АНГЕЛ И ГОСПОДЬ ЯВИЛИСЬ ЕМУ




Он написал евангелие от марка,

В ЧЕСТЬ НЕГО у ВЕНЕЦИИ - ГЕРБ

Святой Апостол и Евангелист Марк

День памяти - 08 мая (по нов. ст.)

Святой Марк, родом еврей, происходил из колена Левиина, от племени священнического, и жил первоначально в Иерусалиме. По-еврейски Марк назывался Иоанном; имя же его – Марк – латинское. Это имя он присовокупил к еврейскому уже впоследствии перед отправлением в чужую страну, когда с Апостолом Петром отправился для проповеди Евангелия в столицу тогдашнего мира – Рим. По принятому православною Церковью преданию, согласному с свидетельством некоторых древних писателей, он был из числа семидесяти учеников Господа и, следовательно, сам был свидетелем-очевидцем некоторых событий из жизни Господа Иисуса Христа.

В повествовании самого Евангелиста Марка о предании Господа нашего Иисуса Христа на смерть в вертограде Гефсиманском упоминается о некоем юноше, который в то время, как все ученики Господа оставили Его, один следовал за Божественным Узником, обернувшись полотном по нагому телу, но, будучи схвачен воинами, оставил в руках их полотно, и нагой бежал от них (Мк.14:51–52). Одеяние юноши показывало, что он вышел на шум народный ночью внезапно, без сомнения из того дома, коему принадлежал вертоград. Еще в древности составилось предание, что означенный юноша был сам Марк, и что вертоград Гефсиманский принадлежал семье, из коей происходил Марк.

Марк, сделавшись сотрудником апостолов Варнавы и Павла, взял на себя великий подвиг Апостольских трудов по благовестию веры Христовой иудеям и язычникам, а затем присоединился к Апостолу Петру и в скором времени отправился вместе с ним в Апостольское путешествие для проповеди Евангелия в Рим. Святой Апостол Петр своею проповедью и чудесами, при содействии св. Марка, еще более распространил и утвердил Церковь Христову в Риме, обратив ко Христу множество людей как из иудеев, так и язычников.

Слыша святые слова проповеди Евангельской из уст Апостолов и горя верою в Господа Иисуса Христа, римские христиане не удовольствовались одною устною проповедью Апостолов об Иисусе Христе, а пожелали иметь у себя и письменный памятник устно преподанного им учения. Они приступили к спутнику Апостола Петра святому Марку и с мольбой просили его записать все святые слова, какие он вместе с Петром сказал им о Христе Господе, и оставить им это святое писание, как памятник. Марк исполнил благое желание римских христиан и написал для них свое Евангелие, в котором, излагая событие из жизни Господа Иисуса Христа, во время Его пребывание на земле,

---------------------------------------- СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ МАРК ----------------------------------------- 2

с точностью записал, сколько запомнил, то, чему учил и что творил Господь, тщательно заботясь при этом, как бы не пропустить чего-нибудь из слышанного, или не переиначить. Написанное Марк отдал на рассмотрение Апостолу Петру, и святой Петр своим свидетельством утвердил истину написанного Марком Евангелия и одобрил его для чтения в церквах. Посему Евангелие Марка было принято всеми церквами без всякого противоречия, как писание Апостольское, боговдохновенное.

Св. Марк дает в своем Евангелии сильное, яркое впечатление о чудесах Христовых, подчеркивая этим царское величие Господа. У него Иисус Христос не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной.

Лев, символ евангелиста Марка, стал гербом Венеции Фото: https://hranitel.club/420-evangelie-ot-marka
Именно поэтому в иконографии символом св. Марка является лев - царственное животное, символ мощи и силы. Крылатый многоочитый лев, реющий над Вселенной, возвещая Славу Господню, заимствован из Откровения святого Иоанна Богослова, которому было видение четырех животных, стерегущих четыре угла Трона Господа и четыре предела рая. Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов: Матфея стал символизировать ангел, Марка - лев, Луку - телец, Иоанна - орел. Каждый из них крылат и держит Евангелие.

ПРОПОВЕДЬ В ЕГИПТЕ

После трудов в Риме святой Марк, по повелению Апостола Петра отправился для проповеди Евангелия в город Аквилею, расположенный на северном берегу Адриатического моря. В этом богатом городе, называвшемся вторым Римом. Марк основал церковь; причем посетил с проповедью Евангелия и другие места по берегу Адриатического моря, устрояя всюду церкви Божии. После сего святой Марк, по распоряжению же Апостола Петра, отправился для проповеди Евангелие в Египет. Здесь в Египте, по повелению царя Птоломея Филадельфа, был сделан перевод книг Священного Писания Ветхого Завета с еврейского языка на греческий, чрез что Божественное откровение о спасении рода человеческого сделалось доступным и самим язычникам. Здесь в памяти народа еще живо было то знаменательное падение идолов одного египетского храма, сопровождавшее, по свидетельству отцов Церкви, прибытие святого семейства с Богомладенцем Иисусом, бежавшего от руки жестокого Ирода. Наконец, могло быть даже, что и в этой стране были свидетели чудесного сошествия Святого Духа на Апостолов, принесшие и сюда семена Христова учения. Всё это в сильной степени приготовляло жителей Египта к принятию учения христианского и обещало большой успех проповеди святого Марка. И действительно, когда Марк, первый из Апостолов прибыв в Египет, начал проповедь Евангелия, возвещая людям свободу от диавола, то при самом начале его проповеди уверовало во Христа великое множество мужей и жен. В самой Александрии, главном городе Египта, святой Марк основал церковь и был первым ее епископом.

Заботясь об устроении церковного богослужения, святой Марк составил чин литургии и передал его христианам александрийской церкви. Этот чин

---------------------------------------- СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ МАРК ----------------------------------------- 3

литургии сохранялся продолжительное время в сей церкви и в последующие века. В богослужении египетских христиан (коптов) и доселе сохранились некоторые молитвы, приписываемые Евангелисту Марку.

ЖИЗНЬ ХРИСТИАН УДИВЛЯЛА…

Св.ап. и евангелист Марк
Он посетил многие внутренние страны Африки, был в Ливии, Марморике, Киренаике и в Пентаполе. Все эти страны погрязали во мраке языческого идолослужения. Всюду по городам и селениям и на распутиях были устроены кумирни, в которых были поставлены идолы и в которых совершались волхвования, провещания и чародейства. Проходя эти города и селения с проповедью Евангелия, святой Марк просвещал сердца людей, пребывавших во тьме и мраке идолослужения, светом Божественного учения, совершая в тоже время между ними великие чудеса. Одним словом Божественной благодати он исцелял болящих, очищал прокаженных, изгонял нечистых и лютых духов.

И проповедь его, сопровождаемая великими и дивными чудесами, имела громадный успех. Падали кумирни, ниспровергались и разбивались идолы, люди очищались и просвещались, крестясь во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Всюду устроялись при Евангелисте Марке церкви Божии, и Церковь Христова процветала в египетских странах. Под действием святых слов проповеди Евангелиста Марка и под влиянием высокой чистоты и святости добродетельного жития его самого, христиане египетские, под воздействием Божественной благодати, в своих подвигах к достижению спасения проявляли столько чистоты и высоты совершенства, что их жизнь, преисполненная святости христианской добродетели, служила предметом великого удивления и похвалы со стороны даже язычников и неверующих иудеев.

Сохранились свидетельства некоего Филона – иудейского философа, который, похваляя добродетельную жизнь христиан египетских, говорит: «Они (т.е. христиане) оставляют всякую заботу о временных богатствах и не пекутся о своих имениях, не считая ничего на земле своим, для себя дорогим. Некоторые же из них, оставляя всякое попечение о житейском, уходят из городов и водворяются в уединенных местах и садах, избегая сопребывания с людьми, несогласными с ними в жизни, чтобы не иметь от них препятствия в добродетели. Ни один из них раньше наступления вечера не вкушает и не пьет, а некоторые не приступают к пище до четвертого дня. Другие же опытные в толковании и разумении Божественного Писания, будучи исполнены жаждою знания и питаясь духовной пищей богомыслия, проводя время в изучении Писания, забывают о телесной пище до шестого дня… Священное Писание изъясняется ими иносказательно, чрез нахождение подразумеваемого и сокровенного смысла и таин; ибо Писание, по их мнению, подобно живому существу: словесные выражения составляют его тело видимое, а сокровенная под сими выражениями мысль и тайна составляют его душу невидимую. Они рано встают на славословие Божие и молитву, на пение и слушание слова Божия – отдельно мужчины и отдельно женщины. Некоторые из них пребывают в непрерывном посте в течение семи недель. Седьмой день у них в великом

---------------------------------------- СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ МАРК ----------------------------------------- 4

почитании. Приготовляясь к нему и прочим праздникам, они ложатся почивать

для отдыха на голую землю. Божественную службу совершают у них священники и диаконы, над которыми начальствует епископ».

ИСЦЕЛЕНИЕ САПОЖНИКА

Святой Марк получил повеление от Духа Святого идти оттуда для проповеди Евангелия в Александрию Фаритийскую. Послушный, он поспешил со всем усердием на новый подвиг. На второй день он достиг Александрии и, выйдя из корабля, пришел на некое место, называемое Мендион. Здесь, при входе в городские ворота, расселся пополам его сандалий, что святой принял за доброе предзнаменование. Увидев тут же сапожника, починявшего ветхую обувь, святой отдал ему починить свой сандалий. Сапожник, починяя сандалий, случайно проколол своим орудием левую руку свою и, вскричав от боли, призвал имя Божие. Услышав этот возглас, Апостол возрадовался духом, видя в сем указание, что Господь устроит ему благополучный путь. Рана же на руке сапожника была очень болезненна, и из нее обильно струилась кровь. Святой Марк, плюнув на землю, сделал брение и, помазав рану его, сказал: «Во имя Иисуса Христа. живущего во веки, будь здрав».

И тотчас же рана у сапожника закрылась и рука его сделалась здоровой. Сапожник, видя такую силу в стоявшем перед ним муже и действие его слов, а равно во взоре его чистоту и святость жизни, обратился к нему с просьбою, сказав: «Умоляю тебя, человек Божий, войди в дом мой и побудь у меня, раба твоего, хотя день, дабы разделить со мною трапезу, потому что ты ныне оказал для меня милость».

Апостол, с радостью согласившись на его просьбу, сказал:

– Пусть Господь даст тебе хлеб жизни, – хлеб небесный.

И человек тот, взяв тотчас Апостола, с великою радостью

ввел его в дом свой. Войдя в дом, святой Марк сказал:

– Благословение Господне да будет здесь! Помолимся, братия, к Богу.

И все вместе сотворили молитву к Богу. Когда после молитвы сели за трапезу, сапожник, любезно начав беседу, спросил святого:

– Отче! кто ты? И откуда такая сила в твоем слове?

Святой Марк ответил:

– Я раб Господа Иисуса Христа, Сына Божия.

Человек тот сказал:

– Хотел бы я видеть сего Сына Божия.

Святой Марк ответил:

– Я покажу тебе Его!

s N7NN+7IzeWJMk3ccaloBQae8npzhcOsvuyOQlKXTcvYOOSyYoBXbTXPFWeZylMYpJFIoLnEYcw4n xpIa0cpEfUBXNoOPVuYio2FBqrs0yPZVdWDxkwHii0k6zSF2ugbSL6Ek/2f7YZgUnr16WHT5RwTL pRcWoIwGMwdKV2edNS1dgYmGff0m3gAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAu+VIlAUBAAAeAgAA EwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQCtMD/x wQAAADIBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAADYBAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQBc7Aee zQMAAGALAAAfAAAAAAAAAAAAAAAAACACAABjbGlwYm9hcmQvZHJhd2luZ3MvZHJhd2luZzEueG1s UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhANSSZ874BgAAahwAABoAAAAAAAAAAAAAAAAAKgYAAGNsaXBib2FyZC90 aGVtZS90aGVtZTEueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAJxmRkG7AAAAJAEAACoAAAAAAAAAAAAAAAAA Wg0AAGNsaXBib2FyZC9kcmF3aW5ncy9fcmVscy9kcmF3aW5nMS54bWwucmVsc1BLBQYAAAAABQAF AGcBAABdDgAAAAA= " fillcolor="white [3201]" stroked="f" strokeweight=".5pt">

Собор Святого Марка в Венеции
И начал благовествовать Евангелие Иисуса Христа и изъяснять из пророков то, что было предречено ими о Господе нашем. Человек тот, слушая его проповедь, сказал:

– Я никогда не слыхал того Писания, какое ты мне изъясняешь; я слышал только из Илиады, Одиссеи и из того, что изучают египетские юноши.

Тогда святой Марк, продолжая проповедь о Христе, со всею ясностью показал ему, что мудрость века сего есть «буйство» перед Богом. Человек же тот уверовал во все то, что говорил ему святой Марк, и, видя чудеса его, крестился сам и с ним крестился весь дом его, а вместе с ними крестилось великое

---------------------------------------- СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ МАРК ----------------------------------------- 5

множество людей той местности. Имя этому человеку было Анания. Число

верующих умножалось там день ото дня. Тогда начальники города, услыхав, что некий галилеянин, пришедший к ним, хулит их богов и возбраняет приносить им жертвы, искали убить святого Марка и собрались для совещания о том, как захватить его. Святой Марк, узнав об этом их решении, поспешил поставить для верующих епископом Ананию и трех, семь диаконов и одиннадцать клириков для церковной службы и, бежав оттуда, пришел опять в Пентаполь. Пробыв здесь два года, утвердив бывшую там братию и поставив в окрестных странах и городах епископов, пресвитеров и клириков, св. Марк возвратился опять в Александрию.

АНГЕЛ И ГОСПОДЬ ЯВИЛИСЬ ЕМУ

Рака с мощами св. апостола Марка в соборе Сан-Марко
Эллинские градоначальники, узнав о пребывании святого Марка в их городе и слыша о том, что он творит великие чудеса: болящих исцеляет, глухим возвращает слух, слепым подает прозрение, воспылали на него ненавистью и завистью, и искали его. Долго не находя его, они, собираясь в своих языческих храмах, со скрежетом зубов, гневно восклицали: «О какое беспокойство причиняет нам этот волхв и чародей!»

Приближался пресветлый праздник Пасхи. И вот 24 апреля в день светлого Христова Воскресения, с которым на этот раз совпал языческий праздник в честь Сераписа, язычники нашли случай захватить святого Марка. Святого влекли по земле, усыпанной острыми камнями, так что тело его, терзаемое по камням, покрылось ранами, и кровь, обильно истекавшая из них, обагрила весь путь. Истерзанного таким образом святого нечестивые язычники ввергли в темницу, а сами, при наступлении вечера, собрались на совет о том, какой смерти предать его. В полночь Апостолу – мученику явился Ангел Господень и укрепил его на подвиг мученичества извещением о предстоящем ему блаженстве на небе; затем и Сам Господь Иисус Христос явился ему, утешив его Своим явлением. На следующее утро неистовая толпа язычников извлекла Апостола из темницы и влачила его по улицам города. Святой не вынес таких терзаний и вскоре скончался, благодаря Бога, молясь к Нему и говоря: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой!»

Неутолимая злоба язычников не удовольствовалась смертью Апостола: они решились сжечь его тело. Уже разведен был огонь, как вдруг внезапный мрак, страшный гром, землетрясение, дождь и град рассеяли толпу нечестивцев, а дождь погасил огонь. Благочестивые же христиане, с благоговением взяв тело святого, погребли его в каменном гробе на месте молитвенных своих собраний.

Над мощами святого Марка в 310 году построена была церковь, и они оставались в Александрии до IX века. Затем перенесены были в Венецию, близ которой (в Аквилее) он некоторое время подвизался в проповеди Евангелия: там они почивают и до сего времени в великолепном храме, посвященном его имени. Здесь хранится весьма древняя рукопись Евангелие от Марка, написанная, на тонком египетском папирусе, по преданию рукою самого Евангелиста.

Источники: 1) Жития святых свт.Димитрия Ростовского (в сокращении): https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/370

2) https://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1123101 (текст и иллюстрации)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: