(1804, с. Новоспасское Смоленской губернии – 1857, Берлин) – русский композитор, основоположник русской композиторской школы. Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов — А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и других.
«Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин (1799-1837) в русской поэзии. Оба великие таланты, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке» (В.В. Стасов).
Родился в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. До 6-и лет Миша воспитывался бабушкой, которая отстранила родителей от воспитания сына. Переживая за наследника, бабушка его чрезмерно оберегала, кутала, чтоб не простуживался, закармливала сладким. Он вырос «мимозой», со слабым неустойчивым здоровьем и чувствительной нервной системой.
Мальчик был очень способным, рано научился читать, любил рисовать. После смерти бабушки имение перешло в руки отца, но вскоре началась Отечественная война 1812 года с Наполеоном и вся семья переселилась в г. Орёл. Дом в Новоспасском был разрушен, имение разорено. Лишь в 1813 г. семья вернулась на Смоленщину.
По словам Глинки, он открыл для себя музыку в 10 лет, слушая симфонический оркестр крепостных музыкантов своего дяди. Первой учительницей была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер. Обучался игре на фортепиано и скрипке. Учительница говорила, что Миша думает только о музыке. «Что ж делать? Музыка – душа моя».
В 1817 г. 13-тилетнего Мишу родители привезли в Санкт-Петербург и отдают учиться в Благородный пансион при главном педагогическом институте, где его гувернёром был поэт-декабрист В.К. Кюхельбекер. В Петербурге Глинка брал уроки у ведущих музыкантов, в частности у ирландского пианиста и композитора Джона Фильда. В пансионе познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным, который приходил навещать своего брата Льва, одноклассника Глинки.
|
В 1824 г. поступил на службу в канцелярию Главного управления путей сообщения. Всё свободное время отдавал музыке. Он принимал участие в музыкальных вечерах в домах своих знакомых, посещал театры и концерты. В 1828 г. к неудовольствию отца, Михаил Иванович оставил службу, чтобы полностью посвятить себя творчеству.
К этому времени уже был автором романсов («Не искушай меня без нужды» на сл. Е.А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на сл. А.С.Пушкина), арий в итальянском стиле и квартетов.
Постепенно расширяется круг знакомств. Знакомится с поэтами Жуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом, Кукольником, Одоевским, ставшим его другом.
К концу 1820-х годов ухудшение состояния здоровья мешало композиторской работе и чтобы поправить его, нужны были иные климатические условия.
В 1830 г. Глинка уехал в Италию, где поселился в Милане, центре музыкальной культуры. Глинка оказался во власти новых впечатлений: «После каждой оперы, возвращаясь домой, мы подбирали звуки, чтобы вспомнить слышанные любимые места». Познакомился с композиторами Винченцо Беллини (1801-1835) и Гаэтано Доницетти
(1797-1848). Очарован их музыкой (например, каватиной Нормы «Casta Diva» из оперы Беллини «Норма», премьера в Милане в декабре 1831 г.)
|
В июле 1833 г. Глинка остановился в Вене, где слушал оркестры Штрауса, много читал Шиллера и переписывал любимые пьесы.
В октябре 1833 г. (по 1834 г.) приехал в Берлин, где занимался гармонией с немецким муз. педагогом Зигфридом Деном. В Берлине зарождается замысел создания национальной оперы на русский сюжет. По возвращении в Россию Глинка начал работу над первой своей оперой «Жизнь за царя" (сюжет предложил Жуковский; премьера в Петербурге 27 ноября 1836 г.). В это время Глинка был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы (должность занимал более 2-х лет). К тому же счастье в личной жизни (женился весной 1835 г.) подхлестнуло творческую активность композитора, и он принялся за оперу с ещё большим рвением.
Оперу «Жизнь за царя" принято считать первой русской оперой. Французский писатель Анри Мериме в «Письмах о России» так писал: «Жизнь за царя" г. Глинки отличается чрезвычайной оригинальностью… Это такой правдивый итог всего, что Россия выстрадала и излила в песне; в этой музыке слышится такое полное выражение русской ненависти и любви, горя и радости, полного мрака и сияющей зари… Это более чем опера, это национальная эпопея…»
Идея новой оперы на сюжет поэмы «Руслан и Людмила» возникла у композитора ещё при жизни Пушкина и он надеялся составить план по его указанию, однако преждевременная смерть поэта помешала этому. Премьера состоялась ровно через 6 лет после первой оперы – 27 ноября 1842 г. С поддержкой Глинки выступил русский писатель, музыковед и критик Владимир Одоевский: «… на русской музыкальной почве вырос роскошный цветок, – он ваша радость, ваша слава….Берегите его: он цветёт лишь раз в столетие».
|
В 1844 г. (на 40-ом году жизни) Глинка предпринимает новое длительное заграничное путешествие – во Францию и Испанию. Пребывая в Мадриде и Севилье, записал там несколько народных мелодий, которые позднее использовал в своих произведениях (симфонических увертюрах – одночастных произведениях – «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота»). В Париже познакомился с композитором Гектором Берлиозом. На чужбине, думая о далёкой отчизне, пишет «Камаринскую» – симфоническую фантазию на темы 2-х русских песен: свадебной лирической и бойкой плясовой. Она явилась новым словом в отечественной музыке. «Вальс-фантазия» (симфоническое произведение) – одно из поэтичнейших лирических произведений, которое первоначально было небольшой ф-ной пьесой, позднее расширенной и оркестрованной (посвящено Екатерине Ермолаевне Керн, в которую был влюблён).
Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Близким, преданным другом была его младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для её маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески.
Умер Глинка в Берлине 15 февраля 1857года. Его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской лавры.
Сочинения: 2 оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»; симфонические произведения – Фантазия на 2 русские темы«Камаринская», Увертюра на испанские темы «Арагонская хота»; «Валь-фантазия»; романсы: «Я помню чудное мгновенье» (сл. А. Пушкина, посвящён Е.Е. Керн); «Жаворонок» и «Попутная песня» (сл. Н.Кукольника), фортепианные пьесы, произведения для симфонического оркестра.