Задания для самостоятельной работы. 1. Подготовьте сообщение о взаимодействии теории государства и права с другими




Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

1. Подготовьте сообщение о взаимодействии теории государства и права с другими юридическими и общественными науками.

2. С помощью справочной литературы охарактеризуйте методы, применяемые в теории государства и права.

3.Подготовьте сообщение об одном из видных российских ученых-теоретиков государства и права.

4. Составьте тест по данной теме.

 

Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА.

 

1. Подготовьте подробное сообщение об одном из ученых теоретиков государства и права, разрабатывавших вопрос происхождения государства.

2. Составьте сравнительную таблицу функций первобытной власти и государственной. Выявите общее и различное. Определите причины различий в их функциях. Сделайте презентацию.

3. Составьте логическую схему происхождения государства.

4. Охарактеризуйте основные положения известных вам теорий происхождения государства. Возможно ли объяснение причин возникновения государства в рамках какой-либо одной теории? Свой ответ аргументируйте.

5. Подготовьте подробное сообщение о происхождении государства на каком-либо историческом примере.

 

Тема 3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА.

 

1. Заполните следующую таблицу:

Теории государства

№ п/п Название теории Авторы теории Сущность теории
1.      
2.      
...      

2. Выпишите несколько определений государства, данных различными учеными. Сравните. Сделайте вывод: какое из определений государства наиболее полно определяет его сущность?

3. Выскажите ваше мнение: относятся лик числу основных признаков государства единый язык общения и наличие армии? Приведите аргументы, подтверждающие ваш ответ.

4. Составьте и заполните таблицу «Отличительные черты государства от негосударственных политических организаций»

5. Выскажите ваше мнение по следующей проблеме «Государство в условиях современного гражданского общества: пережиток или насущная необходимость».

6. Каковы, по Вашему мнению, перспективы развития государства в России?

7.Сравните основные принципы и методы типологии государств по цивилизационной теории и формационной теории?

 

Тема 4. ФОРМА ГОСУДАРСТВА.

 

1. На примере одного из современных государств подробно охарактеризуйте присущие ему особенности формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

2. Заполните таблицу:

Соотношение типа и формы государства

№ п/п Тип государства Наиболее распространенные формы правления Наиболее распространенные виды государственного устройства Наиболее распространенные виды политических режимов
         
         

3. Изобразите в виде схемы существующие формы государства.

4. Составьте сравнительную таблицу по теме «Формы правления». Критерии для сравнения выделите самостоятельно

5. Выскажите свое мнение по проблеме «Является ли монархия пережитком прошлого»?

6. Составьте сравнительную таблицу признаков демократического и антидемократического режимов.

7. Дайте сравнительный анализ федеративного и унитарного государственного устройства.

8. Напишите эссе на тему: «Конфедерация: союз или форма государственно-территориального устройства»

 

Тема 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА.

 

1. Заполните таблицу:

Внутренние функции современного Российского государства

№ п/п Название функции государства Содержание функции В каких статьях Конституции РФ закрепляется
1.      
2.      
...      

 

2. Изменялись ли внешние функции государства с развитием государственности в различные исторические периоды? Как они трансформировались? Приведите примеры.

3. Составьте схему «Классификация функций государства» (по различным критериям).

4. Подберите материал из периодической печати, Интернета о реализации российским государством внешнеполитической функции или проанализируйте в течение месяца материалы «Российской газеты», справочно- поисковой системы «Гарант» на основе этого охарактеризуйте правоустановительную функцию государства за истекший срок. Подготовьте презентацию на одну из тем.

5. Нарисуйте схему "Механизм современного российского государства".

6. Как соотносятся понятия "законодательные" и "представительные" органы власти?

7. Подберите необходимую литературу и подготовьте письменное сообщение на одну из выбранных тем: "Правовой статус главы государства в современном мире: сравнительный анализ", "Парламент в современном мире: сравнительная характеристика", "Судебные системы различных стран мира", "Исполнительная власть: структура и полномочия в современных правовых системах".

8. Проанализируйте, каким образом принцип разделения властей нашел свое воплощение в Конституции Российской Федерации. Охарактеризуйте эффективность системы сдержек и противовесов между ветвями власти, закрепленную в Конституции РФ.

9. Составьте базу нормативных правовых актов, регулирующих деятельность одного из государственных органов власти Российской Федерации.

 

Тема 6. ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

 

1.Заполните таблицу "Основные теоретические концепции права"

№п/п Название концепции Автор(ы) концепции Основные положения концепции
       
       
...      

3. Составьте сравнительную таблицу всех социальных регуляторов. Выделите общее и различное.

4. Объясните, в каких случаях право ограничено в своих возможностях, а в каких – мораль. Приведите примеры.

5. Выпишите признаки, отличающие право от других социальных регуляторов.

6. В чем суть утверждения, что право – это моральный минимум?

7. Как соотносятся государство и право в современном российском обществе?

8. Выпишите основные определения термина «право». В чем причины его многозначности?

9. Сравните понятия «право» и «закон». Выделите общее и особенное.

8. У древних римлян было выражение: «Право - это искусство добра и справедливости» (Jus est ars boni et aequi). Как Вы это понимаете?

 

Тема 7. ФОРМЫ(ИСТОЧНИКИ) ПРАВА.

 

1. Заполните таблицу "Источники права":

Название источника права Основные признаки данного источника права, отличающие его от других видов В каких странах являются одним из основных источников права
     
     
     

2. К какому виду источников права относятся постановления Верховного Суда Российской Федерации?

3. Чем обусловлена необходимость установления временных, пространственных и субъектных границ действия нормативных актов?

4. В каком случае естественное право становится самостоятельным источником права? Как вы думаете, почему? Приведите аргументы, доказывающие ведущее положение естественного права?

5. В чем заключаются преимущества судебного прецедента как источника права? Возможно ли распространение прецедентного права в современной России?

6. Законспектируйте статьи, представленные на сайте elibrary. Ru

1) Бирюкова Л.Г. Понятие «источник права» в общей теории государства и права и виды источников права// Труды международного симпозиума «Надежность и качество». 2005. Т.1. с. 449 – 451

2) Гук П.А. Правовые позиции конституционного суда РФ как дополнительный исочник права// Современное право. 2008. № 11. С. 68 – 72.

3) Юдина Е.В. Некоторые проблемы внедрения судебного прецедента а качестве источника права в правовую систему России// Бизнес в законе. 2008. № 1. С. 242 – 243.

7. Составьте список научных публикаций об одном из источников права.

 

Тема 8. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

 

1. Составьте схему «Виды правотворческой деятельности государства»

2. Составьте логическую схему органов правотворчества в Российской Федерации.

3. Составьте логические схемы стадий федерального и регионального (областного) законотворчества.

4. С использованием дополнительной литературы подготовьте сообщение о значении выполнения требований юридической техники при подготовке правовых актов.

5. Составьте логическую схему видов нормативных правовых актов.

6. В римском праве существовало правило "Lex prospicit, non respicit" ("закон смотрит вперед, а не назад" или "закон обратной силы не имеет"). Что означает это выражение? Всегда ли должно действовать данное правило?

7.Приведите примеры кодификации и инкорпорации в российском законодательстве.

8. Составьте тест по данной теме

 

 

Тема 9. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

 

1.Составьте схему «Структурные элементы системы права»

2. Используя нижеперчисленную литературу, подготовьте сообщение о принципах, по которым древнеримские юристы разграничивали частное и публичное право (См.: Новицкий И.Б. Римское право (любое издание); Римское частное право/Под ред. И.Б.Новицкого и И.С.Перетерского. М.,1997 и др.). Считаете ли вы такое деление права искусственным?

3. Заполните следующую таблицу:

№п/п Название отрасли права Предмет правового регулирования Метод правового регулирования
1.      
2.      
...      

4. Как Конституция Российской Федерации определяет соотношение международного и внутригосударственного права?

5. Противоположны ли по своим характеристикам императивный и диспозитивный методы правового регулирования? Свое мнение обоснуйте.

6. Подготовьте презентацию на тему «Соотношение системы права и системы законодательства».

 

Тема 10. НОРМЫПРАВА.

 

1. Найдите в нормативных правовых актах и выпишите по три примера регулятивных и правоохранительных норм права.

2. Объясните смысл высказывания распространенного в правоведение «Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, а без санкции бессильна ».

2. Выберите и выпишите из различных действующих нормативных правовых актов три нормы материального права. Соотнесите, к каким видам относятся выписанные Вами нормы права по следующим основаниям: а) по отраслям права; б) по фукциям, которые выполняет данная норма права (регулятивные и правоохранительные); в) по характеру содержащихся в нормах права правил поведения (обязывающие, запрещающие, управомочивающие); г) по кругу лиц (общие и специальные); д) по характеру содержащихся в нормах права предписаний (императивные, диспозитивные).

3. Выделите в выписанных Вами нормах права диспозицию, гипотезу и санкцию. Дайте полную характеристику каждому из структурных элементов выписанной Вами нормы права.

4. Найдите и выпишите из Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации примеры дефинитивных норм права и норм-принципов

 

Тема 11. РЕАЛИЗАЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА.

 

1. Составьте логическую схему стадий применения права.

2. Подберите примеры, иллюстрирующие особенности актов правоприменения.

3. Какие требования предъявляет российское законодательство к доказательствам как необходимому элементу применения права? Что уголовно-процессуальное законодательство относит к недопустимым доказательствам?

4. Какие требования теория права предъявляет к правоприменительным актам?

5. Подготовьте проект на тему «Коллизии в праве и способы их разрешения»

6. Используя дополнительную литературу, подготовьте письменное сообщение о пробелах в праве и способах их разрешения.

7. Составьте тест по данной теме

 

Тема 12. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ.

 

1. Приведите примеры норм права, результат толкования которых (т.е. соотношение между текстуальным выражением нормы и ее действительным содержанием) является:

а) буквальным (адекватным);

б) распространительным (расширительным);

в) ограничительным.

2. Составьте логическую схему видов толкования по субъектам.

3. Сравните виды толкования права. Выделите общее и различноею

4. Используя материалы "Вестника Конституционного Суда Российской Федерации" приведите примеры толкования Конституционным Судом нормативных правовых актов.

5. Подготовьте сообщение о структуре и полномочиях Конституционного Суда РФ или любого конституционного (уставного) суда субъекта РФ.

6.Напишите эссе «Знание законов заключается не в том, чтобы понимать их слова, а в том, чтобы понимать их смысл»

 

Тема 13. ПРАВООТНОШЕНИЯ.

 

1. Подберите примеры конституционных, административных, гражданско-правовых, семейных, трудовых правоотношений. В каждом примере правоотношений выделите субъекты, объект правоотношений, субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.

2. В чем заключается связь между субъективным правом и объективной обязанностью? Объясните особенности этой связи между ними. Как изменяется значение термина «мера» при определении данных понятий?

3. Дайте определение юридического лица. Используя Гражданский кодекс Российской Федерации составьте логическую схему видов юридических лиц. С какого момента у юридических лиц наступает правоспособность? С какого момента у юридических лиц наступает и прекращается дееспособность?

4. Составьте логическую схему видов юридических фактов по их связи с индивидуальной волей субъекта правоотношения. Подберите примеры правоотношений, в которых смерть человека является: а) правообразующим; б) правоизменяющим; в) правопрекращающим юридическим фактом.

5. Подготовьте презентацию «Отличие правоотношений от других видов социальных отношений»

 

Тема 14. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

 

1. Составьте кластер «Признаки правонарушения».

2. Какое правонарушение является для общества более опасным: то, что выражено в действие или то, что выражено в бездействие? Свой ответ аргументируйте.

3. Чем преступления отличаются от других видов правонарушений? Каковы, на Ваш взгляд, пути профилактики правонарушений?

4. Составьте логическую схему состава правонарушения. Какие требования теория права выдвигает к каждому из элементов состава правонарушения?

5. Заполните таблицу:

Вид юридической ответственности Основания наступления ответственности Возраст, с которого наступает ответственность Меры наказания
       
       
       
       

6. Используя нормативные правовые акты, выпишите основания освобождения от юридической ответственности.

7. Из литературных произведений подберите несколько примеров описания правонарушения. Определите состав правонарушения.

8. Выскажите свое мнение по проблеме «Судебное оправдание и «суд совести»: всегда ли они совпадают»?

 

Тема 15. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК.

 

1. Как соотносятся между собой общественный порядок и правопорядок?

2. Представьте в виде схемы основные принципы законности. Каковы условия законности?

3. Древние римляне говорили: "Legalitas regnorum fundmentum" ("законность - основа государства"). Как Вы понимаете это выражение?

4. Проанализируйте статьи Конституции РФ с точки зрения закрпления гарантий обеспечения правопорядка и законности в стране.

5. Подберите несколько публикаций из средств массовой информации по проблемам обеспечения законности и правопорядка.

6. Что на ваш взгляд мешает торжеству законности?

7. Составьте тест по данной теме.

 

Тема 16. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА.

 

1. Составьте логическую схему структуры правосознания.

2. Как соотносятся правовая идеология и правовая психология с индивидуальным правосознанием?

3. Подготовьте план проведения воспитательного мероприятия со школьниками по проблеме правового воспитания.

4. Подберите несколько примеров из литературных произведений, поднимающих проблемы правовой культуры и правового воспитания.

5. Проведите социологическое исследование среди своих однокурсников на тему «Правовой нигилизм». Результаты исследования представьте в виде презентации. Внесите свои предложения для разрешения данной проблемы.

 

Тема 17. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО.

 

1. Составьте логическую схему принципов правового государства.

2. Подготовьте письменное сообщение об одном из мыслителей прошлого, сделавшего существенный вклад в развитие идеи правового государства.

3. Как соотносятся понятия правового и полицейского государства?

4. Составьте список нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации, которые закрепляют и развивают принцип разделения властей.

5.Выделите достоинства и недостатки принципа разделения властей.

6. Английский термин "The Rule Of Law" переводятся на русский язык двояко: "господство права" или "господство закона". Какой перевод, на Ващ взгляд, наиболее полно соответстветствует одному из основных принципов правового государства?

7. Какова связь правового и социального государства? Есть ли между ними противоречия?

8. Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?

9. Составьте тест по данной теме.

 

 

Тема 18. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫСОВРЕМЕННОСТИ.

 

1. Подготовьте письменное сообщение о правовой системе одной из стран мира.

2. Письменно проанализируйте отличия современной российской правовой системы от правовой системы советского периода.

3. Проанализируйте приведенный ниже юридический фольклор и выскажите свои мысли по данному поводу.

Шутливые определения трех типов права:

· английская система: можно все, кроме того, что нельзя;

· немецкая система: нельзя ничего, кроме того, что можно;

· французская система: можно все, даже то, что нельзя

 

.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: