Анализ стихотворения А. А. Блока «В те ночи светлые, пустые..» (10 октября 1907 г.)




Теряева Анастасия ОБ-РЛ-51 Поэтика русской литературы конца 19-начала 20 века

Анализ стихотворения А. А. Блока «В те ночи светлые, пустые..» (10 октября 1907 г.)

В те ночи светлые, пустые,
Когда в Неву глядят мосты,
Они встречались как чужие,
Забыв, что есть простое ты.

И каждый был красив и молод,
Но, окрыляясь пустотой,
Она таила странный холод
Под одичалой красотой.

И, сердцем вечно строгим меря,
Он не умел, не мог любить.
Она любила только зверя
В нём разбудить – и укротить.

И чуждый – чуждой жал он руки,
И север сам, спеша помочь
Красивой нежности и скуке,
В день превращал живую ночь.

Так в светлоте ночной пустыни,
В объятья ночи не спеша,
Гляделась в купол бледно-синий
Их обречённая душа.

А. А. Блок — поэт-символист «серебряного века» русской литературы. Сложность, неоднозначность, подавляющая масштабность социальных потрясений революционной эпохи породила богатую, сложную, таинственную символику творчества Блока.

В. Орлов говорил о трёх книгах Блока и о трёх типах поэтической речи:

«1-й том – напевно-эмоциональных (самый символичный); 2-й том – драматически-повествовательный (декадентский); 3-й том – ораторский стиль (его вдохновляет жизнь), самый светлый, гармоничный том».

Как писала Л. Гинзбург в своей работе «О Лирике»: «для Блока декадентство, современная ирония («истерический смех»), смешение жизни с искусством (жизнетворчество) образуют единый комплекс, восходящий к одному первоисточнику — индивидуализму. Декадентский индивидуализм — попытка заменить утраченные объективные ценности субъективными и имманентными, вызванными к жизни волей художника. Жизнетворчество субъективно, как субъективна ирония, играющая ценностями, перетасовывающая добро и зло.

Так писал Блок (Евгению Иванову) еще летом 1906 года, примерно за полгода до того, как была создана «Снежная маска». Сопоставление этих дат объясняет, почему Блок мог одновременно создавать и осуждать «Снежную маску» и почему летом 1907 года между циклами «Снежная маска»«Фаина» вклиниваются «Вольные мысли» — цикл, в котором с такой отчетливостью предстало тело — предметный мир».

В 1906 году Блок познакомился с актрисой театра Комиссаржевской Натальей Николаевной Волоховой. Поэт практически сразу влюбился в красавицу-артистку, роковую брюнетку с поразительными глазами и невероятной улыбкой.

К сожалению или к счастью, взаимностью она ему ответить не сумела. Существует весьма распространенная версия, что Волохова испытывала чувства к другому мужчине. При этом Наталья Николаевна высоко ценила Александра Александровича как поэта и человека. Ей нравилось проводить с ним время, общаться, но не более того. В воспоминаниях, опубликованных в начале шестидесятых годов, актриса отмечала, что с Блоком ее связывала исключительно дружба. Волоховой поэт посвятил сборник «Снежная маска». Ее образ нашел отражение в цикле «Фаина» и многих стихотворениях, написанных в 1907 году. Их отношения окончательно прекратились в 1908-м после финальных объяснений. Впоследствии они встретились еще раз – спустя двенадцать лет. Александр Александрович увидел бывшую возлюбленную в Московском драмтеатре. Поэт и актриса договорились поговорить в антракте, но Блок в итоге ушел со спектакля, чем сильно обидел Наталью Николаевну.

В циклах же «Снежной маски» и примыкающем к ним цикле «Фаина» блоковская символика разрослась и заполнила собой все стиховое пространство. Эти циклы — кульминация тех «восторгов», о которых повествует вторая книга в целом. И именно здесь Блок, ломая сдерживающую, дисциплинирующую силу традиций, предается стилистическому максимализму в той мере, к какой он никогда ни прежде, ни после не приближался.

Во 2-м томе стихотворения расположены по хронологии. Самый декадентский, «переходящая книга». Уходит от Соловьевской мистики и создаёт другую реальность. Книга ориентирована на декадентскую поэзию (Сологуб, переклички с Брюсовым). Стихи внутренне дисгармоничны, Блок в кризисе, в каких-то изломах и разрывах. Здесь поэт порвал с традиционной классической формой стиха, появляется «Стих-выкрик».

Появляются атрибуты у женщины: мех, вуаль, шелк, перья, шлейф.

Интересна цветовая гамма стихотворения из 2-го тома - этожелтый, черный, красный.

Стихотворение «В те ночи светлые, пустые…» написано 10 октября 1907 года. Оно включено в цикл «Фаина» и, соответственно, имеет непосредственное отношение к Волоховой. Первые строки текста – краткое описание Петербурга. Краткое, но при этом невероятно точное и передающее атмосферу Северной столицы. Поэт упоминает светлые, пустые ночи, «когда в Неву глядят мосты ». Те белые ночи, которые так привлекают туристов и порой едва ли не сводят с ума местных жителей, страдающих от бессонницы. Те белые ночи, в которые, по Достоевскому, даже робкий и одинокий мечтатель может обрести любовь, хоть и ненадолго. В образе главной героини стихотворения угадываются черты Волоховой, какой она была в восприятии Блока.

В тексте говорится о том, что женщина «таила странный холод под одичалой красотой», любила в мужчине разбудить и укротить зверя. Представителя сильной половины человечества поэт наделяет не лучшими качествами. Герой произведения «не умел, не мог любить», обладал «сердцем строгим вечно». Мужчина и женщина в стихотворении «В те ночи светлые, пустые…», кажется, имеют друг с другом больше общего, нежели различного: «И чуждый – чуждой жал он руки…». В финале Блок и вовсе наделяет их одной на двоих душой, хоть и обреченной.

Рифма - ABAB (перекрёстная) с чередованием женской и мужской рифмы:

В те ночи светлые, пустЫе, - ж
Когда в Неву глядят мостЫ, - м
Они встречались как чужИе, - ж
Забыв, что есть простое тЫ. - м

Стихотворный размер: Четырёхстопный ямб

Ког/дА в Не/вУ гля/дЯт мос/тЫ,

о/нИ встре/чаАлись кАк чу/жИ/е.

Аллитерация. Аллитерация создает ощущение сильного, напористого чувства в душе лирического героя. Наиболее часто встречаются согласные звуки – с, т.

В те ночи с ве т лые, пу ст ые,
Когда в Неву глядя т мо ст ы,

Слова-острия: пустота,ночь,душа, пустыня.

Цветопись: ( В те ночи светлые, пустые); ( Так в светлоте ночной пустыни); (Гляделась в купол бледно-синий); (Она любила только зверя, В нём разбудить – и укротить); (В день превращал живую ночь) – здесь прослеживаются такие цвета, как: черный, серый, бледно-синий, красный, желтый.

Литература:

  1. История русской литературы Серебряного века (1890-е – начало 1920-х годов) в 3 ч. Часть 2. Символизм: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. В. Михайлова; ответственный редактор М. В. Михайлова, Н. М. Солнцева. - Москва: Издательство Юрайт, 2019.
  2. Гинзбург, Л.Я О лирике / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель. 1974. 407 с.
  3. Гофман, В. Язык символистов / В. Гофман. - Москва: Литературное наследство, 1973.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: