Интонационные упражнения на начальном этапе обучения.




Формы работы на уроках сольфеджио.

Версия 23.06.2019

Сольфеджио – предмет, который направлен на развитие музыкального слуха.

Музыкальный слух - комплексная способность, она включает в себя мелодический слух, который в свою очередь можно условно разделить на интонационный слух (чувство лада, интервальные соотношения), чувство метроритма; гармонический слух (по Теплову – «это способность воспринять множество звуков, как единое целое»); внутренний слух - музыкальное мышление, способность мысленно представлять (вспоминать) как отд. качества муз. звуков (высоту, тембр и др.), так и мелодич., гармонич. последовательности, целые муз. пьесы в единстве их компонентов).

Поэтому сольфеджио – это комплекс различных форм работы, направленных на развитие каждой стороны слуха в отдельности, и в то же время их совмещения в конечных навыках – чтение с листа и написания диктанта.

Интонационный слух – один из важнейших компонентов музыкальных способностей. Его свойство – способность воспринимать, запоминать и воспроизводить звуки разной высоты. По Островскому «Верность интонации – это активное проявление точности восприятия. С. Майкапар в своей работе «Музыкальный слух», говоря о хорошей интонации, понимает её как: 1) чистоту интонации в отдельном звуке, 2) чистоту интервала, 3) чувство тональности.

Именно мелодический слух представляет собой первое проявление музыкальности. Ведь такой вид музыкальной деятельности, как пение уже и есть способность воспринимать, запоминать и воспроизводить звуки разной высоты.

Пение имеет важное значение ещё и потому, что голосовой орган осуществляет не только исполнительскую функцию, но и в определённой степени функцию контролирования точности интонирования. Нервная система анализирует раздражения, поступающие в кору головного мозга от движений голосового аппарата, вместе с раздражениями, которые фиксируются органом слуха.

Отсюда и основные формы работы, направленные на развитие интонационного слуха на сольфеджио связаны именно с пением.

На протяжении всех лет обучения интонационный слух оттачивается, проходит путь от «пассивного вокально-интонационного подражания» к «активному, осознанному интонированию». Одна из важнейших задач уроков сольфеджио не просто научить детей петь, но, прежде всего, научить их безотрывно слушать и контролировать себя при пении. Контролировать надо точность высоты по отношению к строю, точность метра и ритма, штрихов, силы звука и т.д. При этом нельзя забывать и о художественной стороне исполнения. Именно так и развивается активный музыкальный слух, осознанное интонирование.

Важнейшую роль на этом пути играют вокально-интонационные упражнения.

Вокально-интонационные упражнения – это специальные вокальные упражнения, предназначенные для освоения элементов музыкального языка и дальнейшего их закрепления.

На уроке сольфеджио к ним обращаются:

1. Для развития вокально-интонационных навыков,

2. Для воспитания ладового чувства,

3. Закрепления новых элементов музыкального языка,

4. Для распевки и настройки в определённой тональности перед сольфеджированием и чтением с листа, перед диктантом.

На разных этапах обучения ВИУ на первый план выходят разные задачи.

Так на начальном этапе – подготовительная группа, 1 класс – основная задача ВИУ – воспитание первоначальных певческих навыков: правильное дыхание, распевность, чистота интонации. Однако и на этом этапе ВИУ должны быть направлены и на развитие чувства лада, слуховое восприятие и воспроизведение мелодических интервалов.

Интонационные упражнения на начальном этапе обучения.

Задачами ВИУ в младших классах можно назвать:

1. Воспитание правильной удобной посадки – это установка на внимание,

2. Воспитание правильного дыхания, которое поможет выработать ровный звук.

3. Воспитание чистой интонации.

4. Воспитание ладового чувства.

5. Слуховое восприятие и воспроизведение мелодических интервалов.

 

Очень важно распевание (особенно на самом начальном этапе работы). В качестве «распевок» можно использовать небольшие песенки – на одном звуке, на основе нисходящего трёхзвучного звукоряда или нисходящей терции. Как показывает практика на первоначальном этапе удобнее петь именно сверху вниз.

Многие дети не могут перейти от разговора к пению. При решении этой проблемы следует помнить, что в пении большую роль играют гласные звуки, и потому первые песенки и попевки должны основываться на пропевании гласных.

Самая удобная для пения гласная «у»: «Ду-ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду» или «Филин сидит в темном лесу у-у-у-у, у-у-у-у». Хорошо раскрепощает голосовой аппарат гласная «а»: «Падают, падают листья, в нашем саду листопад».

«Распевки» не следует менять часто, так как повторение их способствует формированию вокально-интонационных навыков. Постепенно в них расширяется диапазон. Для того чтобы дети слышали себя нужно петь тихо, не форсируя звук - «тихо и чисто, а не громко и грязно».

В первом классе «распевки» очень хорошо связывать с изучаемым теоретическим материалом, это позволяет закрепить его. Очень полезны такие, которые дети смогут сами исполнить на фортепиано от разных нот, так происходит и освоение клавиатуры. Например,

1. При изучении тона и полутона с маленькими детьми, можно разучить песенку-игру, в которой маленький гном по имени Тон поднимается на высокую гору, но его шажок ещё меньше – полутон, поэтому он двигается очень медленно. Гора – это путь от «До» первой октавы, до «до» второй. Дети могут сами играть себе эту песенку – «Смелый гном, это Тон» - чередование двух клавиш с расстоянием тон, «Полутон – его шажок, топ, топ» - полутон.

2. Тон и полутон в нисходящем движении – «Бабка Ёжка, костяная ножка, с печки упала, ножку сломала»

3. Большая мышь.

4. б.3 и м.3 можно отработать с помощью песенки «Пёс Барбос весь оброс, только нос без волос» (I II III III II I I III II II III I), которая исполняется в мажоре и одноимённом миноре. При этом меняется характер и даже смысл песенки: в мажоре – дразнилка, в миноре – сочувствие, жалость.

Последний пример развивает чувство лада.

На протяжении всех лет обучения интонационные упражнения – важная составная часть каждого урока сольфеджио. Одни упражнения, проработанные в классе и дома, поются долго, постепенно становясь привычными для учащихся и могут быть спеты по первому требованию преподавателя (перед диктантом, перед сольфеджированием для настройки), другие сменяются новыми. В свою очередь, эти «новые» через некоторое время становятся хорошо знакомыми и занимают своё место в строю слуховых и интонационных навыков, пополняют накопленный багаж знаний.

Этот багаж постепенно и формируется, начиная с 1 класса. К постоянным упражнениям относятся, прежде всего упражнения, направленные на развитие ладового чувства. К ним относится работа в тональности - пение гамм, Т53 с обращениями, неустойчивые ступени с разрешениями, опевания устойчивых ступеней, главные ступени и трезвучия главных ступеней с обращениями и разрешениями, попевка - «ступеневе дорожки к тонике» и т. д. Эти упражнения направлены на формирование ладового чувства и прорабатываются в классе и дома, поются долго, постепенно становясь привычными для учащихся и могут быть спеты по первому требованию преподавателя (перед диктантом, перед сольфеджированием для настройки). Но осваиваются они постепенно, соответственно изучаемому материалу в каждом классе.

Более подробно об особенностях их освоения.

Упражнения в ладу.

В педагогической практике выработалось достаточно большое количество разнообразных игровых упражнений на развитие отдельных ладовых оборотов. Игровая форма – самая удачная на начальном этапе обучения, так как игра развивает творческие способности, дети включаются в неё с удовольствием, что активизирует их познавательный процесс. Кроме того, необходимо помнить, что у детей младшего возраста края диапазона развиты слабо, поэтому начальные упражнения желательно использовать в пределах терции, кварты-квинты и постепенно доводить до октавы.

 

В работе Т. Стоклицкой «100 уроков сольфеджио для самых маленьких» предложены интересные игры, позволяющие закрепить отдельные ладовые обороты. Например,

Интонация I-V, V-I

Игра в клоунов «Скатунок» и «Прыгунок»

Один игрок «скатывается с определенной ноты на квинту вниз, (то есть поет подряд пять нот), а другой с того же звука «прыгает» на квинту вверх. Первоначальную ноту дает педагог. То же самое можно сделать и при движении вверх.

Октава

Игра «Октавная дразнилка»

Педагог поет на низких звуках четвертную ноту, а дети «передразнивают» этот звук двумя восьмушками, взятыми на октаву выше.

Можно добавить игру «Упрямый ослик». Это диалог педагога и учеников в одной тональности. Учитель импровизирует вопросительную фразу, дети отвечают всегда одинаково. В их ответах может быть интонация Т53, V - I, VII - I и другие.

Развитию вокально-интонационных навыков, чувству лада у младших школьников способствуют задания, построенные по принципу вопрос педагога – ответ ученика.

1 вариант:

Учитель задает вопрос, например – Зайчик, зайчик, где ты был?

Ученик отвечает – За морковкой я ходил.

При этом ученик должен точно повторить мелодию, спетую учителем. Это задание удобно тем, что дает возможность подстроиться под каждого ученика, учесть его индивидуальные возможности.

2 вариант:

В случае, когда дети достаточно чисто интонируют и хорошо ориентируются в тональности, в задания такого рода можно добавить элементы импровизации, когда ребенок сам сочиняет свой ответ. Тогда интонация первой фразы учителя должна быть вопросительной, а ответ детей – утвердительный, заканчиваться тоникой. Примеры стихов для такого упражнения:

1. Кто там бродит у ворот? – Это кот. А зачем он бродит здесь? – Хочет есть. Что же делать мне с котом? – Пригласи на ужин в дом! (в. Левин).

2. Что ты шьёшь, лисичка? – Дочке рукавички, чтобы в день морозный лапки не замёрзли (М. Дружинина)

3. Где ты белочка гуляла? – Я орешки собирала, а ещё грибы и шишки – любят их мои детишки! (М. Дружинина)

4. Мишка, мишка, что с тобой? Почему ты спишь зимой? – Потому что снег и лёд – не малина и не мёд! (В. Орлов)

5. Зачем вам черепахи, квадраты на рубахе? – Чтоб в шахматы и в шашки играли черепашки! (в. Орлов)

6. Почему собака злая ходит, хвостиком виляя? – То ли хвостик так обучен, то ли плохо он прикручен! (в. Орлов)

7. Почему не выходят из дома улитки? – В их домике нет ни дверей, ни калитки. (В. Орлов)

Пение гамм начинается в 1 классе. Как уже говорилось, певческий диапазон у младших школьников развивается постепенно, поэтому и гамма отрабатывается постепенно от небольшого диапазона к октавному. Известно, что плавное движение легче интонируется в нисходящем направлении и поэтому мелодические построения следует выбирать предпочтительно с нисходящим поступенным движением. В.А. Вахромеев предлагает гамму в пределах октавы предварительно петь в нисходящем направлении. Большое значение для правильной интонации имеет организованная смена дыхания. Дыхание при пении гамм надо сменять равномерно по тетрахордам.

Очень важно уже на начальном этапе освоения лада проработать с детьми строение мажорной, а позднее минорной гаммы, так как от этого зависит правильность и чистота интонирования каждой ступени. Для этого можно использовать упражнение: пение гаммы по две ступени, каждый раз пропевая на интонации этих же ступеней тон или полутон: «До, ре – это тон, ре, ми - это тон, ми, фа – полутон и т.д.». При этом важно обратить внимание на интонацию каждой секунды, на расстояние между звуками.

При пении гамм и всех упражнений в ладу педагогу желательно, особенно на начальном этапе обучения использовать гармоническую поддержку, потому что именно так лучше слышны ладовые тяготения и дети их лучше запоминают. Кроме того, гармоническая поддержка воспитывает функциональный, гармонический слух.

Пение гамм (или отрезков гамм) с гармонической поддержкой полезно чередовать с пением a cappella. При повторении минорного лада и минорных гамм полезно еще раз тщательно отработать интонирование III, VI, VII ступеней. Наиболее ярко запоминаются эти интонации при сопоставлении с одноименным мажором.

Интересные варианты пения гамм – пение в ритме, пение со словами, с включением других, известных детям ладовых оборотов- опевания, разрешений, Т53. и т.д.

В старших классах полезно практиковать пение гамм от данного звука, что заставляет более внимательно отнестись к интервальному соотношению ступеней. Можно использовать такое упражнение: ученикам предлагается данный звук представить сначала как I ступень, затем как II, III…Так можно петь отдельно мажорные и минорные гаммы, или чередовать их между собой.

Большую роль интонационные упражнения играют в работе над ладом. В первую очередь это упражнения, связанные с интонированием ступеней лада. Для полного осознания ладовых тяготений необходимо пение: 1) отдельно устойчивых ступеней и неустойчивых; 2) вводных звуков; 3) разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые; 4) опевание устойчивых ступеней.

Прекрасное упражнение для запоминания каждой ступени лада, её окраски и функционального значения - пение ступеневых последовательностей – «ступеневых дорожек к тонике». Например, II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I, VI-VII-I, VII-I. Это упражнение нужно петь хором, по цепочке, показывая ступени на «лесенке». Дальнейшая работа с этими упражнениями – пение ступеневых цепочек в тональности, отгадывание ступеней тональности на слух.

Г.И. Шатковский предлагает упражнение, которое он называет «слуховая гимнастика». Это постeпенное движение по гамме вверх и возврат к тонике после каждой ступени через вводный тон.

Для слухового укрепления чувства ладотональности полезно пение тональных секвенций.

Прекрасный вариант работы над упражнениями в ладу – это пение их по цепочке, вслух и про себя, что способствует развитию внутреннего слуха.

Для работы в ладу можно использовать наглядные пособия. Необыкновенно удобна «столбица» с римскими цифрами-ступенями. Очень эффективна работа на уроке, если такое пособие есть у каждого ребёнка.

Многие педагоги на начальном этапе прорабатывают ладовые упражнения, подключая ручные знаки. Дети очень хорошо запоминают ступени лада, так как с включением ручных знаков объединяются слуховые, зрительные и двигательные ощущения.

Пение интервалов.

Изучение и освоение интервалов в классах сольфеджио имеет большое значение: правильно слышать и верно интонировать интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа, написания диктанта. Кроме того, интервал- это смысловая выразительная единица мелодии. Часто именно от них зависит характер мелодии. В процессе работы над интервалами очень важно применить правильную методику, состоящую в следующем: запомнить мелодию интервала; уметь различать ее на слух и повторять голосом; уметь представить себе интонацию интервала по названию.

Овладение интервалами – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио.

Для закрепления мелодических интервалов на начальном этапе обучения очень хорошо помогают маленькие песенки, которые дети легко запоминают, интервал связывается с определённым образом. Песенки можно петь как «распевки» – повторяя много раз по полутонам. Интересные песенки есть в сборнике ярославского композитора В. Челнокова «Пой ладно, играй складно», в учебно-методическом пособии по сольфеджио Т. Ошурковой «Интервалы - это просто».

 

Если в первом и втором классах интонация интервала была связана с песней, то с третьего класса организующим началом будет лад, тональность: спеть интервал помогает настройка в тональности, где слухом закреплены звучания разные ступеней, из которых и составляется интонация интервала. Чем яснее будет ладовое положение интервала, тем легче его спеть. Для того чтобы пение интервалов не обратилось в пение отдельных ступеней, его составляющих, полезно применять пение их от данного педагогом звука, на слоги, в предварительно настроенной, но не названной тональности. Тогда внимание учащихся будет направленно на то, чтобы воспроизвести именно интонацию интервала, хотя подсознательно ладовое положение интервала будет влиять на исполнение.

К концу третьего класса важно выработать у детей активные слуховые представления простых интервалов и добиться их чистого интонирования. На это требуется время и многократное повторение. Поэтому упражнения с интервалами полезно петь на каждом уроке наряду с пением гамм и ступеней. Можно петь их хором, всем классом, чтобы слабые ученики слышали правильное звучание, и лишь постепенно переходить к пению по группам и индивидуально. Полезной формой пения интервалов является пение тональных секвенций.

В итоге, к 7-8 классам набор ладовых упражнений может быть следующим:

1. Пение гаммы трёх видов от любой ступени вверх и вниз.

2. Пение Т53 и устойчивых ступеней любом порядке.

3. Допевать все ступени до тоники – «ступеневые дорожки».

4. Пение отдельных ступеней тональности в разбивку – ступеневые цепочки.

5. Петь неустойчивые ступени с разрешением в устойчивые, МVII7 и УмVII7, с разрешением, две пары тритонов, ум. 7, ув. 2.

6. Ув. 5, ум.4

7. Петь интервальные цепочки, пропевая интервалы снизу-вверх, на два голоса.

8. Петь аккордовые последовательности разными способами: снизу-вверх, один голос петь, остальные – играть.

9. Упражнения с хроматическими звуками.

10. Секвенции по тональностям первой степени родства.

Знакомство с новым элементом музыкального языка на уроках сольфеджио чаще всего происходит так: учитель раскрывает его выразительные особенности на примере из музыкальной литературы или выученной с детьми песенки, затем этот элемент прорабатывается в ВИУ и только потом попадает в примеры для сольфеджирования и чтения с листа, а в последнюю очередь - в диктант. Таким образом ВИУ берут на себя значительную нагрузку. Они заостряют внимание, слух память учащихся именно на данном конкретном элементе музыкального языка и способствуют его усвоению.

Среди вокально-интонационных упражнений есть и кратковременные. К ним обращаются для оттачивания определённых вокально-интонационных навыков, для закрепления отдельных элементов музыкальной речи, проработки трудных интонационных фрагментов из примеров для сольфеджирования и чтения с листа, диктанта. К таким упражнениям чаще всего относятся различного рода секвенции – диатонические и модулирующие, пение мелодических оборотов, пение «постоянных», хорошо знакомых ВИУ в различных ритмических вариантах. Такого рода упражнения учителя сочиняют сами. При их сочинении желательно придерживаться определённых правил (по книге «Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио» Анны Биркенгоф):

1. Каждое упражнение должно соответствовать избранной теме и быть как бы квинтэссенцией того элемента, которому оно посвящено.

2. Интонационная и ритмическая стороны в упражнениях не должны мешать одна другой. Поэтому в упражнениях ладоинтонационных желателен простой и ясный метроритм, и наоборот, в упражнениях ритмических – простая интонация. Позднее, по мере усвоения темы, оба вида упражнений могут усложняться.

3. Упражнения должны быть минимальных размеров, легко укладываться в сознании и памяти учащихся.

4. Сочинённое в одной тональности упражнение, как правило, предполагает возможность транспонирования в ряд других тональностей, а некоторые – смену лада.

5. Упражнения должны быть удобны для интонирования. При их сочинении и выборе тональности необходимо учитывать вокальные возможности, диапазон голосов учащихся данной конкретной группы.

Упражнения не должны заучиваться механически. Цель и смысл каждого из них должны быть понятны учащимся. Поэтому полезно поручать самим учащимся сочинять последования ступеней, интервалов, небольшие мелодические обороты на данной метроритмической основе, а также находить соответствующие примеры в музыкальных произведениях. Подобные задания – один из возможных путей активного овладения предметом.

И всё-таки, как бы не были хороши и разнообразны интонационные упражнения, не следует превращать их в самоцель. Они должны быть лишь вспомогательным средством для таких форм работы, как чтение с листа, сольфеджирование, диктант, слуховой анализ.

 

Полезные методические пособия для учителя:

1. А. Биркенгоф. «Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио».

2. В. Челноков «Пой ладно, играй складно».

3. Т. Ошуркова «Интервалы – это просто».

4. Л. С. Синяева «Интонационные упражнения в курсе сольфеджио».

5. Т. Стоклицкая «100 уроков сольфеджио для самых маленьких».

6. Е. Золина, Л. Синяева, л. Чустова. Сольфеджио. Диатоника, лад, хроматизм, модуляция. Интервалы, аккорды.

7. Е. Давыдова. Учебники 3, 4, 5 классы.

8. https://oknakrizis.ru/dlya-studenta/3-kurs/razvitie-vokalnointonatcionnykh-navykov-solfedzhirovanie-i-chtenie-s-lista-na-urokakh-sol/

Задания.

1.Приведите конкретные упражнения для формирования певческого дыхания, диапазона, вокально-интонационных навыков на начальном этапе формирования интонационного слуха.

2.Е. В. Давыдова выделяет несколько отрицательных моментов (ошибок), которые встречаются в практике преподавания сольфеджио, в воспитании ладового чувства (Е. Давыдова «Методика преподавания сольфеджио», Москва «Музыка», стр.53-57):

1) Работа над чистотой интонации без учёта ладовых связей.

2) Длительное пребывание в до-мажоре.

3) Невнимание к окраске тональности.

4) Ограниченность ладовых структур на уроках.

5) Не привлекаются гармонические краски для лучшего осознания ладовых связей.

6) Не учитывается историческая обусловленность разных эпох и стилей.

7) Мало привлекается современная музыка.

Превратите их в правила воспитания интонационного слуха.

1. Продумать и исполнить вокально-интонационную игру «Упрямый ослик».

2. Продумать и исполнить песенку с вопросо-ответной структурой (со словами).

5.Научиться играть гаммы – мажорную и минорную трёх видов с гармонической поддержкой. В этих же тональностях играть все основные ВИУ с гармонической поддержкой.

6. Играть и петь попевки в мажоре и миноре с гармоническим сопровождением.

7. Подобрать песенки на все интервалы.

8.В каких учебных пособиях представлены ВИУ. Укажите автора и название.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: