Понятие об информационной войне




Конспекты по дисциплине «Информационная экология».

Введение в информационную экологию.

  1. трактовки термина «информационная экология» в зарубежной и отечественной литературе;
  2. проблемы, решаемые информационной экологией, современной, динамически развивающейся наукой;
  3. раскрыть содержание следующих сопутствующих терминов: информационная среда; информационная революция; «зелёная» революция; экологическое мышление; информационное загрязнение; человеко-ориентированная информатизация; психогигиена.

 

Информационная среда и её компоненты.

  1. Понятие информации, информационного пространства и информационной среды.
  2. Функции, структура и признаки информационных сред.
  3. Типология информационных сред (не менее 3-х типов классификаций).

 

Информационная революция и научно-технический прогресс.

  1. Информационные революции по А.И. Ракитову (пять) и Д. Белла (три).
  2. Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX вв. и причины его обеспечившие.
  3. Концепция информационного (постиндустриального) общества и его отличительные особенности.
  4. Понятие электронной демократии.

 

Информационная перегрузка, как результат информационной революции.

  1. Инфозагрязнение и загрязнение окружающей среды – черты сходства и различия.
  2. Последствия инфозагрязнения.
  3. Инфоперегрузка, как результат инфозагрязнения: определение, причины формирования.
  4. Значение интернета в возникновении инфоперегрузок: основные риски.

Термины:

информационный голод; информационный взрыв; ускорение движения информации; энтропия информационного пространства; бумажное загрязнение окружающей среды; период полураспада актуальных знаний; интернет-аддикция.

 

Способы манипулирования психическим сознанием масс

Конспект в форме таблицы.

Примеры желательно привести из реальной жизни (политика, религия, маркетинг и др. сферы жизни общества).

Способ Описание Примеры
     

В таблице должны быть описаны следующие способы манипулирования:

  1. Образ врага.
  2. Принцип первоочередности.
  3. Переориентация внимания.
  4. Эмоциональное заряжение.
  5. Эффект правдоподобия.
  6. Принцип контраста.
  7. Повторение.
  8. Искусственное присчитывание ситуации.
  9. Использование «лидеров мнений».
  10. Образ героя.
  11. «Очевидцы» событий.
  12. Удар на опережение.
  13. Эффект «информационного штурма».
  14. Обратный эффект.
  15. Экспрессивный удар.
  16. Правда — наполовину.
  17. Показная проблематика.
  18. Недоступность информации.
  19. Манипулятивное комментирование.

 

Пропаганда и искажение информационного поля.

  1. Понятие пропаганды. Соотношение понятий пропаганды и манипуляции психическим сознанием масс. Элементы процесса пропаганды.
  2. Формы пропаганды: по вызываемому эмоциональному ответу; по целевой направленности психологического воздействия; по типологии источника информации.
  3. Понятие и структура пропагандистского сообщения.

Практическая работа: анализ немецких и американских листовок

Поверхностный уровень Глубинный уровень Формы пропаганды
1915 год, Первая мировая война, немецкая листовка для русских солдат Возникла сия несчастная война против воли моей: она вызвана интригами Великого князя Николая Николаевича и его сторонников, желающих устранить меня, дабы ему самому занять престол... Солдаты! Отказывайтесь повиноваться вашим вероломным генералам, обращайте своё оружие на всех, кто угрожает жизни и свободе Вашего Царя, безопасности дорогой родины! Несчастный Ваш Царь Николай II
       
1941 год, Вторая мировая война, немецкая листовка для русских солдат Не проливай свою кровь за Сталина! Он уже убежал в Самару! Его собственный сын сдался в плен! Если сын Сталина спасся, ты также не должен жертвовать собой!
       
война в Персидском заливе, листовка США для иракских военнослужащих Два дня мы предупреждали вас о намерении бомбить 10-ю пехотную дивизию. Мы сдержали своё обещание и бомбили её вчера. Мы повторим эту бомбардировку завтра. Итак, у вас есть выбор: или встреча лицом к лицу со смертью, или принятие приглашения объединённых вооружённых сил и сохранение своих жизней
       
война в Персидском заливе, листовка США для иракских военнослужащих ВЫОТРЕЗАНЫ! Саддам Хуссейн повернулся к вам спиной. Он бросил вас умирать. Не будет ни пополнения, ни подкрепления. Бросай своё оружие и присоединяйся к своим арабским братьям в интересах мира!
       

 

Базовые методы пропаганды.

  1. Формирование образа врага и самообраза в пропаганде.
  2. Базовые методы пропаганды (убеждение и внушение): принципы и способы воздействия.

 

Понятие об информационной войне

  1. Понятия «информация» и «информационная война», угрозы для России в информационной сфере, институционализация информационных войн.
  2. Теоретико-методологические подходы к «информационной войне»: военные и гражданские (экономические) информационные войны, понятия «информационная война» и «информационное противоборство»
  3. Практика «информационных войн»: несколько конкретных примеров современной истории.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: