Тема 3. «Инновационная деятельность».




Лагунова А.В.

ПОУвСО-1

Раздел 1. «Теоретические основы педагогической инноватики».

Тема 3. «Инновационная деятельность».

Инновация (нововведение) - конечный результат новаторской деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, нового подхода к производству товаров и услуг, нового маркетинга, менеджмента и т.д. Основу инновационной деятельности во всех секторах экономики составляет реализация достижений научно-технического прогресса.

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года определяют цель, задачи, направления государственной политики, механизмы и основные меры по ее реализации.

Рассматривая инновационную деятельность в широком смысле слова,

можно сделать вывод, что это рациональное преобразование всевозможных сторон общественной жизни с целью получения социальных, экономических и других результатов. В узком же смысле инновационная деятельность - это создание и распространение новшеств в производстве. Инновационная деятельность является связывающим звеном между собственно наукой и производственной сферой, это своего рода производительная сила, служащая интеграции науки и производства, реализующая технико-экономические потребности экономических агентов благодаря использованию научной продукции или услуг. В нынешних условиях рыночной экономики реализация инновационной деятельности характеризуется коммерческой целесообразностью.

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие характерной маркетинговой функции, специальных методов финансирования, кредитования и правового регулирования, особой системы мотивации субъектов инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы определяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта».

Инновационная деятельность начинается с осознания противоречия«субъект - внешняя среда» и формирования цели деятельности, способной разрешить выявленное противоречие с учетом конкретных социально-экономических, культурно-этнических и прочих условий.

Существует несколько видов основных разновидностей инноваций:

- инновационная деятельность, направленная на подготовку и организацию производства, которая включает приобретение всехнеобходимых компонентов для создания нового технологического процесса,а именно: оборудование, инструменты, изменения в данных компонентах, атакже изменения в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества;

- предпроизводственные разработки, в которые входят трансформации продукта, товара, технологического процесса, прохождение переподготовки персоналом курсов по изучению применения и использования в своей работе новых технологий, оборудования;

- маркетинг новых продуктов, который подразумевает под собой виды деятельности, посредством которых происходит выпуск новой продукции на рынок сбыта. Данный процесс включает также в себя предварительное исследование рынка, прохождение адаптации продукта к различным видам рынка, рекламную кампанию произведенной продукции;

- приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания; · приобретение овеществленной технологии, при которой предприятие внедряет оборудование, машины и т.д., по своему технологическому содержанию отличающихся от стандартных и обладающих инновационными компонентами;

- производственное проектирование, которое включает разработку и

подготовку планов, чертежей для определения производственных процедур,

технических спецификаций.

При реализации инновационной деятельности, в первую очередь,изучаются ее объекты и субъекты. Объекты инновационной деятельности - это разработки техники и технологий различными предприятиями, которые не зависят от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны. Субъекты инновационной деятельности - юридические лица, не зависящие от организационно-правовой формы и формы собственности, а также физлица, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются и регулируются Конституцией РК. Среди субъектов могут быть и инноваторы».

Вследствие инновационной деятельности появляются новые идеи,

совершенствуются продукты, технологические процессы, возникают новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами. Итоги инновационной деятельности проявляют в виде инновационной продукции, которая может обладать конкретной вещественной формой, или быть в неовеществленной форме, как, к примеру «ноу-хау».

Ученые создавшие инновации или новшества в большинстве своем приобретают на них авторские и смежные с ними права. Благодаря этому зарождается такое юридическое понятие, как интеллектуальная собственность. Это понятие предусматривается Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967 г. Задача Всемирной организации интеллектуальной собственности заключается в поддержке ее охраны.

Инновационная продукция соответственна, должна иметь индивидуализацию. В Гражданском кодексе РК введено подобное средство индивидуализации продукции, ею является товарный знак. Право на применение товарных знаков приобретают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки используются и защищаются. Товарные знаки играют важную роль для производителей и продавцов, так же и для покупателей новшеств. Они свидетельствуют о том, кто несет ответственность за установленный товар. Различные производители могут выпускать однотипную продукцию, так же как разные продавцы распространять однотипный продукт. Для того, чтобы покупатель ориентировался на рынке и знал, какой продукции стоит доверять, качество какой продукции отвечает его требованиям и пожеланиям, было введено такое понятие, как товарный знак. Товарный знак - это ориентир, служащий основанием при выборе той или иной продукции, товара. Свой товарный знак могут иметь как производители, так и продавцы. Приобретая товар, благодаря товарному знаку, покупатель знает, кто его произвел или продал, и, если данный товар удовлетворил покупателя, то, в последствии, он всегда будет руководствоваться данным товарным знаком.

Результатом инновационной деятельности являются и ноу-хау (в переводе «знаюкак»). Они представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, которые включают сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование на предприятии «ноу-хау» помогает обеспечить некоторые преимущества, а также коммерческую выгоду. «Ноу-хау» могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок;

состав и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области дизайна,

маркетинга, управления, экономики, финансов.

Появление инноваций имеет две отправные точки, и это, взначительной степени, определяет скорость общественного признания инноваций.

Первая - как ответ на потребность со стороны общества, его институтов, отдельных лиц, то есть, «рыночная» потребность, имеющийся спрос на определенный продукт. Это маркетинговый вариант, который можно также назвать эволюционным. Соответственно и инновации могут обозначаться как эволюционные. К эволюционным инновациям относятся различные изменения в имеющихся на рынке продуктах. Например,приводящие к снижению издержек на производство или приданию продукту более привлекательного («товарного») вида.

Вторая - «изобретательство», то есть интеллектуальная деятельность человека по созданию чего-то нового, направленная на удовлетворение спроса, который отсутствует, но может появиться с появлением этого нового или радикально меняющее представление о известном. Это радикальный,революционный путь. Соответственно инновации определяют как «радикальные», «революционные», а также как «прорывные».Эволюция позволяет в максимальной степени реализовать заложенный в идее существующего продукта потенциал и подготовить условия для перехода к новым идеям (новым продуктам). С другой стороны, чрезмерное увлечение эволюционным направлением не может обеспечить качественного сдвига в развитии общества. «Изобретательство» позволяет преодолевать технологические пределы, внедрять принципиально новые технологии и неизвестные ранее продукты, меняющие основу организации деятельности человека в различных сферах, включая производственную. Естественно, что внедрение (ввод в хозяйственный оборот) «прорывных» инноваций процесс значительно более сложный по сравнению с внедрением эволюционных инноваций, но и отдача в случае успеха может быть более ощутимой.

Каждая инновация начинается с творческой идеи. Отличие, пожалуй, только в том, что «изобретательская» инновация зачастую начинается с идеи парадоксальной, то есть непривычной, не выводимой из уже признанных принципов.

Следствием инновационной деятельности являются новые дизайнерские, относящиеся к художественно-конструкторским решениям внешнего вида изделия - промышленные образцы. Промышленные образцы -

это единство технических, функциональных и эстетических свойств изделия.

Они входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности.

Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией.

Материальные результаты инноваций заключаются в создании и освоении новых видов машин, аппаратов различного функционала, оборудования, а также приборов и средств автоматизации. Созданные и освоенные образцы машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся на следующие виды:

- новые;

- модернизированные;

- модифицированные.

Инновационная деятельность играет непосредственную роль в повышении конкурентоспособности продукции, что говорит об эффективности использования инноваций в производстве, реализации и т.д.

Результаты инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках могут быть представлены путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, новых технологий.

Повышение конкурентоспособности как предприятия, так и продукции является одной из главных целей инновационной деятельности.

Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач инновационной деятельности:

- разработка инновационной стратегии и политики;

- использование достижений научно-технического прогресса;

- повышение конкурентоспособности предприятия на основе развития научно-технологического потенциала, освоения модернизированных и новых технологий и продукции, совершенствования организации производства, сбыта продукции, труда и управления».

- формирование среды, способной воспроизводить и осуществлять целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, которые обеспечили бы конкурентоспособность предприятия.

Ресурсные возможности отдельных экономических агентов и всего общества во многом определяют цели, способы, формы и сроки осуществления инновационной деятельности. Ресурсные возможности оказывают влияние на масштабы инновационной деятельности, полноту охвата его круга социально-экономических проблем, очередность их решения, и в более широком смысле они включают фактически все, что может быть использовано в инновационном процессе, обеспечивая получение ее конечных результатов. Однако сами конечные результаты в определенном смысле становятся исходным пунктом следующего этапа инновационного процесса и поэтому могут также рассматриваться в качестве ресурсов.

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций.

В первую очередь необходимо уметь различать инновации от незначительных видоизменений в услугах и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т. п.).

Так же несущественных технических или внешнихтрансформаций в продуктах, остающимися неизменными в конструктивном исполнении и не проявляющими достаточно видимого влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов. Различие номенклатуры продукции за счет изучения производства не отпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке услуг, направленных на удовлетворения текущего спроса и повышения доходов предприятия. Уникальность инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С изучением этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:

- продуктовые инновации. Подразумевают использование новых материалов, полуфабрикатов, а также комплектующих, либо приобретение принципиально новых продуктов.

- процессные инновации. Включают в себя производство новых технологий и методов организации производства. Они определяются путем образования новых организационных структур в составе предприятия.

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

- новые по отношению к отрасли в мире;

- новые по отношению к отрасли в стране;

- новые по отношению к данному предприятию или группе предприятий.

Существуют два направления организации эффективного управления инновационным процессом:

· -интеграция всех стадий инновационного проекта в единый непрерывный процесс, изменение структуры всех уровней управления и координация связей между ними по вертикали и горизонтали. Такие центростремительные тенденции возникают при необходимости консолидации ресурсов предприятия для выполнения конкретной крупномасштабной задачи;

· -выделение управления инновационными процессами в самостоятельный объект управления, т.е. обособление инновационных структур от подразделений, выполняющих традиционные функции.

На практике используются оба подхода с преобладанием одного из них. При этом крупные передовые западные компании часто проводят реорганизацию своего научно-производственного комплекса, которая является реакцией предприятия на перемену условий на рынке, и представляет собой перегруппировку ресурсов для решения возникающих задач. Оптимизация организационной структуры предприятия для осуществления инновационного процесса является одной из важнейших задач высшего руководства.

Комплексность планирования инноваций означает системную увязку всех разрабатываемых на предприятии планов. Система планирования инноваций имеет сложную структуру и включает подготовку различных по целевой направленности, уровню разработки и содержанию планов. Требование комплексности означает необходимость учета в планировании инноваций следующих аспектов единства и полноты: этапов инновационных процессов; охвата функциональных элементов проектируемых комплексов; учета всех сфер и направлений инновационной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: