Ход урока
I. Организационная часть. Самоопределение к деятельности. (1 – 2 минуты)
От жёлтого к зеленому
Потом наоборот
Ты на зеленый с желтого
переводи свой взгляд.
Слайд №1
- Сегодня мы отправляемся в путешествие к вершине Знаний. Для этого нам понадобятся все ваши знания и умения, чтобы справиться со всеми возможными препятствиями, которые могут встретиться на нашем пути. Нам нужно будет их преодолеть всем вместе, поэтому я прошу быть внимательными, доброжелательными друг к другу. Только все вместе мы можем все преодолеть.
- Вы готовы? Мы отправляемся за новыми знаниями.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Устный счет. (4–5 минут)
Учитель: Чтобы нам отправится в путешествие, нужно расшифровать слово, решив примеры.
Вслух проговариваю практические задания 1-8. По выбору спрашиваю одного учащегося из пары, который формулирует ответ на вопрос. Остальные проверяют. Если кто-то ошибается, выясняем правильный ответ.
Арифметический диктант (Учащиеся находят зашифрованное слово)
ПЗ 1 - 320 уменьшить в 8 раз. (40)
ПЗ 2 - Найдите произведение чисел 250 и 10. (2500)
ПЗ 3 - Частное чисел 900 и 9?(100)
ПЗ 4 - Первый множитель 800, второй множитель 3. Найдите произведение.(2400)
ПЗ 5- Делимое 450, делитель 5. Найдите частное.(90)
ПЗ 6 - Найдите разность чисел 500 и 8.(492)
ПЗ 7 - Уменьшаемое 940, вычитаемое 50. Чему равна разность? (890)
ПЗ 8 - 70 увеличить в 8 раз.(560)
Проверим ваши ответы.
(Слайд № 2)
ПЗ: - Распредели в таблице ответы по возрастанию
развернуть таблицу
д | в | и | ж | е | н | и | е |
развернуть таблицу
Учитель: Какое слово у вас получилось?Движение.
Учитель: Что такое движение?Это перемещение, какого либо объекта, на определенное расстояние.
III. Постановка учебной проблемы(4-5 минут)
Учитель: Установите соответствия между величинами и единицами измерения и соедините карточки парами.
Длина | кг |
Масса | л |
Объём | км |
Площадь | мин |
Скорость | м |
Время |
Ученики: Мера измерения длины – километр, Мера измерения массы – килограмм, Мера измерения объёма – литр, Мера измерения площади – квадратный метр, Мера измерения времени – минута.
ПЗ 1. Учитель: К какой величине вы не нашли единицу измерения?К скорости.
ПЗ 2. Учитель: Что вы знаете об этой величине? (ответы детей)
Учитель: Почему затрудняетесь ответить на мой вопрос? В чём трудности?С этой величиной мы не знакомы.
П.З 3. Учитель: Значит, сегодня мы будем учиться?Познакомимся с величиной – скорость, узнаем единицы измерения, узнаем о величинах, с которыми связана величина скорость.
Учитель: Какова же тема урока?Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
IV. Построение проекта выхода из затруднения и первичное закрепление во внешней речи (15 минут)
ПЗ 1.Учитель: Откройте учебник на странице 5. Прочитайте первую задачу у красной черты.
ПЗ 2.Учитель: Что значит “скорость движения легкового автомобиля 80 км/ч?В течении каждого часа автомобиль проходит 80 км/ч
ПЗ 3. Учитель: прочитайте вторую задачу у красной черты. Что значит “скорость движения космического корабля 8000 м/с. В течении каждой секунды космический корабль пролетит 8000 м, или 8 км.
ПЗ 4. Учитель: С какими величинами связана величина скорость?Величина связана с расстоянием и временем
ПЗ 5. Учитель: Какими буквами вы бы обозначили эти величины?(Выслушиваю ответы детей, но предлагаю общепринятые)
Учитель: Давайте записывать скорость буквой V. Расстояние буквой S. Время буквой t.
ПЗ 7. Учитель: Посмотрите внимательно на задачи. Какими же единицами измеряется скорость?Скорость измеряется мерами величины расстояния – километрами, метрами; и мерами времени – часами, минутами, секундами.
ПЗ 1. Учитель: прочитайте задачу №8 - Что известно в задаче?Скорость полёта аиста.
ПЗ 2. Учитель: В каких единицах дана скорость?В метрах и минутах.
ПЗ 3. Учитель: В каких единицах нужно найти ответ?В секундах.
Учитель: Должны ли мы что то предпринять?Мы должны перевесим минуты в секунды.Перевести минуты в секунды: в одной минуте 60 секунд.
ПЗ 5.Учитель: Какое действие нужно выполнить, чтобы узнать, какое расстояние пролетит аист за 1 секунду?Мы должны 600: 60 = 10(м/с)
ПЗ 6.Учитель: Запишите в тетрадь. Сформулируйте ответ.за 1 секунду аист пролетит 10м.
ПЗ. Учитель: Соедините картинку со значением скорость.
ПЗ 1. Учитель: Прочитайте задачи № 9 (1,2,3) Рассмотрите таблицу. Как называется первый столбец, второй, третий?Первый столбец – скорость, второй – время, третий – расстояние.
ПЗ 2. Учитель: Как вы думаете, как нужно найти скорость?Нужно пройденное расстояние разделить на время, которое затратили на прохождение этого пути.
ПЗ. Учитель: Решите первую задачу.записывают: 120:2 = 60 км/ч
Учитель: Как вы записали единицы измерения скорости?
Учитель: Нужно указать единицы расстояния и единицы времени. Как же это сделать?Краткая запись выглядит так км/ч, м/с, м/мин и т.д.
ПЗ 1.Учитель: Что известно в следующей задаче?Расстояние и время.
ПЗ 2.Учитель: Что нужно узнать?Скорость движения товарного поезда.
ПЗ 3.Учитель: Как найти скорость, зная расстояние и время.Нужно расстояние разделить на время
ПЗ 4.Учитель: Запишите решение. Сформулируйте ответ и запишите.Записывают: 120: 3 = (40км/ч). Ответ: поезд двигался со скоростью 40 км/ч
ПЗ 5. Учитель: Чем похожи задачи?Вопросами.: Сравните решение этих задач.сделайте вывод: как найти скорость движения?
Ученики: Чтобы найти скорость движения нужно пройденное расстояние разделить на время.
Учитель: Можно ли записать это формулой, если мы знаем, что скорость обозначается буквой V, расстояние буквой S, время буквой t. Какой?Запишем формулу V = S: t
Проводится проверка: сначала взаимопроверка(дети меняются карточками), затем коллективная:
ПЗ 1. Учитель: Прочитайте задачу на карточке.
Мотоциклист проехал 210 км. Сколько часов он был в пути, если ехал со скоростью 70 км/ ч?
ПЗ 2. Что известно в задаче? Что нужно найти?Расстояние и скорость – известны, найти нужно время.
Учитель: В каких мерах измеряется расстояние и скорость?: Расстояние измеряется в километрах, а скорость в км/ч.
ПЗ 3.Учитель: Как мы найдём время, если известны расстояние и скорость? В каких единицах мы его запишем?Нужно расстояние разделить на скорость. И время записать в часах.
ПЗ 4.Учитель: Как запишите решение? Сформулируете ответ? 210: 70 = 3 часа. Ответ: мотоциклист был в пути 3 часа.
Учитель: Как запишем это формулой?Запишем: t = S: V (на доске и в тетради)
ПЗ. Ученики:
ПЗ 1. Учитель: Давайте вместе узнаем, как найти расстояние. Прочитайте задачу на карточке.
Вертолёт летит со средней скоростью 200 км/ч. Какое расстояние он пролетит за 5 часов?
Проводится коллективный контроль:
ПЗ 2: Какая величина неизвестна? Какие величины известны в задаче?Найти нужно расстояние, известны - скорость и время.
ПЗ 3. Учитель: В каких единицах измерения даны скорость и время?: Скорость измеряется в км/ч, время в часах. В ответе расстояние будет в километрах.
Учитель: Как найдёте расстояние?Нужно скорость умножить на время.
ПЗ 4. Учитель: Проверьте решение у другой группы. Сформулируйте ответ.
Ученики: 200 х 5 = 1000. Ответ: вертолёт пролетит за 5 часов 1000 км.
Узу: Учитель: Как запишите это формулой?S = V t (Учитель записывает на доске, ученики в тетрадях)