Обобщение и распространению педагогического опыта.




Обобщение педагогического опыта – одно из наиболее важных и труднорешаемых направлений деятельности педагогов, методистов, заместителей директоров по научно-методической работе. И в то же время это требование сегодняшнего дня, и учитель должен иметь «склонность к самоанализу, самоактуализации, способность синтезировать педагогические находки, оригинальные нетрадиционные подходы к обучению и на их основе выстраивать образовательные парадигмы, образцы педагогической деятельности». Это и есть показатель педагогического мастерства. Такая деятельность является исследовательской и для учителя, и для тех, кто этот опыт обобщает. А сегодня школе нужны педагоги-исследователи. Кроме того, в понятие исследовательской культуры педагога входит владение исследовательскими умениями в области анализа и обобщения опыта работы.

Работа по исследованию опыта по праву считается одной из наиболее эффективных форм повышения квалификации как автора опыта, так и его единомышленников.

Отсюда задача администрации и коллективов ОУ -создавать условия для осознания педагогом особенностей своей работы, опыта для его обобщения и дальнейшего распространения.

Что же такой педагогический опыт?

Передовой опыт работы в известном смысле является синонимом оптимально организованной деятельности, дающей максимальные возможности учебно-воспитательным результатам при рациональном расходовании времени и усилий педагогов и учащихся. В передовом педагогическом опыте оптимальность рассматривается как достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий всех участников процесса, а эффективность как степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учетом оптимальности.

Передовой опыт - более широкое понятие, новаторство - составная часть передового опыта. Не всякая форма работы, даже успешная, является передовым опытом, точно так же не всякое новаторство - передовой опыт.

Передовой опыт - это то, что можно передать, использовать в работе других педагогов. Новаторство не всегда можно передать.

Передовой опыт - это воспроизводимые методы, приемы и способы обучения и воспитания, практически осуществленные в деятельности отдельных педагогов и обеспечившие высокие результаты и качество работы без дополнительной затраты времени.

Передовой опыт может быть новаторским, когда педагог предлагает что-то оригинальное, новое, чего не было раньше.

Актуальный педагогический опыт - это исторически обусловленная категория. Его нельзя рассматривать в отрыве от социальных процессов, происходящих в обществе. Актуальный опыт представляет собой успешное решение специальных задач, стоящих перед ОУ на каждом из этапов его развития. Безусловно, социальный заказ должен успешно решаться всей массовой практикой, в то время как актуальный педагогический опыт выступает в роли "маяка", "вперёдсмотрящего".

Приоритетной в оценке качества работы учителя становится совокупность инновационности, наличия в опыте современных технологических подходов, научно объективной оценки процесса и результата деятельности.

Традиционно путь по обобщению опыта можно обозначить такими этапами:

выявление → изучение → обобщение → распространение

I этап. Выявление

Что же следует понимать под «выявлением педагогического опыта»? Словарь русского языка С.И. Ожегова дает такое определение: «Выявить - сделать явным, обнаружить, вскрыть».

Таким образом, выявление педагогического опыта следует рассматривать как обнаружение эффективных подходов к образовательной деятельности, чтобы сделать их явными, доступными для распространения и заимствования другими учителями.

Очевидно, что этап выявления состоит из цепи взаимосвязанных, последовательно осуществляемых действий:

Ø выявление адреса эффективного опыта,

Ø выявление сущности этого опыта.

Ø Возможными источниками информации об авторах педагогического опыта могут быть:

Øрезультаты мониторинга качества образования школьников;

Øрезультаты анализа учебных занятий в образовательных учреждениях;

Øинформация руководителей образовательных учреждений об учителях, работающих инновационном режиме;

Øзаявление педагога - автора опыта о педагогических достижениях, новациях, отдельных приемах педагогической деятельности, дающих более эффективные в сравнении с традиционными результаты учебной деятельности школьников;

Øконкурсы профессионального мастерства, фестивали педагогических инноваций, конференции, семинары, другие формы педагогического общения;

Øанализ ресурсов Интернета;

Øопросы детей и родителей;

Øдругие источники информации.

Длительность изучения и обобщения педагогического опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение одной учебной четверти, а может планироваться на год или более.

II этап. Изучение

Методы изучения педагогического опыта:

1. Анализ документов

2. Анкетирование

3. Наблюдение (сбор информации)

4. Сравнение (метод исследования)

5. Метод самооценки

6. Беседа.

7. Диагностика

Изучению и обобщению может подлежать:

- целостная система педагогической деятельности учителя;

- система работы педагога по какой-либо одной проблеме

- использование одного эффективного приема

- опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (метод проектов)

- др.

Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты. Используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительный результат (метод, технология, прием, способ, средство и др.).

III этап. Описание

Наиболее сложный этап, т.н. аналитический, требующий глубоких теоретических знаний технологий описания ПО.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: