Что вы понимаете под термином «эксперимент»?




Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «экспериментум», что переводится как «проба, опыт».

Эксперимент - это метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы. Экспериментатор активно взаимодействует с объектом, направляет его, что отличает данный процесс от наблюдения.

Это метод научного познания, при котором объекты погружаются в искусственно созданную среду, а их поведение управляется экспериментатором. Главная цель такого действия – проверка гипотезы, поиск новых фактов, которые могут ответить на важные для науки вопросы.

Как уже говорилось выше опыт (экспериментирование) решает задачу освоения причинно - следственных связей и отношений.

Организация работы по опытно - экспериментальной деятельности идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1. живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
2. неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
3. человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).

В каждом эксперименте можно выделить алгоритм детского экспериментирования

Задание командам: используя карточки, составьте схему экспериментальной деятельности дошкольников, отражая ее алгоритм; обоснуйте ее.

Алгоритм детского экспериментирования

1. Постановка проблемы, которую необходимо разрешить

2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)

3. Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)

4. Проверка гипотез (демонстрация опыта педагогом)

5. Анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось, обсуждение увиденных результатов)

6. Повторение опыта детьми

7. Фиксация наблюдений

8. Обсуждение результатов и формулировка выводов

V. Показ экспериментальной деятельности на тему «Круговорот воды в природе» (подготовительная группа)

VI. Продолжим говорить о содержании опытно- экспериментальной деятельности.

Игра «Что? Где? Когда?». Вопросы командам задают наши педагоги (видео).

Вопрос №1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Объектов для исследования множество. С чем же можно экспериментировать в дошкольном возрасте?

Вопрос №2. Уважаемые коллеги! Опыты, эксперименты проводятся в совместной деятельности, в процессе режимных моментов, элементарные опыты могут быть включены в занятие. И, конечно же, опыты могут проводиться в самостоятельной деятельности. Какие условия должен создать педагог для организации самостоятельной детской деятельности?

Вопрос №3. Уважаемые коллеги! Экспериментальный вид деятельности активно сочетается с принципом проблемного обучения. Придумайте, пожалуйста, проблемные ситуации, которые могут предварять экспериментирование.

Вопрос №4. Уважаемые коллеги! Как часто можно проводить опыты и эксперименты в дошкольном возрасте?

«Черный ящик» - узнай по предметам опыт.

1-я команда – картинка комнатного растения, воздушный шарик, свеча

2-я команда – целлофановый пакет, зеркало, набор предметов (дерево, пластмасса, стекло)

Придумайте опыт из предложенного материала. В какой группе можно его проводить? Продемонстрируйте. Научно обоснуйте его. (1-2 минуты)

VII. Одной из форм исследовательской деятельности является коллекционирование.

Специальной литературы по организации детского коллекционирования мало. В программах даны лишь примерные тематики коллекций, содержание деятельности с детьми не раскрывается.

В тоже время коллекционирование доступный вид деятельности, учитывает интересы детей. Коллекционированием нужно управлять, поддерживать и направлять познавательную деятельность детей.

Выступление из опыта работы. Консультация «Коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательной активности ребенка».

VIII. Савенков Александр Ильич пожалуй, единственный кто на сегодняшний день разработал методику исследовательского обучения дошкольников. Давайте познакомимся с тем, как организовать практическую самостоятельную исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Деловая игра «Планирование совместной поисковой деятельности»

IX. Презентация мини- лабораторий на разных возрастных группах.

Заключение.

В результате организации экспериментирования, поисковой и исследовательской деятельности:

· У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

· Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

· Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

· Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Источники:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Творческий центр «Сфера», Москва 2002

2. Рыжова Л.В. «Методика детского экспериментирования», «Детство - Пресс», Санкт – Петербург, 2015

3. Лосева Е.В. «Развитие познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников», «Детство - Пресс», Санкт – Петербург, 2013

4. Исаков Н.В. «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность», «Детство - Пресс», Санкт – Петербург, 2015

5. Нищева Н.В. «Проектный метод в организации познавательно - исследовательской деятельности в детском саду», «Детство - Пресс», Санкт – Петербург, 2013

6. Королева Л.А. «Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ», «Детство - Пресс», Санкт – Петербург, 2015

7. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.

8. Соловьева Е.«Как организовать поисковую деятельность детей». Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: