Старший воспитатель БДОУ СМР «Детский сад №30»




Методическое объединение по познавательно - речевому развитию дошкольников

Семинар - практикум для педагогов ДОО

на тему:

«Развитие познавательного интереса у дошкольников с

помощью экспериментирования, поисковой и

исследовательской деятельности»

Автор - составитель:

Топорова Н.И.,

старший воспитатель БДОУ СМР «Детский сад №30»

город Сокол, 2015 год

 

Цель: формирование знаний о сущности познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО и формах ее организации»

Задачи: 1) сформировать представление о познавательно - исследовательской деятельности дошкольников;

2) познакомить педагогов с методом экспериментирования;

3) раскрыть содержание исследовательской деятельности (по А.И. Савенкову);

4) познакомить с условиями организации экспериментирования и исследования

 

Уважаемые коллеги, наше методическое объединение посвящено сегодня теме организации деятельности дошкольной организации по познавательному развитию детей. Задачи вы видите на экране. Сегодня мы будем расширять знания по данной теме.

Вы определили себе место для участия, у нас сегодня две творческие группы.

Важно, чтобы ваша группа была единым целым, хочется, чтобы у нас получилась продуктивная встреча, состоялся конструктивный разговор по данному вопросу.

I. Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Мы часто встречаемся с высказываниями педагогов. У вас на столах размещены высказывания учёных, педагогов. Прошу вас обсудить и изложить понимание данного высказывания в свете актуальности вопроса.

1. «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» В.А. Сухомлинский.

2. «Скажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму» Китайская пословица. 2. «Познание начинается с того, что обыденно» Платон.

3. «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» К.Е. Тимирязев.

4. "Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам" Ральф У. Эмерсон

 

II. Давайте рассмотрим как познавательное развитие представлено в стандарте.

ФГОС ДО определяет одним из важных направлений развития - познавательное развитие (пункт 2.6. ФГОС ДО).

Согласно пункта 1.2 ФГОС ДО содержание дошкольного образования реализуется в формах, специфических для детей… прежде всего в форме «игры, познавательно - исследовательской деятельности».

В пункте 2.7. Стандарта познавательно-исследовательская деятельность наряду с общением и игрой определена как сквозной механизм развития ребенка. Познавательное развитие не сводится к процессу накопления знаний, умений, навыков, а определяется как процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. В стандарте дошкольного образования используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

Давайте выясним, что обозначают эти термины.

Педагоги зачитывают определение.

Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

 

Как вы узнаете, есть ли у ваших детей в группе познавательные интересы? (Ответы)

Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети.

Вспомните, какие вопросы вам задавали дети недавно? Почему вопросы изменяются с возрастом? (Ответы)

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Вы наблюдали такие действия у своих детей? (Ответы) Да, кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это все исследовательские действия, при помощи которых ребенок сам добывает нужные ему сведения о мире.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.

Задачи познавательного развития направлены на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира об особенностях природы.

Говоря о познавательной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, направленную на постижение устройства вещей. Связей между явлениями окружающего мира, их систематизацию.

Дети - прирожденные исследователи. Но, если взрослые не разделяют его любознательности по отношению к окружающему миру, то, скорее всего, этот интерес к исследованию постепенно иссякнет. Познавательно - исследовательская деятельность должна занять ведущее место в развитии ребенка.

Т.к. в дошкольном возрасте мышление является наглядно - действенным и наглядно - образным, а не словесным, значит, для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ об этой реальности. Задача педагога - не пресекать исследовательскую, поисковую активность, а наоборот, активно помогать.

Итогом освоения ООП ДО являются целевые ориентиры. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».

На сегодняшний день мы пересматриваем технологии взаимодействия с детьми, ориентируемся на использование более эффективных форм и методов. Общение с детьми должно быть проблемным, содержать элементы самостоятельной исследовательской работы и строиться как самостоятельный творческий поиск. В этом нам может помочь исследовательский метод.

Одной из ведущих форм развития познавательной деятельности дошкольника является исследовательская деятельность.

К сожалению, исследовательский метод не разработан досконально применительно к условиям дошкольной организации.

Что же такое познавательно - исследовательская деятельность?

А.И. Савенков: «Это особый вид интеллектуально - творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».

Основная цель ПИД - развитие познавательно - исследовательской активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

- формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и средой обитания:

- совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них ответы;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и практическое отношение к миру.

Знания, полученные в результате собственного поиска значительно прочнее и надежнее тех знаний, которые получены репродуктивным путем.

Дети находятся во власти внешней среды. Ситуация их действий зависит от внешней среды.

Работа по познавательно исследовательской деятельности начинается, прежде всего, с организации предметно - пространственной развивающей среды. Для организации самостоятельной деятельности детей в группе создается такой центр активности, который обеспечивает решение задач познавательно - исследовательской деятельности детей. III. Просмотр слайд фильма «Создание условий для познавательно - исследовательской деятельности».

В центре познавательно - исследовательской активности создаются мини - лаборатории, мини - музеи, коллекции. Все это вы сможете увидеть на наших группах в ходе презентации среды. Самые активные участники методического объединения получат в подарок авторское пособие от нашего детского сада «Оборудование мини - лабораторий на разных возрастных группах».

Типы исследований, доступные и интересные детям (по Н.А. Коротковой):

1. Опыты (экспериментирование) (задача - освоение причинно- следственных связей и отношений)

2. Коллекционирование (классификационная работа) (задача - освоение родовидовых отношений)

3. Путешествие по карте (задача - освоение пространственных схем и отношений (представление о пространстве мира))

4. Путешествие по «реке времени» (задача - освоение временных отношений (представления об истории времени - от прошлого к настоящему)

Познавательно - исследовательская деятельность в соответствии с пунктом 1.2, 1.4 ФГОС ДО осуществляется в различных формах работы с детьми: экспериментирование, опыты, реализация проекта, коллекционирование, путешествие по карте, во времени, наблюдение, рассматривание, экскурсии, решение проблемных ситуаций, моделирование, исследование, увлечения, игры (сюжетные, с правилами), интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады), мини-музеи.

IV. Давайте поговорим о детском экспериментировании.

Определение экспериментирования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: