ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие:
1. «Предлагаю немного физически размяться и встать в круг». После этого ведущий предлагает поздороваться сначала глазами, потом улыбками, руками, спинами и т.д. «Т.о. мы радуемся нашей встрече и поддерживаем друг друга (можно обнять друг друга, погладить по спине и др).
2. Предлагаю ближе познакомиться таким образом: выбрать любой предмет (из личных или предложенных) и от его имени рассказать о себе: о стремлениях, смысле жизни.
Упражнение «Жизнь»
Участникам предлагается закончить предложение: «Жизнь прекрасна, потому что…» Ведущий должен создать атмосферу оптимизма, развить в участниках умение видеть позитивное.
УПРАЖНЕНИЕ «ЛИНИЯ ЖИЗНИ»
Участникам предлагается провести линию своей жизни на листе, разделённом пунктиром посередине на верхнюю и нижнюю половины. Когда линия будет заходить за пунктир на верхнюю половину, это будет связано с позитивными событиями жизни, с успехами и радостями. Когда линия будет ниже пунктира, то это будет отражать неудачи, горе, негативный опыт. Участникам предлагается нарисовать линию своей жизни, включая всё прошлое, от рождения до настоящего, и будущее, как они представляют себе его, до самой смерти, а также отметить точку сегодняшнего дня.
При обсуждении обращается внимание, на что ориентируется подросток, линия находится больше в верхней или нижней части листа, насколько много перепадов линии. Диапазон отклонений от горизонта – это трудности и радости, но это и богатый опыт, который можно учесть, чтобы двигаться более прямо и «высоко».
ИГРА «УДАРЫСУДЬБЫ»
Участники игры становятся в два ряда друг напротив друга на расстоянии нескольких метров. Один из участников должен пробежать между двумя рядами, а остальные ребята во время его движения кидают в него комки бумаги (мячики), изображая удары судьбы, которые поджидают его в жизни. Задача игрока – добежать до цели (конца рядов), старательно уклоняясь от «ударов судьбы» или адекватно, спокойно на них реагируя. На месте бегущего «под ударами судьбы» игрока должен побывать каждый из участников.
|
Вопросы после игры:
• Какие трудности были при выполнении этого задания?
• Какие чувства возникали в процессе игры?
Ведущий должен подвести участников к выводу о том, что человек при ударах судьбы не должен быть как глина, а должен реагировать как резиновый мяч. Глина при ударе сплющивается, а мяч, ударяясь, отскакивает и остается таким же. Так же и неприятности должны не «сплющивать» нас, а лишь делать сильнее и выносливее.
ИГРА «Восковая свеча»
Теперь давайте окажем поддержку друг другу и сделаем упражнение на доверие.
ИГРА «Проблемные ситуации»
Ведущий бросает мяч и формулирует ситуацию, а участник отвечает позитивно. Если группа не соглашается, то ребенок снова отвечает, и так до тех пор, пока не найдет позитивный способ разрешения проблемы.
Примеры ситуаций:
P поругался с другом;
P поскользнулся и упал в людном месте;
P услышал оскорбление в свой адрес
P напала грусть и тоска
Ведущий должен сделать вывод: не бойтесь трудностей. У каждого человека всегда есть выбор: делать что-то легкое или то, что труднее. Главное, чтобы принятое решение вело вверх, а не тянуло вниз, чтобы после решения проблемы вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужно только осознание необходимости самосовершенствования и вера, что вы можете изменить себя.
|
ИГРА «ТОЛКНИ МЕНЯ»
(эффективный метод осознания способности к внутреннему равновесию)
Правила игры. Играющие становятся лицом друг к другу на расстоянии около метра. Вытянув руки перед собой (ладони вперед, пальцы направлены вверх), играющий соприкасается с ладонями партнера. Во время игры можно наклоняться вперед или назад, но нельзя сдвигать ноги с места. Если один из играющих сдвинул ногу, это квалифицируется как потеря равновесия и, следовательно, проигрыш. Итак, первое правило - ноги с места не сдвигать. Второе - соприкасаться можно только с ладонями партнера. Дотронуться до какой-либо другой части тела считается проигрышем. Можно отталкивать ладони партнера с любой силой или же отводить свои ладони в сторону, прекращая контакт. Вот и вся премудрость. Победа в этой игре достигается не за счет поражения противника, а за счет удержания собственного равновесия.
Цель игры не в том, чтобы один стал победителем, а другой - побежденным, а в том, чтобы избежать потери равновесия. Победить может один из партнеров, оба, или же ни один из них. Самый благоприятный исход игры - когда равновесие удержали оба партнера. Чтобы играть в эту игру, надо сохранять определенный уровень физического равновесия. Однако мы часто теряем равновесие из-за неуравновешенности в мыслях или эмоциях.
Игра. Подход 1. Физическая неуравновешенность ведет к эмоциональной. Представьте себе, например, что поначалу вы энергично подались вперед, надеясь с силой оттолкнуть ладони противника, а он попросту убрал руки. Вы покачнулись и чуть не упали, чем вызвали у него взрыв хохота. Это, несомненно, разозлило вас.
|
Подход 2. Эмоциональная неуравновешенность ведет к физической. Досадная неудача породила в вас желание победить во что бы то ни стало и посмеяться над противником так же, как он посмеялся над вами. Эта идея обязательно скажется на стиле вашей игры. Желание победить проявится в напряжении мышц, в попытках толкнуть противника сильнее, чем требуется. Если он заметит это, то опять уберет руки, чтобы дать вам возможность вновь потерять равновесие из-за большего, чем надо, усилия.
Подход 3. Физическая напряженность ведет к потере равновесия. Вы можете потерять равновесие и когда противостоите усилию противника: если у вас чрезмерно напряжены плечи, поясница, бедра или колени. Таким образом, вы узнаете на собственном опыте, что легко потерять равновесие из-за физического напряжения или под влиянием определенных мыслей и чувств, особенно когда вы теряете над ними контроль.
При обсуждении игры необходимо сделать вывод о важности развития у себя способности к внутреннему равновесию, физическому и эмоциональному. Внутреннее равновесие является значимой составляющей такого качества как жизнестойкость человека, помогающей ему успешно преодолевать все жизненные трудности и испытания. Когда человек уравновешен, он легче справляется с возникающими в его жизни проблемами и трудными ситуациями.
Однако порой в жизни бывают такие ситуации, когда человеку, несмотря на всю его выносливость, уравновешенность и жизнестойкость, оказывается не под силу справиться с проблемами одному.
ШЕРРИНГ
УПРАЖНЕНИЕ «Я И МОЙ МИР ВОКРУГ МЕНЯ»
Цель: изображение и осознание подростком значимых сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром.
Инструкция: «Возьмите лист бумаги. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте тех, с кем вам приходится общаться, взаимодействовать – ваш социальный мир. Нарисовали? Теперь в центре нарисуйте себя. Отметьте на своём рисунке знаком «+» положительные связи (с кем вам приятно взаимодействовать) и знаком «-» - отрицательные связи (с кем неприятно взаимодействовать)».
Обсуждение: Расскажите что-нибудь о своём рисунке. Есть ли разделяющая граница между тобой и окружающим миром? К кому из окружения ты обращён на рисунке? Как ты взаимодействуешь с теми, кто нарисован вокруг тебя? Кто из твоего окружения для тебя наиболее важен, а кто – наименее? Что это для тебя значит?
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ (участники занятия должны заполнить таблицу).
Вопросы | Ответы |
Кто из твоих близких может тебе помочь в трудной ситуации? В чем должна заключаться эта помощь? Кому ты можешь помочь? В какой проблеме или ситуации? Чем ты можешь помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации? |
Необходимо обсудить с участниками их ответы, подчеркнуть то, что ребята нужны многим людям, и окружающие могут оказать им помощь в трудной ситуации.