освоения этого новшества. Понятие «нововведение» считается синонимом понятия «инновация»




Лагунова А.В.

ПОУвСО-1

Раздел 1. «Теоретические основы педагогической инноватики».

Тема 1. «Педагогическая инноватика. Инновационность как ведущий принцип педагогики».

Педагогическая инноватика – молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80-х гг. прошлого века, т.е. немногим более 15 лет назад. Сегодня как сама педагогическая инноватика, так и её методология находятся в стадии научной разработки и построения.

Педагогическая инноватика - особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования.

Педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные.

Педагогическая инноватика стала частью общей теории инноватики. Удачное определение этой научной дисциплины дано Н.Р. Юсуфбековой. Она трактует ее как учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике.

Рассмотрим понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

В педагогической инноватике существуют два ключевых понятия:

Новшество Нововведение, инновация

Под педагогическим новшеством понимается некая идея, метод, средство, технология или система

Под педагогическим нововведением понимается процесс внедрения и

освоения этого новшества. Понятие «нововведение» считается синонимом понятия «инновация»

Слово «инновация» – имеет латинское происхождение. В переводе оно означает – обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны.

Инновация и нововведение – тождественные понятия.

Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и

как процесс введения этого новшества в практику.

Нововведение (инновация) – внедренное (освоенное) новшество. Если новшество – это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) – это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным.

Новшество как средство, введение которого в образовательную систему при соответствующем использовании способно улучшить результаты его работы.

Новшество трактуется как изменение, во-первых, кем-то целенаправленно осуществляемое и, во-вторых, прогрессивное, направленное на повышение эффективности образования.

Новшества различаются теми качествами, которые закладываются в них еще при разработке. К этим качествам относят:

• Предмет изменений. • Глубину преобразований. • Масштаб преобразований. • Ресурсоемкость новшества. • Уровень разработанности.

Уровни новшества в образовании • Усовершенствование • Рационализация • Модернизация • Эвристическое решение • Педагогическое изобретение • Педагогическое открытие • Инновация

 

Нововведение – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое. Нововведение понимается как процесс внедрения новшества.

Инновациия - принципиально новое образование (иной, иновидный подход), новая идея, существенно меняющая сложившуюся технологию обучения, новый тип учебного заведения или управления образованием. Инновация - идея цель или практическая деятельность, воспринимаемая индивидом как нечто новое.

Педагогическая инновация – специфическая форма передового опыта, содействующая радикальным новшествам.

Направления педагогической инноватики • Описательно-объяснительные. • Разработка новых моделей инновационной деятельности. • Разработка способов развития систем инновационной деятельности: их анализа и оценки, выбора направлений и способов совершенствования, осуществления изменений в них.

С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем: как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне региона, страны. Обоснование типологии педагогических нововведений позволяет изучать специфику и закономерности развития нововведений, выявлять и анализировать факторы, способствующие и препятствующие нововведениям.

Ключевое понятие в инноватике – инновационный процесс.

Инновационный процесс следует понимать как процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшеств.

Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах:

• социально-экономическом; • психолого-педагогическом; • организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств - это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами

изменений.

Ряд учёных подчёркивают единство трёх составляющих инновационного процесса:

• создание новшеств; • освоение новшеств; • применение новшеств. В исследованиях М.В. Удальцовой инновационный процесс включает следующие этапы осуществления нововведения:

• инновационный замысел; • проект; • план; • эксперимент и внедрение; • оценка.

 

Основные компоненты инновационного процесса: • Результат аналитической работы • Разработка способов решения проблем – проектирование новшеств • Экспериментальная апробация новшества • Экспертиза новшества • Распространение новшества • Внедрение, оценка, институализация

Циклический характер инновационного процесса.

Основные стадии:

• Выявление потребности в изменении (выявление проблемы) • Разработка идеи решения проблемы • Разработка способа решения проблемы (новшества) • Апробирование и экспертиза новшества • Распространение новшества • Освоение новшества (нововведение • Институциализация нововведения • Инновационный процесс является объектом педагогической инноватики. Инновационная деятельность – это особый вид деятельности. Ее назначение – изменение в способах и содержании практики образования с целью повышения ее эффективности. Определяется как целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их компонентов.

Инновационная деятельность – комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс.

Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах обучения и воспитания.

К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса:

• смысла, • целей, • содержания образования, • форм, • методов, • технологий, • средств обучения, • системы управлении и т.п.

 

Общую задачу педагогической инноватики можно определить как изучение зависимости эффективности процессов создания, распространения и освоения новшеств от строения инновационной деятельности, способов ее осуществления,

свойств ее компонентов, условий ее осуществления и создание средств повышения эффективности этой деятельности.

Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании. Под инновациями здесь понимаются нововведения – целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы, и вызывающие его переход из одного состояния в другое.

Предмет педагогической инноватики – система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становления личности субъектов образования (обучающихся, педагогов, администраторов).

Воспользуемся определением методологии педагогики, которое было дано М.А.Даниловым: «Методология педагогики есть система знаний в обоснованиях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность» и развито позднее В.В.Краевским: «… а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований».

Методологии педагогической инноватики – это система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.

Итак, в сферу методологии педагогической инноватики входит система знаний и соответствующих им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, её собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений.

Растёт потребность в новом теоретическом осмыслении сущности управления инновационными процессами в образовательном учреждении, разработке педагогических условий, обеспечивающих непрерывное инновационное движение. Немаловажно и то, что инновационные процессы нуждаются в специальной подготовке кадров – педагогов, администраторов, менеджеров образования, компетентных в сфере педагогических инноваций.

В рамках путей решения перечисленных задач рассмотрим проблему

типологии педагогических инноваций. Опираясь на проведённые исследования (Хуторской А.В. (2005) предлагает систематику педагогических нововведений, состоящую из 10 блоков. Каждый блок формируется по отдельному основанию и

дифференцируются на собственный набор подтипов. Перечень оснований составлен с учётом необходимости охвата следующих параметров педагогических нововведений: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, отношение к условиям реализации и характеристикам нововведений. Согласно разработанной учёным систематике педагогические нововведения подразделяются наследующие типы и подтипы: 1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и

воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д. 2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др. 3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием. 4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д. 5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование). 6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные. 7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п. 8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов. 9. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п. 10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

 

В предложенной систематике одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках.

 

Инновации подразделяют на базисные и улучшающие. Базисная инновация - это принципиально новая продукция или технология. Улучшающая инновация - это продукция или технология с улучшенными параметрами. Факторы, которые находятся в основе развития инноваций: - объективные факторы - создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие её результатов; - субъективные факторы связаны с личностными особенностями участников инновационного и их готовностью к инновационной деятельности.

 

Основные термины: • новшество - это такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет к развитию теории и практики обучения и воспитания.

• новация (от лат. novatio - обновление, изменение) трактуется как впервые созданное или сделанное, появившееся взамен прежнего, вновь открытого, недостаточно знакомого и мало известного в настоящее время; • нововведение определяет целенаправленное продуктивное введение изменений в систему или её структуру, способствующих кардинальному совершенствованию и переходу системы из одного состояния в качественно новое; • модернизация (от фр. moderne - современный) направлена на изменение явления в соответствии с современными требованиями путем введения различных усовершенствований структуры и технологии обновляемого процесса; • рационализация (от лат. rationalis - разумный) выражается в усовершенствовании всех структур обновляемого процесса; • новаторство - характеристика деятельности и качество личности, близкое к инициативности; • инновация (от англ. innovation – введение новшеств) – это новая или усовершенствованная продукция, либо новая или усовершенствованная технология, используемая в практической деятельности;

• педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные.

• инновационный процесс следует понимать как процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшеств;

• инновационная деятельность – комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс.

 

 

Итак, мы выяснили, что инновация - это нововведение. В научной литературе нововведение определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Любое нововведение связано с обновлением. Однако не все новое дает везде и всегда положительный результат в силу следующих причин:

• новое не всегда является средством решения актуальных для конкретного образовательного учреждения задач;

• каждое новое средство рождается во вполне конкретных условиях и ориентировано на решение вполне определенных педагогических задач,

которые могут не совпадать с личными вкусами и интересами руководителей школы;

• увеличение числа тех, кто использует какое-то новшество, появление опыта его освоения обычно ужесточает набор условий, при которых новшество эффективно; по этой причине эффективность всякого новшества требует экспериментальной проверки;

• каждое новое педагогическое средство имеет технологическую, связанную со спецификой его использования сторону, и личностную, позволяющую учителю и руководителю школы путем проявления своих индивидуальных качеств (профессиональной подготовленности, коммуникабельности, эмоциональности, обаяния и др.) влиять на эффективность его освоения.

Мы узнали, что новшество - это средство (новый метод, методика, технология, программа), а инновация - процесс освоения этого средства. В идеале грамотно отобранное новшество должно гарантировать успех нововведения в максимально возможной степени.

 

Инновационные уроки.

 

Инновации в обучении – это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата.

 

Существует устойчивое мнение, что инновационный урок сформировался на основе новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это отчасти верно, однако главную роль в развитии урока нового типа сыграли изменения в системе образования последних лет.

 

Во-первых, увеличился объем новой информации. Какую часть этого объема предлагать детям; где и как им выбирать необходимую информацию, меняющуюся по содержанию и значимости практически каждый день? Эти вопросы сформировали задачу – обучить школьников умению искать нужную информацию, определять, с какой целью она применяется и распространяется, отличать род информации.

 

Во-вторых, изменились условия организации обучения: образовательные программы, планы, и учебники; оснащение кабинетов техническими средствами. В связи с новыми требованиями социально-экономического характера изменилась и структура организации учебно-воспитательного процесса.

 

В-третьих, изменились требования к профессиональной компетенции учителя, подходы к обучению. Изменение содержания образования, применение новых педагогических технологий и других инноваций требуют от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям. Современный учитель

должен уметь ориентироваться в потоке новых учебных средств, оценивать их по новым, соответствующим этим средствам, критериям, отбирать из предлагаемых продуктов необходимое и, что самое главное, овладеть новой методикой. Только на этой основе возможно органично включать инновационные средства обучения в учебный процесс, систематически использовать их наряду с традиционными средствами обучения.

 

Инновационный урок – это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени. Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.

 

Выделяют следующие виды инновационных уроков: 1. исследовательские; 2. на основе групповой технологии; 3. дифференцированного обучения; 4. проблемные; 5. на основе проектной деятельности; 6. уроки самостоятельной деятельности; 7. уроки-тренинги и др.

 

1. Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

 

В основе такого урока – организация практического исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения.

 

Цель деятельности обучающихся на исследовательском уроке – получение конкретного результата. Отличительные особенности технологии такого обучения: самостоятельная учебная деятельность школьника; ориентация учебы и труда на конечный результат; смена урочных, замкнутых форм отношений между педагогом и учащимися на более открытые формы, направленные на совместную деятельность и сотрудничество.

 

Исследовательская работа активизирует самостоятельную познавательную активность, развивает умение излагать свои мысли четко, аргументировано, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. Важно

так организовать учебный процесс, чтобы ученик не просто запоминал факты, которые он сможет использовать позже, но и жил, учась тому образу жизни, в котором ему предстоит жить в будущем и, одновременно, учился его целесообразно преобразовывать.

 

2. Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; зачет в парах ит.д.

 

Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология их обсуждения в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий, проблем, научных фактов в ученическом коллективе воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с обучающимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает обучающимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.

 

3. Уроки дифференцированного обучения строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого обучающегося.

 

Самый распространенный тип таких уроков – урок, предполагающий работу обучающихся в малых группах с несколькими уровнями знаний (уровневая дифференциация обучения). Условия реализации таких уроков: определение уровня знаний обучающихся и их способностей к обучению; выделение базового объема знаний, необходимого для закрепления; определение способов учения для каждого ученика; подготовка дидактического материала; установление регламента для выполнения тех или иных заданий; определение механизма контроля учебных действий обучающихся во время самостоятельной работы.

 

Уровень знаний обучающихся и их способности к обучению – главный показатель, на основе которого педагог должен организовывать учебный процесс.

 

4. Проблемные уроки – форма организации обучения на основе создания проблемной ситуации. На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения – активизация познавательной сферы деятельности обучающихся на основе выявления причинноследственных связей, сочетания трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью – сталкиваясь с трудностью, обучающиеся убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса.

 

Проблемное обучение – это технология обучения умению видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а также умению решать проблемы. Искусство учителя заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые школьники должны открыть для себя сами.

 

Проблемное обучение – это, прежде всего, обучение умению находить новые способы решения сложившихся противоречий. Задача учителя – организовать учебную деятельность на основе активизации мышления обучающихся на всех этапах урока. Характер познавательной деятельности обучающихся может быть различным: одни решают, используя вопросы и ответы; другие – методом анализа ситуации; третьи – методом диагностики и выводов; четвертые – подбором и т.д.

 

Создание проблемной ситуации, ее решение непосредственно связывается с функцией творческого мышления. Обучающиеся постепенно приобщаются к методу поиска и нахождения неизвестного, учатся ориентироваться не столько на результат, сколько на анализ процесса его достижения. В ходе такой работы у школьников возникает потребность аргументировано, обоснованно изложить свое мнение, без чего знания не могут перейти в убеждение, стать подлинно своими. Задача учителя состоит вовсе не в том, чтобы сформировать безошибочное мнение, поскольку такое вообще не существует, а в том, чтобы научить обучающихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

 

Использование технологии проблемного обучения и воспитания создает благоприятные условия для активизации устной речевой деятельности учащихся, которая в свою очередь способствует развитию личностных качеств, необходимых для эффективного общения.

 

Без знаний закономерностей мыслительной деятельности обучающихся дать урок проблемного обучения практически невозможно.

 

5. Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика – ответственным и целеустремленным.

 

Обязанность учителя – подготовить всех обучающихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности. Каждый ученик, принимая участие в проектировании, находит себе дело с учетом уровня своего интеллектуального развития, уровня подготовки по данной проблеме, своих способностей и задатков. Для того чтобы проект получился, надо верить в ученика. Мое твердое убеждение – нет плохих учеников. Они все яркие, талантливые, неповторимые индивидуальности.

 

Основные требования к использованию метода проектов:

 

• Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара одной проблеме и т.п.).

 

• Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Например, доклад о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; выпуск газеты, план мероприятий и т.п.

 

• Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

 

• Использование исследовательских методов:

 

− определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

 

− выдвижение гипотезы их решения;

 

− обсуждение методов исследования;

 

− обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и т.п.);

 

− сбор, систематизация и анализ полученных данных;

 

− подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

 

− выводы, выдвижение новых проблем исследования.

 

Таким образом, преимущества уроков на основе проектной деятельности: • развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных; • развитие социальных умений и навыков (работа в команде); • развитие уверенности в своих силах; • развитие познавательных навыков обучающихся, • развитие критического мышления; • развитие умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

 

6. Уроки самостоятельной деятельности – форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся. Цель таких уроков – формирование и развитие механизмов независимости школьников, утверждение самостоятельных качеств личности. Такими механизмами могут быть привычки, убеждения, традиции, действия. Данные уроки играют большую воспитательную роль. При подготовке к урокам данного вида необходимо изучить уровни общеучебных умений и навыков учащихся, их способности к самостоятельной работе; определить содержание и направленность самостоятельной деятельности учащихся. Для каждого ученика разрабатывается модель самостоятельной работы: подбирается технология обучения; объем и содержание учебного материала; литература и дидактический материал; технико-технологические средства учебного процесса. Каждому ученику выдаются соответствующие рекомендации в письменной и устной форме. На уроках самостоятельной деятельности должны быть четко определены позиции учителя и ученика: • позиция учителя: инициирование субъективного опыта ученика и развитие его индивидуальных способностей в течение учебного процесса; выбор технологии обучения (как и чему буду учить); • позиция ученика: выбор технологии учения (что и как сам буду изучать) на определенный период времени. Уроки самостоятельной деятельности не могут показать полную картину педагогического мастерства учителя, они лишь частично раскрывают аспекты его творчества и самобытности. Советы учителю по проведению уроков самостоятельной деятельности:

• демонстрировать доверие;

• не мешать при выполнении задания, пока учащийся сам не попросит помощи;

• не критиковать за ошибки;

• собеседование вести в виде уточнения деталей;

• определять конкретный объем работы для того, чтобы ученик мог рассчитать свои силы;

• установить временные рамки для выполнения работы;

• создать условия для осуществления самооценки учащимся результата собственной деятельности;

• определять критерии выполнения самостоятельной работы;

• разработать формы контроля самостоятельной деятельности, критерии оценки результата деятельности учителем.

7. Урок-тренинг – форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На уроках-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной – для конкретного учащегося.

Принципы ведения уроков-тренингов подбираются или разрабатываются учителем в зависимости от характера проблемы, социально-педагогических условий ведения, а также целей и задач закрепления изученного материала. Для таких уроков разрабатываются критерии действий учащихся как эталон умений, на занятиях раздаются печатные образцы разных видов деятельности. Например, образец выполнения одного упражнения; образец выполнения другого более сложного задания. Данные образцы помогают детям быстрее и эффективнее приобрести тот или иной навык или умение. Учитель помогает учащимся отслеживать процедуру выполнения конкретного задания, выявлять ошибки в учебных действиях и обязательно осуществляет измерение и оценку деятельности, без которых невозможно определить результат достижения.

На уроке-тренинге учащимся приходится выполнять однообразную работу, поэтому опытные учителя всегда используют элементы педагогического творчества, например:

• подбор необычных заданий, дидактического материала;

• организацию: – соревнований; – взаимного контроля и т. д.

8. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-прессконференция, урок-соревнование, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок с использованием дидактической игры, урок-театрализованное представление.

Особенно сложно классифицировать уроки игровой формы. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры - не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям

(от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснению (уроки-экспедиции, исследования).Активноразрабываются классификации нетрадиционных уроков по отдельным предметам: географии, истории, русскому языку и литературе и т.д.

Основные особенности учебных игр:

• моделирование определенных видов практической деятельности;

• моделирование условий, в которых протекает деятельность;

• наличие ролей, их распределение между участниками игры;

• различие ролевых целей участников игры;

• взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

• наличие общей цели у всего игрового коллектива;

• групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры.

На этом, безусловно, перечень инновационных уроков не заканчивается, поскольку, педагогическая инноватика – наука живая, быстро развивающаяся в соответствии с развитием человеческого общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: