Эмбриональный период онтогенеза




Эмбриональный период онтогенеза человека длится около 38 недель и заканчивается в норме рождением жизнеспособного плода. С момента рождения берет начало постэмбриональный период развития. Этот период длится до смерти.

Постэмбриональный период

Ряд биологов в составе постэмбрионального периода онтогенеза выделяют собственно постэмбриональный период (с момента рождения до момента приобретения половой зрелости) и период старения (от момента приобретения половой зрелости до смерти). Выделение этих периодов целесообразно в биологии, поскольку ряд организмов погибают сразу после размножения. В медицине же эти периоды выделять не принято, поскольку каждый здоровый человек достигает половой зрелости, а затем проходит период старения.

Типы онтогенеза

Различают прямой и непрямой онтогенез. Непрямой онтогенез характерен для насекомых, которые проходят стадию личинки. В медицине знание непрямого онтогенеза некоторых насекомых имеет большое значение, поскольку многие насекомые являются паразитами человека.

Для человека же характерен прямой онтогенез. Прямой онтогенез в свою очередь делится на неличинковый и внутриутробный. Неличинковый сводится к развитию взрослой особи из яйца без прохождения стадии личинки. Внутриутробный прямой онтогенез характерен для человека.

 

 

7. Гетерохронность развития, периодичность и непрерывность развития систем организма.

 

Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.

 

Гетерохронность — асинхронность фаз развития отдельных органов и функций.

Гетерохрония, или разновременность (основа аллометричности), как мы уже заметили, проявляется в неодинаковой скорости созревания разных систем организма и разных признаков в пределах одной системы. Естественно, что на первых этапах онтогенеза созревают наиболее важные, жизненно необходимые системы.

 

Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма происходит неодновременно и неравномерно, т. е. гетерохронно (от греч. гете-рос — другой, хронос — время).

 

Гетерохронность развития не отрицает его гармоничности, поскольку неодновременное созревание морфо-функциональных систем организма обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функционирования целостного организма и оптимальное (гармоничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.

 

 

Непрерывность - рост отдельных органов и систем организма человека не бесконечен, он идет по так называемому ограниченному типу. Конечные величины каждого признака обусловлены генетически, то есть существует норма реакции. Но наш организм представляет собой открытую биологическую систему - это субъект постоянного непрерывного развития на протяжении всей жизни. Нет ни одного параметра (и не только биологического), который не находился бы на протяжении жизни в развитии или изменении.

 

Цикличность - хотя онтогенез является процессом непрерывным, темпы развития (скорости изменений признаков) могут существенно отличаться во времени. У человека существуют периоды активизации и торможения роста. Существует цикличность, связанная с сезонами года (например, увеличение длины тела происходит в основном в летние месяцы, а веса - осенью), а также - суточная (например, наибольшая активность роста приходится на ночные часы, когда наиболее активна секреция гормона роста (СТГ) и ряд других.

 

8. Схема возрастной периодизации развития. Акселерации и ретардация.

 

Акселерация развития (от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков.

Акселерация – это ускорение соматического, полового и психического развития – это определение из антропологии. Различают два вида акселерации – эпохальную (secular trend, присуще всему нынешнему поколению) и внутригрупповую, или индивидуальную – это ускоренное развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.

Причины акселерации:

1) научно-технический прогресс;

2) современные темпы жизни: урбанизация населения, обилие информации, присущее крупным городам;

3) миграция населения и увеличение количества смешанных браков (первое поколение обычно физически сильнее);

4) улучшение санитарно-гигиенических и материальных условий жизни;

5) повышение качества питания и медицинского обслуживания;

5) увеличение радиактивного фона в результате военных, технических и природных процессов.

Минусы акселерации

Нередко акселераты страдают от собственого развития. Все потому, что этому явлению свойственно несоответствие между уровнями физического и психического развития.

Ретардация развития (от лат. retardatio — замедление, задержка) —задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. В психологии под ретардацией понимается отстставание в интеллектуальном развитии ребенка.

Причины

Явление ретардации мало изучено, но его существование свидетельствует в пользу теории циклической смены эпох акселерации (считается, что в последние 5 лет ее темпы замедлились) и ретардации развития.

Причины такой цикличности точно не установлены, но, по мнению ученых, это связано с несколькими факторами: увеличением солнечной активности, изменением климата на планете, с качеством питания и т. д. В целом причины можно разделить на эндогенные (врожденные и приобретенные) и экзогенные (вредное воздействие среды, низкий социальный уровень развития населения).

 

Понятие «ретардация» особенно важно при определении готовности ребенка к школе. Ведь от психофизиологического созревания зависит успеваемость и то, как будут складываться отношения со сверстниками. Зачастую дети с задержкой развития обучаются индивидуально.

 

Не стоит забывать также, что ретардация, как и акселерация, может быть гармоничной и негармоничной. Каждому ребенку присущ индивидуальный темп развития.

 

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

 

 

Периодов

  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период — 1 месяц- 1 год
  • Раннее детство — 1-3 год
  • Первое детство — 4-7 лет
  • Второе детство

мальчики 8-12 лет

девочки 8-11 лет

  • Подростковый период

юноши 13-16 лет

девушки 12-15 лет

  • Юношеский период

юноши 17-23 год

девушки 16-21 лет

  • Зрелый возраст (1 период)

мужчины 24-35 лет

женщины 22-35 лет

  • Зрелый возраст (2 период)

мужчины 36-60 лет

женщины 36-55 лет

  • Преклонный возраст

мужчины 61-74 года

женщины 56-74 года

  • Старческий возраст — 75-90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более

9. Понятие о норме в физиологии.

 

Физиология изучает жизнедеятельность организма в норме. Норма – это пределы оптимального функционирования живой системы, трактуется по-разному:

 

а) как средняя величина, характеризующая какую-либо совокупность событий, явлений, процессов,

б) как среднестатистическая величина,

в) как общепризнанное правило, образец.

 

Физиологическая норма это биологический оптимум жизнедеятельности; нормальный организм это оптимально функционирующая система. Под оптимальным функционированием живой системы, понимают наиболее согласованное и эффективное сочетание всех ее процессов, лучшее из реально возможных состояний, соответствующее определенным условиям деятельности этой системы.

 

Диапазон нормальных значений каждого показателя достаточно узок, а значения, выходящие за пределы этих диапазонов, обычно связаны с патологией.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: