Образование Корейской Народной Республики




 

Согласившись ранним утром 15-го августа[11], Ё Ун Хён выдвинул значительный комплекс требований, которые японцы были вынуждены принять. В обмен на согласие решить проблему он потребовал освободить заключенных по всей стране, обеспечить страну продовольствие на три месяца, никакого вмешательства в поддержании мира или в действия корейцев по достижению независимости и никакого вмешательства в обучение студентов, рабочих и крестьян.

16 августа 1945 г. Ё выступил перед народом, изложил содержание переговоров с японцами и объявил о создании Комитета по подготовке строительства государства (Конгук чунби вивонхве, сокращенно «Кончжун »)[12]. Заместителем Ё в комитете стал Ан Чжэ Хон – представитель умеренных правых.

Для обеспечения безопасности в стране был организован «Отряд по обеспечению безопасности» (Чхиандэ), а по всей стране по инициативе местного населения возникло 145 его отделений Шестнадцать тысяч политзаключенных были выпущены из тюрем. Началась подготовка к земельной реформе. Были созданы Народные Комитеты на местах, куда вошли представители всех корейских политических течений.

С точки зрения Шабшиной, ситуация выглядела так. Государственный аппарат, силовые структуры, СМИ и командные высоты в экономике оставались в руках японцев, которые воздерживались от активных действий. Хотя с 17 августа японцы организовали усиленную охрану всех важных объектов в столице, они опасались появляться на улице без нужды и часто переодевались в корейскую одежду, чтобы их не опознали. Японские патрули несли службу по городу, но ни во что не вмешивались. Только отбивали своих граждан в случае, если им угрожала опасность[13].

Широкие массы не имели ни средств, ни оружия и часто были вооружены деревянными ружьями. Однако постепенно народные комитеты захватывали власть, устанавливали контроль над фабриками и заводами, а также – над положением в деревне[14]. Массовые стотысячные демонстрации были хорошим индикатором их поддержки.

Беспорядки и столкновения с японцами в целом удалось предотвратить, и волны погромов, которых боялась японская администрация, не было. Однако массами Комитет Ё Ун Хёна воспринимался как преемник японского генерал-губернаторства. Разнообразные комитеты на местах признавали себя его отделениями, однако между центром и этими комитетами не было никаких связей и контроля. Как пишет Н. Ким-Плотникова, «если и можно говорить о подчинении, то не в смысле организации, а в смысле одобрения и признания задач… как обязательную для исполнения на местном уровне». Обычно народные комитеты разоружали полицию, реквизировали имущество японцев и предателей, организовывали самоуправление на предприятиях.

Правые, однако, не признали Ё, считая, что новое правительство должно быть создано на базе Шанхайского правительства в изгнании, хотя Ё искал сотрудничества со всеми группировками и предлагал контакты всем. Они полагали, что Кончжун имеет право заниматься поддержанием порядка в переходный период, но не является ни партией, ни правительством, имеющим право решать вопросы будущего устройства страны. Более того, затем они использовали этот момент для того, чтобы обвинять Ё в сотрудничестве с японцами[15].

По мнению же Ё Ун Хёна, это Временное правительство не имело однозначной легитимности, так как а) долго действовало за пределами Кореи и не имело массовой поддержки в народе; б) было не единственной организацией такого типа; в) передача власти Шанхайскому временному правительству означает игнорирование тех, кто занимался революционной деятельностью в собственно Корее[16].

В результате после реорганизации «Комитета» 3 сентября 1945 г. его большинство составили левые, а правые и правоцентристы покинули организацию. Ан передал свои полномочия умеренно-левому Хо Хону.

6 сентября 1945 г. на съезде народных комитетов (около тысячи делегатов) была провозглашена Корейская Народная Республика (Чосон инмин конхвагук) и избран Центральный Народный Комитет[17]. Съезд принял программу, которая предусматривала «отмену колониальных законов, конфискацию земель японских империалистов и корейских национал-предателей[18], и бесплатную передачу их крестьянам; национализацию принадлежавших колонизаторам и их корейским пособникам предприятий, банков, средств транспорта и связи, ликвидацию остатков японского колониального режима, обеспечение политических свобод (слова, печати, организаций, собраний), установления равноправия женщин и др.» [19].

Народная Республика предполагала ликвидацию японской системы права, конфискацию земель японцев и национальных предателей национализацию их имущества и распределение земли между крестьянами, госконтроль на предприятиях, выпускающих жизненно необходимые продукты (коммерческие организации воспринимались как своего рода «масло на хлеб»), свобода слова, печати и т. д. для всех, кроме национальных предателей, установление восьмичасового рабочего дня и минимальной зарплаты, запрет детского труда, проведение независимого внешнеполитического курса[20].

 

Состав правительства КНР был достаточно интересным. Для организаторов республики было характерно приглашение на должности министров людей из-за границы и из числа патриархов борьбы за независимость. Целый ряд видных корейских деятелей, - Ли Сын Ман, Ким Гу, Ким Гю Сик, Ким Вон Бон, Чо Ман Сик и даже Ким Сон Су – были зачислены в руководство Республики без их собственного на то согласия и, по некоторым сведениям, даже без оповещения об этом. Из них помимо почетного президента Ли Сын Мана, в правительство должны были войти Ким Гу в должности министра внутренних дел, Ким Гю Сик - в должности министра иностранных дел и Ким Вон Бон – в должности министра обороны. Ким Сон Су должен был быть министром образования,а Чо Ман Сик – министром финансов. Их действующими заместителями, однако, были коммунисты или левые радикалы[21]. Сам Ё Ун Хён оказался в роли вице-президента, а премьер-министром был Хо Хон[22]. М. Гастингс упоминает, что в КНР кооптировали и Ким Ир Сена, однако эта информация никак не подтверждается[23].

 

Можно обратить внимание на то, что Ё Ун Хён пытался собрать в руководство Республики всех, кто имел в Корее какой-то политический вес независимо от политической позиции. Или он рассчитывал на то, что ради строительства своей родины представители разных политический фракций смогут найти общий язык, или он изначально выстраивал систему, при которой приглашенные министры будут в роли в роли свадебных генералов.

 

Таким образом, в течение двух недель на территории Южной Кореи существовало правительство, обладающее определенной легитимностью и успевшее провести комплекс мероприятий, усиливших левый уклон. С другой стороны, власти Корейской Народной Республики действительно приняли комплекс мер для того, чтобы остановить погромы синтоистских храмов или избиение тех, кто работал на японцев.

Недолговечность КНР понятна. Против Корейской Народной Республики были как американцы, так и правые националисты. Правительство Ё Ун Хёна быстро перестало поддерживать японцы – как только поняли, что в Южную Корею войдут не советские, а американские войска. Выдвижение в президенты Ли Сын Мана не прибавило КНР доверия со стороны СССР[24].

В этом смысле очень интересны мнения историков, представляющих ангажированные точки зрения. По мнению Хан Ён У, кратковременность существования Корейской Народной Республики можно объяснить прежде всего слабым участием в ее правительстве правых сил. А Ф. И. Шабшина считает, что поддержка коммунистами кандидатуры Ли Сын Мана на пост президента республики (от которого, кстати, он отказался) говорила о недостаточной зрелости южнокорейских левых и их непоследовательности. Интересно, что впоследствии южнокорейские коммунисты заявляли, что это был хитрый план, и что сделалось это для того, чтобы Ли Сын Ман затем разоблачил себя (Корея глазами россиян, с. 354), так как его имя было весьма популярно в корейских буржуазных кругах.

Наконец, дал себя знать принцип «сборной солянки», и правительство поразили фракционная борьба и тенденция к умствованиям вместо действий.

В результате в Северной Корее Народные Комитеты были признаны советской властью и в течение августа-декабря 1945 г. инкорпорированы в созданные структуры власти. На Юге Корейская Народная Республика фактически просуществовала до 1946 г., ибо даже после разгона американцами центрального аппарата Народные Комитеты продолжали осуществлять свою власть на местах до той поры, пока в тот или иной отдаленный регион не наведывались разгонявшие их представители американской администрации.

По мнению ряда специалистов, в том числе и правых, «идя на конфронтацию с народной республикой, Ходж разрушил первую в современной истории и самую перспективную возможность национального единства Кореи»[25]. Целый ряд последующих проблем был итогом данного неверного решения.

 


[1] Henderson. С. 114.

[2] Корея глазами россиян (1895-1945). С. 344.

[3] Henderson. С. 115.

[4] Henderson. С. 412.

[5] Tradition and Transformation in Korea. Choong Soon Kim.С. 77.

[6] Ким Н. Н.С. 15.

[7] Cumings B. Korea’s place... С. 191.

[8] Ким Н. Н.С. 30.

[9] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том II С. 143.

[10] Ким Н. Н.С. 38-39.

[11] Кстати, ведя переговоры с Ё Ун Хёном, японцы упирали на то, что иначе вся территория будет под русскими. Когда японцы узнали, что страна будет поделена поровну, они попытались ограничить полномочия КНР, но было поздно. Заметим: мало кто кроме Хендерсона упоминает об этом факте.

[12] Ким Н. Н.С. 16.

[13] Корея глазами россиян (1895-1945). С. 345.

[14] Корея глазами россиян (1895-1945). С. 351.

[15] Это достаточно важно, потому что социальное напряжение в обществе было велико, а лица, связанные с оккупационным режимом (пресловутая чхинильпха – букв. «прояпонская фракция»), были достаточно большой частью общества, но при этом были объектом ненависти. Не случайно и левые, и правые в своих заявлениях уделяли большое внимание вопросу о национальных предателях и необходимости их наказания. При этом подобные националистические интересы накладывались на классовые, так как к прояпонским элементам во многом относились те, кто имел высокий имущественный статус.

[16] Ким Н. Н.с. 25

[17] Заметим, что подобный орган в течение длительного времени существовал в структуре государственной власти Северной Кореи.

[18] Определение прояпонских элементов и национальных предателей казалось очень простым и не требующим специальных формулировок.

 

[19] Корея глазами россиян, с. 353

[20] Ким Н. Н.С. 34.

[21] Henderson. С. 119.

[22] Tradition and Transformation in Korea. Choong Soon Kim.С. 352.

[23] Hastings, Max. The Korean War.С. 31

[24] Существует «легенда», что в начале 1930-х гг. Ли Сын Ман пытался договариваться и с Коминтерном, однако, с подачи тех, кто помнил его действия в 1920-е годы, в поддержке ему отказали, и с этого времени Ли стал занимать яростную антирусскую позицию. В Советском Союзе ему платили взаимностью, и отказ СССР поддерживать Корейскую Народную Республику был вызван именно тем, что Ё Ун Хён со товарищи предложил занять пост президента именно Ли Сын Ману, в результате чего в СССР решили, что все руководящие кадры республики состоят из лиц подобного рода.

[25] Стьюк Уильям. Корейская война. С. 45



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: