Функции сетевого управления




Методические указания

Система управления телеинфокоммуникационными ресурсами была впервые рекомендована Международным союзом электросвязи (МСЭ) в 1988 году в качестве совокупной реализации готовых к употреблению в системах управления телеинфокоммуникациями с применением телефонов и компьютеров. и получила название Telecommunication Management Network (TMN), а в переводе на русский язык Сеть Управления Телеинфокоммуникациями. Первая рекомендация имела название М3010. Затем в 1992 г. была выпущена целая серия рекомендаций (М3100, М3200, М3300, М.3400 и др.). С этого момента начинается отсчет внедрения системы управления TMN в сетях телеинфокоммуникационных ресурсов. Сейчас это уже целый набор конкретных систем управления (СУ) в концепции TMN Многообразие типов информационных сетей и производимого для них оборудования, а также стремление пользователей одних сетей взаимодействовать с пользователями других сетей вызывают настоятельную необходимость в организации совместной работы этих сетей и соответствующих СУ. Такое требование рынка является движущей силой процесса стандартизации СУ.

Вопросами стандартизации СУ сетями связи занимаются такие организации, как Международная организация по стандартизации (ИСО), Сектор стандартизации электросвязи Международного союза электросвязи (МСЭ-Т) и Координационный совет сети Internet (Internet Activities Board, IAB). При этом они опираются на разработки в этой области ведущих фирм, среди которых можно назвать следующие продукты: NetView фирмы IBM, OpenView фирмы Hewlett-Packard, EMA (Enterprise Management Architecture) фирмы DEC, UNMA (Unified Network Management Architecture) фирмы AT&T. Причем каждая фирма стремится навязать международным организациям свои стандарты.

Модель СУ, предложенная OSI, основана на модели взаимодействия открытых систем и концепции распределенных процессов управления, взаимодействующих друг с другом. Согласно модели OSI управление объектами осуществляется с помощью управляющих процессов. Управляемый объект, имеющий свои атрибуты, трактуется как ресурс, которым надо управлять. Управление объектом осуществляется набором операций, которые могут быть выполнены над ним и оказать влияние, как на сам объект, так и на его свойства. В рамках модели TMN разработаны два стандарта: CMIP (Common Management Information Protocol) и CMIS (Common Management Information Service). Они специфицируют общий набор протоколов и услуг, обеспечивающих обмен информацией между управляющим процессом и управляемым ресурсом. Информационная модель СУ использует объектно-ориентированный подход. В качестве исходного стандарта использовался простой протокол сетевого управления SNMP (Simple Network Management Protocol).

В рекомендации МСЭ-Т М.3010, принятой в 1988 г., а также в развивающих ее рекомендациях серии М.3000, принятых в 1992 г., предложена концепция организации СУ сетями электросвязи, опирающаяся на стек OSI. Рассмотрим суть этих рекомендаций.

Общие принципы TMN

 
 

В рекомендации МСЭ-Т М.3010 излагаются общие принципы планирования, функционирования и технического обслуживания сети управления электросвязью TMN (Telecommunications Management Network). Целью TMN является оказание помощи компаниям-операторам в управлении сетями электросвязи, основным принципом — обеспечение организационной структуры сети для взаимодействия различных типов операционных систем и аппаратуры электросвязи с использованием стандартных протоколов и интерфейсов. На рис. 1 представлена взаимосвязь между TMN и сетью электросвязи. Операционные системы поддержки операций осуществляют обработку всей информации, необходимой для выполнения функций управления. Рабочие станции обеспечивают пользовательский интерфейс, посредством которого обслуживающий персонал взаимодействует с сетью управления. Сеть передачи данных предназначена для организации связи между сетевыми элементами, операционными системами и другими компонентами TMN. TMN может быть как весьма простым соединением между операционной системой и отдельным устройством электросвязи, так и огромной сетью, объединяющей множество операционных систем и разную аппаратуру электросвязи.

TMN является самостоятельной сетью, имеющей интерфейсы с сетью электросвязи в нескольких точках для получения информации и управления ее работой. Однако для обеспечения своих соединений TMN нередко использует часть сети электросвязи.

Ниже приведены примеры сетей и сетевых элементов, которые могут управляться с помощью TMN:

- сети общего и частного пользования, в том числе узкополосные и широкополосные сети с интеграцией услуг (ISDN), сети подвижной связи, интеллектуальные сети;

- сама сеть TMN;

- оконечная аппаратура систем передачи (мультиплексоры, аппаратура кроссовой коммутации, преобразовательная аппаратура и т. д.);

- цифровые и аналоговые системы передачи (кабельные, волоконно-оптические, радио, спутниковые и т. д.);

- системы восстановления;

- цифровые и аналоговые коммутационные станции;

- системы сигнализации;

- УАТС и оконечное абонентское оборудование;

- терминалы пользователей сетей с интеграцией услуг;

- программные средства, обеспечивающие услуги связи (программные средства коммутации, каталоги, базы данных и т. д.);

- вспомогательные системы (испытательные модули, системы электропитания и аварийной сигнализации внутри здания, кондиционеры и т. д.).

Уровни управления сетью

Система управления сетью строится иерархически и имеет следующие уровни (снизу вверх): сетевых элементов; управления элементами; управления сетью; управления обслуживанием; административного управления (рис. 2). Самый нижний уровень представляет собой саму сеть связи, т. е. объект управления.

Каждый последующий уровень имеет более высокую степень обобщения, чем предыдущий. Информация о состоянии каждого уровня передается наверх, а оттуда вниз поступают управляющие воздействия. Степень автоматизации управления может быть различной, обычно автоматизированные процедуры сочетаются с ручными. Как правило, чем выше уровень иерархии управления, тем ниже его степень автоматизации.

Уровень управления элементами включает в себя контроль, отображение параметров работы, техническое обслуживание, тестирование, конфигурирование применительно к отдельным элементам или некоторым их подмножествам.

Уровень сетевого управления позволяет охватить единым взглядом всю сеть, контролируя подмножества сетевых элементов в их взаимосвязи между собой и управляя всеми сетевыми ресурсами.

Уровень управления обслуживанием, в отличие от всех нижележащих уровней, которые непосредственно связаны с сетью, т. е. с техническими средствами, “обращен лицом” к пользователю. Здесь принимаются решения по предоставлению и прекращению услуг, ведутся соответствующие планирования и учет и т. п. Ключевым фактором на этом уровне является обеспечение качества обслуживания.

На уровне административного управления обеспечивается функционирование компании-оператора сети связи. Здесь решаются организационные и финансовые вопросы, осуществляется взаимодействие с компаниями-операторами других сетей связи.

Разработанные и предлагаемые ведущими фирмами СУ сетями связи реализуют функции уровней не выше уровня управления элементами или управления сетью, а в отдельных случаях — управления обслуживанием.

Функции сетевого управления

Все функции, связанные с управлением, можно разбить на общие и прикладные. Общие функции обеспечивают поддержку прикладных и включают в себя, например, передачу информации между элементами сети связи и системы управления, хранение информации, ее отображение, сортировку, поиск и т. п.

Прикладные функции в соответствии с классификацией стека ISO делятся на пять категорий (рис. 3): управление конфигурацией, качеством работы, устранением неисправностей, расчетами, безопасностью. Рассмотрим их более подробно.

Управление конфигурацией обеспечивает инвентаризацию сетевых элементов (тип, местонахождение, идентификатор и т. п.); включение элементов в работу, их конфигурирование и вывод из рабочего состояния; установление и изменение физических соединений между элементами.


Цель управления качеством работы — контроль и поддержание на требуемом уровне основных характеристик сети. Эта категория функций управления предполагает сбор, обработку, регистрацию, хранение и отображение статистических данных о работе сети и ее элементов, выявление тенденций в их поведении и предупреждение о возможных нарушениях в работе.

Управление устранением неисправностей обеспечивает обнаружение и определение местоположения неисправностей в сети, их регистрацию; доведение соответствующей информации до обслуживающего персонала; выдачу рекомендаций по устранению неисправностей.

Управление расчетами контролирует степень использования сетевых ресурсов и поддерживает функции начисления платы за их использование.

Управление безопасностью сети необходимо для ее защиты от несанкционированного доступа. В эту категорию могут входить функции, обеспечивающие ограничение доступа посредством паролей, выдачу сигналов тревоги при попытках несанкционированного доступа, отключение нежелательных пользователей или даже криптографическую защиту информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: