владимира... Мономаха1.
Мономах родил Юрия.
Юрий родил Всеволода Большое Гнездо.
Всеволод родил Ярослава.
Ярослав родил великого Александра Храброго.
(С. 465)

Это родословие князей Рюриковичей — очевидно, в подражание евангельскому родословию Иисуса Христа — было составлено в Новгороде во второй четверти XV века. Князь Александр «Храбрый», или Александр «Невский», как будут называть его позже, занимает в этом списке центральное, ключевое место. И это справедливо: он, прямой наследник великих киевских князей - Крестителя Руси Владимира Святого, Ярослава Мудрого и других, - стал родоначальником великих князей Московских, правителей уже новой, Московской Руси.

Родословие святости князя Александра Невского следует начать от праотца Ноя. Но мы не будем заглядывать так далеко. Начнем его со святых равноапостольных великой княгини Ольги и великого князя Владимира Красно Солнышко. Крестителя Земли Русской.

Следующий святой – Ярослав Мудрый.

Ярослав I, в крещении Георгий (Юрий), Владимирович, Мудрый (ок. 978-989 – 1054), благоверный великий князь Киевский. Память 5 марта (20 февраля) в день кончины.

Ярослав Мудрый – это великий князь и по титулу, и по делам. Если Владимира мы называем крестителем Руси, то Ярослава стоит называть просветителем Руси. Можно провести и более далекую, библейскую аналогию: если Владимира можно сравнивать с Давидом — царем, прославившимся, среди прочего, искренним раскаянием в своих грехах, то его сына Ярослава можно сравнивать с Соломоном — правителем, которому Господь благословил достроить Храм — в Киеве это Софийский собор.

Далее я хотела бы затронуть житие Святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (память совершается 6 августа), которые являются братьями Ярослава Мудрого.

…Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории.

Святые Борис и Глеб были младшие сыновья Великого князя Владимира, родились примерно в годы Крещения Руси, и с самого детства воспитывались в христианской вере.

Святополк объявляет себя великим князем, и его задача – избавиться от соперников. Борис не включается в борьбу за власть, он христианин. Он предпочитает пострадать, но не идти против совести. Примеру Бориса следует Глеб.

И это стало нравственной победой святых братьев. Впечатление от их поступка было настолько велико, что вся земля признает их святыми. Это был переворот от языческого сознания, от властолюбия и наживы, к христианству, достижению духовного и нравственного идеала.

1 июня – день памяти святого благоверного князя Владимира Мономаха, младшего современника преподобных Антония и Феодосия – основателей русского монашества.

Жизнь Владимира Мономаха отличается кротостью и смирением. И эти христианские добродетели он положил в основу своих «Поучений» «Как жить по правде Божией». Мы можем с уверенностью сказать, что эти «Поучения» Владимира Мономаха входили в «школьную» программу Александра Невского.

Сын Владимира Мономаха – Юрий Долгорукий не причислен Русской православной церковью к лику святых, но является основателем великого города Москвы и Московского государства.

Свя­той бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Ан­дрей был сы­ном ве­ли­ко­го кня­зя Юрия Дол­го­ру­ко­го и вну­ком Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха. С дет­ства от­ли­чал­ся лю­бо­вью к цер­ков­ным служ­бам, раз­да­вал ще­д­рую ми­ло­сты­ню. В 1155 го­ду, не спро­сясь от­ца, князь Ан­дрей от­пра­вил­ся во Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­скую зем­лю, ку­да пе­ре­нес из Вы­ш­го­ро­да Вла­ди­мир­скую ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Здесь ему яви­лась са­ма Пре­чи­стая Де­ва, по­велев ос­но­вать мо­на­стырь в честь Ее Рож­де­ства. Князь рас­по­ря­дил­ся на­пи­сать ико­ну в том ви­де, как ему пред­ста­ла Ма­терь Бо­жия. Ико­ну на­зва­ли Бо­го­люб­ской, как и воз­ник­ший здесь мо­на­стырь. Святой князь Андрей Боголюбский по­стро­ил мно­го мо­на­сты­рей и хра­мов.

ДедАлександра Невского, Благоверный великий князь Всеволод III– великий князь Киевский (с 1173 г.) и Владимирский (с 1176 г.), прославленный своим общественным служением как воитель за Русскую землю. Благочестие его выражалось в преданности Церкви Православной, в благоговейной молитве, в строительстве храмов. Военные подвиги, созидательные труды – вот свидетельство его жертвенного служения своему граду, земле Русской, святому Православию.

Князь Всеволод III продолжал политику своего деда Владимира Мономаха, отца великого князя Юрия (Георгия) Долгорукого, благоустроителя Суздальской земли. Он самый младший (одиннадцатый) сын Юрия, но именно от него произошел род русских царей.

Название «великий», данное князю летописцами, он вполне заслужил по великому значению своей деятельности. В течение своего тридцатишестилетнего княжения Всеволод. ревностным продолжателем великого дела, начатого его братом, святым Андреем Боголюбским, – дела объединения Русской земли под властью одного государя, и достиг того, что держал в строгом подчинении многие области земли Русской. Даже на престол древней столицы Киева он ставил князей своею властью, а в вольнолюбивый Новгород посылал на княжение своих родственников. Могущество его простиралось и на внешних врагов Руси – половцев и волжских (или камских) болгар.

О могуществе Всеволода Юрьевича говорит его современник, автор «Слова о полку Игореве»: великий князь Всеволод со своим войском мог бы «Волгу раскропить веслами, а Дон шлемами вычерпать».

Князь Ярослав (в крещении Фёдор) Всеволодович, отец Александра Невского, получил от отца во владение город Переяславль-Залесский, ставший с этого времени одним из главных городов Северо-Восточной Руси. В житии святого благоверного князя Александра Невского мы читаем: «Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), "князь кроткий, милостивый и

человеколюбивый", был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (+ 1238; память 4 февраля).

Вот такие святые были небесными покровителями не только в ратных делах, но и в мудрости, повлияли на духовные качества Александра Невского. Можем ли мы достичь этих высот?!

Святые отцы Церкви рекомендуют совершенствоваться, восходя «от силы в силу»: «Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это – вершина, на которую невозможно подняться одним рывком» (святитель Николай Сербский).

Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности – как христианина, семьянина и гражданина. Но эта цельность возможна только с Богом.

Как сказал об этом Господь в Нагорной проповеди: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6, З3).

Список используемой литературы:

1. «Поучение» Владимира Мономаха «Как жить по правде Божией». https://www.pravmir.ru/ustami-gosudarya-psalmopevca-knyaz-vladimir-monomax/

2. Всеволод Большое гнездо. https://www.vidania.ru/p_vsevolodbolshoegnezdo.html

3. Житие святого благоверного князя Алекса́ндра (в схиме Алекси́я) Невского. https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-v-shime-aleksij-nevskij

4. Протоиерей Андрей Ткачев. Ступени к небу. Как научиться любить людей. М. Воскресение. 2015

5. Родословие великих князей русских. https://nampuom-pycu.livejournal.com/195959.html

6. СЕРГЕЕВА МАРИЯ. Почему были канонизированы Борис и Глеб? https://www.pravmir.ru/pochemu-byli-kanonizirovany-boris-i-gleb-2/

7. СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС ЛИЧНОСТИ И ВЕЛИЧИЕ ПРИМЕРА СВЯТОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. Протоиерей Александр Зелененко. https://www.pravoslavie.ru/99181.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: