При ТО-1 очищают поверхности приборов зажигания от пыли и грязи, проверяют плотность крепления всех разъемов экранирующих шлангов проводов высокого напряжения и разъемов проводов низкого напряжения.
При ТО-2 смазывают валик и втулку ротора распределителя зажигания; осматривают распределитель и проверяют установку зажигания; выворачивают свечи, проверяют и регулируют зазор между их электродами; протирают съемные детали свечей, проверяют состояние изоляции проводов и их крепление.
При четвертом ТО-2 снимают, осматривают и устраняют неисправности распределителя зажигания.
При СТО проверяют систему зажигания, чтобы избежать затрудненного пуска холодного двигателя зимой.
Валик распределителя смазывают через колпачковую масленку, ввернутую в его корпус. С этой целью масленку поворачивают на 1/2...1 оборот; если требуется в масленку закладывают смазку Литол-24. Втулку ротора смазывают 4...5 каплями масла, применяемого для двигателя.
Зазор между электродами свечей проверяют с помощью специального круглого щупа. Установка нормального зазора производится подгибанием бокового электрода.
При снятии распределителя зажигания с двигателя его разбирают, осматривают все элементы, очищают от грязи и пыли, собирают и проверяют его работу на специальном стенде.
Рис. 1 - Установка зажигания: 1 - указатель установки зажигания; 2 - шкив коленчатого вала; 3 -риска, на фланце корпуса привода распределителя; 4 - верхний фланец корпуса привода распределителя; 5 - паз на валу привода распределителя: 6 - нижний фланец корпуса распределителя.
Установку зажигания выполняют в случае снятия с двигателя распределителя или при нарушении опережения зажигая. Порядок выполнения этой работы следующий:
1. устанавливают поршень первого цилиндра в положение за 4,5 до ВМТ. Для этого выворачивают свечу, закрывают отверстие бумажной пробкой и провертывают коленчатый вал до выталкивания пробки, после чего устанавливают метку на шкиве коленчатого вала (рис.76) между цифрами 3 и 6 на шкале указателя установки зажигания;
2. устанавливают паз 5 на верхнем торце вала распределителя так, чтобы он находился на одной линии с дисками 3 на верхнем фланце корпуса привода распределителя и был смещен влево и вверх от центра вала;
3. вставляют привод распределителя в гнездо блока, обеспечивая перед этим соосность отверстий под болты в нижнем фланце корпуса привода и резьбовых отверстий в блоке;
4. в установленном на место приводе распределителя располагают паз валика параллельно оси, соединяющей отверстия на верхнем фланце корпуса привода;
5. проворачивают коленчатый вал на два оборота при этом метка на шкиве должна быть между цифрами 3 и 6 на указателе зажигания; ставят на место распределитель так, чтобы пластины октан- корректора были направлены вверх, снимают крышку экрана, экран и крышку распределителя и поворотом корпуса распределителя совмещают красные метки на роторе и статоре датчика импульсов, при этом ротор отжимают против хода часовой стрелки для выбора зазоров. В этом положении закрепляют корпус распределителя и затягивают болт крепления верхней пластины октан-корректора;
6. устанавливают крышку распределителя и экран, проверяют правильность установки проводов, подведенных к крышке распределителя в соответствии с порядком работы цилиндров (1-5-4-2-6-3-7-8).
Проверяют правильность установки зажигания пробегом. При движении на прямой передаче со скоростью 30 км/ч на ровной дороге резко нажимают на педаль дроссельных заслонок. Если при этом скорость возрастает до 50 км/ч и слышны слабые быстроисчезающие детонационные стуки, то зажигание установлено правильно. Если стуки "отсутствуют, то угол опережения зажигания увеличивают, если стуки, сильные - уменьшают. Корректировку угла зажигания производят октан-корректором. Перед пробегом автомобиля двигатель должен быть прогрет до 75-80°.
При каждом ТО-2 выполняется техническое обслуживание всех элементов системы зажигания.
Наибольшего ухода требует распределитель (или датчик-распределитель), так как его трущиеся детали подвержены износу и нуждаются в систематическом смазывании.
Визуально определяют степень загрязнения крышки распределителя и посадку высоковольтных проводов в гнезда выводов. Неплотная посадка проводов и загрязнения могут привести к поверхностному разрушению или пробою изоляции крышки.
Частые разрывы тока значительной величины (3—4 А) вызывают эрозию и подгорание контактов прерывателя, работающего в контактной системе зажигания. Это приводит к увеличению переходного сопротивления и изменению угла замкнутого состояния. Износ контактов увеличивается при их загрязнении.
Распределители, работающие в классической схеме, контактно-транзисторных и бесконтактных (датчики-распределители) системах, имеют различные объемы технического обслуживания.
При техническом обслуживании распределитель контактной системы зажигания необходимо снять с двигателя; очистить наружную поверхность от пыли, грязи и масла; очистить внутреннюю поверхность крышки; проверить состояние контактов и угол замкнутого состояния; проверить работу автоматов опережения зажигания; смазать подшипники, фильц, ось рычажка и кулачковую втулку.
Распределитель контактно-транзисторной системы зажигания, не снимая с автомобиля, необходимо очистить от пыли, грязи и масла снаружи. Снять крышку, очистить ее внутреннюю поверхность; протереть контакты; смазать подшипники, фильц, оси рычажка и кулачковой муфты.
Датчики-распределители также следует очистить и смазать в точках, указанных в инструкциях по эксплуатации.
При проведении технического обслуживания необходимо соблюдать следующие правила.
Внутреннюю поверхность крышки следует протирать чистой ветошью, смоченной бензином.
Контакты прерывателя должны быть чистыми и не иметь подга- ра; при необходимости их зачищают шлифовальной шкуркой. При этом углубления на рабочей поверхности контактов полностью выводить не рекомендуется. Рабочие поверхности контактов всегда должны оставаться параллельными. Частицы абразива и вольфрама удаляют, протирая контакты чистой ветошью, смоченной бензином.
В случае большого износа контактов или значительного их об- горания рычажок прерывателя и стойку неподвижного контакта надо заменить.
Смазывание распределителя производится чистым маслом для двигателя. С помощью масленки одну-две капли масла наносят на ось рычажка и фильц, четыре-пять капель — во втулку кулачка. При смазывании необходимо избегать попадания масла на контакты.
Для смазывания подшипников поворачивают на один-два оборота крышку пресс-масленки на корпусе распределителя.
Все распределители через каждые 45—50 тыс. км пробега автомобиля (при очередном ТО-2) снимают с автомобиля для проведения углубленного технического обслуживания. Кроме перечисленных операций разбирают и осматривают подшипник подвижного диска. Внешняя обойма подшипника подвижного диска должна легко проворачиваться относительно внутренней обоймы. При замене смазочного материала необходимо промыть подшипник в керосине. Для смазывания рекомендуется применять Литол-24 или ЦИАТИМ-201, -202, -221.
При углубленном техническом обслуживании проверяется натяжение пружины рычажка прерывателя, величина сопротивления по- мехоподавительных резисторов, угол замкнутого состояния контактов, асинхронизм, бесперебойность искрообразования, характеристики центробежного и вакуумного регуляторов. При углубленном техническом обслуживании определяются изменения характеристик и параметров распределителей и датчиков-распределителей, которые приводят к ухудшению работы двигателя и не могут быть определены (не ощущаются) водителем при работе автомобиля. В случае расхождения данных, полученных при проверке, с данными технических условий, регулируют или заменяют изношенные детали и узлы.
Домашнее задание:
1. Прочитайте конспект
2. Выпишите виды работ при ТО
3. Запишите последовательность порядока работы при установке зажигания