Домашняя контрольная работа




 

ЗАДАНИЯ

1. Дайте орфографический комментарий слов с пропущенными буквами, с нераскрытыми скобками.

2.Выполните следующие виды лингвистического анализа:

[…]− фонетическая транскрипция отмеченного отрезка текста;

1 − фонетический разбор одного слова;

2 − морфемный разбор одного слова;

с/о − словообразовательный разбор одного слова;

3 − морфологический разбор четырехслов;

4 − синтаксический разбор одного простого предложения;

3. Перепишите предложение (или первое, если даны в варианте 2 предложения), расставляя знаки препинания. Приведите пунктуационный комментарий. Постройте линейную и блоковую схему многопредикативного сложного предложения.

 

Вариант 1

Что(бы) дышать воздухом3 этой зловещей эпохи надобно было с де..ствапр..способит(?)ся к этому ре..кому1 (н..)пр..рывному ветру (з,с)жит(?)ся с (н..)разреш..мыми сомнениями с горчайшими истинами с собстве(н,нн)ой слабостью4 с каждодневным оскорблениями2 надобно было с самого нежного де..ства приобрести привычку скрывать всё что3 волнует душу и (н..)только (н..)чего (н..)терять из того что в ней схоронил а напротив давать вызреть в безмолвномс/о гневе всему что ложилось3 на сердце [надо было уметь ненавидеть из любви пр..зирать из гумма(н,нн)ости надо было обладать безграничной гордостью чтобы с кандалами на руках и на ногах высоко3 держать голову]. (А. Герцен)

 

Вариант 2

Везде3 куда (н..)обращусь1 вижу что виноват (н..)указ но применитель указа стало быть наш же брат или виноват тем что поторопился2 желая (с)лишком скоро прославит(?)ся и схватить орденишку или виноват тем что (с)лишком (с)горяча рванулся желая (по)ру..комус/о обычаю показать свое сам..пожертвование (н..)ра..просясь разума (н..)ра..мотрев3 в жару самого дела стал им ворочать как знаток3 и (по)том (в)друг так(же) (по)русскому3 обычаю простыл увидевши (не)удачу или же виноват (на)конец тем что [(из)за какого(нибудь) оск..рбле(н,нн)ого мелкого честолюбия вс.. бросил и то место на котором было начал так благ..родно подвизаться (с,з)дал первому плуту пусть его грабит людей4]. (Н. Гоголь)

 

Вариант 3

Если(б) (В,в)ы могли представить себе всю грубость и грязь4[которая таится в глубине наших (О,о)бломовок потом в недрах казе(н,нн)ых и частных училищ (по)том в пустоте и разврате обществе(н,нн)ой жизни] где мелкое тщеславие зам..няло всякие3разумныес/остр..мления за отсутствием их где молодой человек задумывался над вопросом что ему делать или (н..)задумываясь1 пил ел волочился3 одевался франтом (по)том женился и (по)том направлял2 детей3 своих по(тому) же пути уча служить то(есть) занимать выгодные места и брать чины и насл..ждат..ся в ущерб чести нравстве(н,нн)ости и тому подобному так (В,в)ы сами(бы) хоть ( н..)много оправдали меня и может быть уд..вились(бы) что3 я еще (н..)потонул (со)всем. (И. Гончаров)

 


 

Вариант 4

[Гл..бокая наблюдательность Толстого которую отнюдь (н..)надо смеш..вать1 с острой проникнове(н,нн)остью психологического анализа Достоевского дает ему возможность] в самых разнообразных явлениях жизни и в действиях самых разн..родных людей3 подметить и изобразить стороны или3 черты уск..льзающие3 во вс..дневной жизни от взора читателя (И,и) последний остает..сяпораже(н,нн)ым их знаменательною правдивостью иногда (в)первые увидав вопл..ще(н,нн)ым2 в ярких художестве(н,нн)ых образах то что он много раз на своем веку видел3 но (н..)когда сознат..льно (н..)замечал. (А. Кони) Изредка по воде что-то струистос/о поблескивало4точно там вился серебристый уж. (А. Блок)

 

Вариант 5

По внешности с..стры до стра(н,нн)ого (н..)были схожи между3 собой (С,с)таршая Вера пошла в мать (красавицу)англичанку своей высокой гибкой фигурой нежным но холодным и гордым3 лиц..м прекрасными1 хотя довольно большими руками и той оч..роват..льной покатостью плеч(?) какую можно видеть на стари(н,нн)ых миниатюрах (М,м)ладшая Анна (на)оборот унаследовала3 монгол(?)скую кровь отца татарского князя (О,о)на была на (пол)головы ниже сестры (н..)сколько ш..рокая в плечах ж..вая и легк..мысле(н,нн)ая насмешница4[(Е,е)е грациозная (н..)красивость возбуждала и пр..влекалас/о внимание мужчин гораздо чаще3 и сильнее чем аристократич..ская2 красота ее сестры]. (И. Куприн)

 

Вариант 6

Сердечность1 жителей3 мягкие краски пейзажа дремл..щие в лесистых берегах тихие3 воды (Н,н)овгородских озер мирный вид ра..ыпа(н,нн)ых2 по взгорку крестьянских изб пусты(н,нн)ая дорога вьющаяся по уходящим к дальнему горизонту полям все что он (в)последстви.. так тепло3 передаст в своих картинах4 (н..)только (с,з)гладило3 остроту видений смерти близких и сиротства пленило навсегда художника постигшегощедростьс/о русской души [(И,и)менно эти два года проведе(н,нн)ые3 в глухой новгородской деревне куда двенадцатилетний Илья Глазунов был вывезен из блокирова(н,нн)ого Ленинграда сделали будущего художника]преда(н,нн)ым и убежде(н,нн)ымпевц..м русской земли певц..м ощутивш..м самое ее душу. (О. Волков)

 

Вариант 7

[Репин брал3 у живых знакомых людей лишь. нужную ему внешнюю1 оболочку характерное лицо подходящ..ю фигуру (Г,г)омерич..ский2 смех и выразительную улыбку]меланхолич..скую задумч..вость черты гнева и веселья создавая из них то царевича смертельнос/о ране(н,нн)ого Иоанном (Г,г)розным то палача остановле(н,нн)ого Николаем(угодником) за момент перед роковым ударом то дуэлянтов с секундантами и врач..м в офицерском поединке то этих (Г,г)оголевскихзапорожц..в с буйным весельем смакующих3 каждое соле(н,нн)ое и проперче(н,нн)ое словц..3 в своем коллективном послани.. турецкому султану4. (А. Куприн)

 

Вариант 8

[Твердыня за которую Нахимов отдал жизнь4 (н..)только стоила врагам (н..)пр..двиде(н,нн)ых ими ужасающих1 жертв но своим почти год дливш..мся отчая(н,нн)ымсопротивлениемс/о] которого реш..т..льно (н..)кто3не ожидал (н..)в Европе (н..)у нас совсем изменила вс.. былое ум..настроение (н..)приятельской коалиц..и заставила Наполеона III (н..)медле(н,нн)о после3 войны3 искать дружбы с Ро..ией принудила Англию отк..зат(?)ся от очень многих требований и претензий фактически2 свела к (н..)чтожному минимуму ру..кие потери при заключени.. мира и высоко вознесла3 моральный пр..стижру..кого народа. (Е. Тарле)

Вариант 9

История1 с..грала3 (н..)мало вариац..й на тему человек с душой талантом и политика почти всюду мелодия судьбы прозвучала драматично прозвучала где коротко где протяжно где чисто а где сумбурно2 и оставила свое эхо в фактах стра(н,нн)ых и загадочных событий словах душевных откр..вений и признаний фразах разговоров и писем страницах воспоминаний и дневников текстах философских3 трактатов вс.. это (за)частую просто вызывающе3 (н..)соответствует офиц..альным речам бумагам мифам и[вс..(же) именно здесь в больш..нстве своем сокрове(н,нн)о-личном именно в нем наполне(н,нн)ом душевною сумятиц..й а не в аранж..рова(н,нн)ой3бл..стающей но пустой офиц..альщине находят прибеж..ще]подли(н,нн)ые (по)настоящему чистые отзвукис/о былого времени отж..вш..й эпохи4. (В. Томсинов)

 

Вариант 10

Опыт научил Старцева мало(помалу) что пока3с обывателем играеш(?) в карты или закусываеш(?)2 с ним то это мирный бл..годушный и даже (н..)глупый человек но стоит только заговорить с ним о чём(нибудь) нес(?)едобном (на)пример о политике или науке как он становит(?)ся (в)тупик или заводит такую философию3 что остается только рукой махнуть и отойти. [Он думал о том что вот он достиг всего что было доступно человеку в его положении но вс..(же) (н..)вс.. было ясно чего(то) еще (н..)доставало] и вс.. еще казалось что нет у него чего(то) самого важного о чём смутнос/о мечталось1 когда(то) и в настоящ..м волну..т3 вс.. та(же) надежда на будущ..е3 какая была и в детстве и в академии и (за)границей4. (А. Чехов)

 

Вариант 11

(В)прочем если слово из улицы попало3 в книгу (н..)писатель виноват виноваты читатели и прежде всего читатели высшего общества от них первых (н..)услыш..ш(?) (н..)одного порядочногору..кого слова а французскими немецкими и английскими они пожалуй наделят в таком количестве что и (н..)захоч..ш(?) и наделят да(же) с сохранением всех3 возможных произношений (по)французскис/о в нос и картавя (по)английски произнесут1 как следует птице и да(же)3 физиономию (с,з)дела..т и да(же) посмеют(?)ся над тем кто (н..)сумеет (с,з)делать птич..ей физиономии а [вот только ру..ким3 (н..)чем (..)наделят разве из патриотизма выстро..т2 для себя на даче избу вру..ком вкусе4]. (Н. Гоголь)

 

 

План анализа простого предложения

1. Тип предложения по цели высказывания (функциональный тип).

2. Тип предложения по эмоциональной окраске.

3. Тип предложения по признаку утвердительности/отрицательности (разновидности отрицания).

4. Средства выражения частных значений предикативности (модальность, время, лицо). Тип объективной модальности (реальная/ирреальная); значения и средства выражения субъективной модальности.

5. Логико-синтаксический тип предложения (бытийное, тождества, именования, характеризации).

6. Актуальное членение (сформулировать латентный вопрос, показать границы темы и ремы).

7. Структурная схема предложения.

8. Тип предложения по наличию одного или двух грамматических составов; вид односоставного предложения по форме, способу выражения и семантике главного члена.

9. Тип предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов.

10. Тип предложения по лексическойзамещенности синтаксических позиций (полное, неполное, эллиптическое).

11. Тип предложения по наличию или отсутствию осложняющих элементов; чем осложнено.

12. Пунктуационный разбор (при наличии осложнения).

13. Разбор по членам предложения.

1. Выделить главные члены предложения и дать их характеристику:

1) подлежащее, способ его выражения;

2) сказуемое, его тип по структуре и морфологический природе; простое глагольное сказуемое – определить форму глагола; составное и сложное сказуемое – проанализировать составные части (их функция, способ выражения).

2. Присловные второстепенные члены предложения (сначала в группе подлежащего, затем в группе сказуемого) выделяются на уровне словосочетания с обязательной постановкой вопроса от главного слова; их характеристика:

1) дополнение – его тип по слову, от которого зависит, прямое или косвенное, способ выражения;

2) определение – согласованное или нет, способ выражения;

3) обстоятельство – разряд по значению, способ выражения.

3. Детерминанты – вид (обстоятельственное, субъектное, объектное), способ выражения.

ПРИМЕЧАНИЕ: особо отмечается

1) морфологизованность/неморфологизованность способа выражения всех членов предложения;

2) распространенность второстепенных членов предложения;

3) наличие у второстепенного члена синкретического синтаксического значения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: