Конспекты по дисциплине «Информационная экология».
Введение в информационную экологию.
- трактовки термина «информационная экология» в зарубежной и отечественной литературе;
- проблемы, решаемые информационной экологией, современной, динамически развивающейся наукой;
- раскрыть содержание следующих сопутствующих терминов: информационная среда; информационная революция; «зелёная» революция; экологическое мышление; информационное загрязнение; человеко-ориентированная информатизация; психогигиена.
Информационная среда и её компоненты.
- Понятие информации, информационного пространства и информационной среды.
- Функции, структура и признаки информационных сред.
- Типология информационных сред (не менее 3-х типов классификаций).
Информационная революция и научно-технический прогресс.
- Информационные революции по А.И. Ракитову (пять) и Д. Белла (три).
- Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX вв. и причины его обеспечившие.
- Концепция информационного (постиндустриального) общества и его отличительные особенности.
- Понятие электронной демократии.
Информационная перегрузка, как результат информационной революции.
- Инфозагрязнение и загрязнение окружающей среды – черты сходства и различия.
- Последствия инфозагрязнения.
- Инфоперегрузка, как результат инфозагрязнения: определение, причины формирования.
- Значение интернета в возникновении инфоперегрузок: основные риски.
Термины:
информационный голод; информационный взрыв; ускорение движения информации; энтропия информационного пространства; бумажное загрязнение окружающей среды; период полураспада актуальных знаний; интернет-аддикция.
Способы манипулирования психическим сознанием масс
Конспект в форме таблицы.
Примеры желательно привести из реальной жизни (политика, религия, маркетинг и др. сферы жизни общества).
Способ | Описание | Примеры |
В таблице должны быть описаны следующие способы манипулирования:
- Образ врага.
- Принцип первоочередности.
- Переориентация внимания.
- Эмоциональное заряжение.
- Эффект правдоподобия.
- Принцип контраста.
- Повторение.
- Искусственное присчитывание ситуации.
- Использование «лидеров мнений».
- Образ героя.
- «Очевидцы» событий.
- Удар на опережение.
- Эффект «информационного штурма».
- Обратный эффект.
- Экспрессивный удар.
- Правда — наполовину.
- Показная проблематика.
- Недоступность информации.
- Манипулятивное комментирование.
Пропаганда и искажение информационного поля.
- Понятие пропаганды. Соотношение понятий пропаганды и манипуляции психическим сознанием масс. Элементы процесса пропаганды.
- Формы пропаганды: по вызываемому эмоциональному ответу; по целевой направленности психологического воздействия; по типологии источника информации.
- Понятие и структура пропагандистского сообщения.
Практическая работа: анализ немецких и американских листовок
Поверхностный уровень | Глубинный уровень | Формы пропаганды |
1915 год, Первая мировая война, немецкая листовка для русских солдат Возникла сия несчастная война против воли моей: она вызвана интригами Великого князя Николая Николаевича и его сторонников, желающих устранить меня, дабы ему самому занять престол... Солдаты! Отказывайтесь повиноваться вашим вероломным генералам, обращайте своё оружие на всех, кто угрожает жизни и свободе Вашего Царя, безопасности дорогой родины! Несчастный Ваш Царь Николай II | ||
1941 год, Вторая мировая война, немецкая листовка для русских солдат Не проливай свою кровь за Сталина! Он уже убежал в Самару! Его собственный сын сдался в плен! Если сын Сталина спасся, ты также не должен жертвовать собой! | ||
война в Персидском заливе, листовка США для иракских военнослужащих Два дня мы предупреждали вас о намерении бомбить 10-ю пехотную дивизию. Мы сдержали своё обещание и бомбили её вчера. Мы повторим эту бомбардировку завтра. Итак, у вас есть выбор: или встреча лицом к лицу со смертью, или принятие приглашения объединённых вооружённых сил и сохранение своих жизней | ||
война в Персидском заливе, листовка США для иракских военнослужащих ВЫОТРЕЗАНЫ! Саддам Хуссейн повернулся к вам спиной. Он бросил вас умирать. Не будет ни пополнения, ни подкрепления. Бросай своё оружие и присоединяйся к своим арабским братьям в интересах мира! | ||
Базовые методы пропаганды.
- Формирование образа врага и самообраза в пропаганде.
- Базовые методы пропаганды (убеждение и внушение): принципы и способы воздействия.
Понятие об информационной войне
- Понятия «информация» и «информационная война», угрозы для России в информационной сфере, институционализация информационных войн.
- Теоретико-методологические подходы к «информационной войне»: военные и гражданские (экономические) информационные войны, понятия «информационная война» и «информационное противоборство»
- Практика «информационных войн»: несколько конкретных примеров современной истории.