Уровни развития способностей




Для обозначения высокого уровня развития способностей в психологии используются понятия «одаренность», «талант» и «гениальность».

В обыденном сознании одаренность традиционно понимается как уровень развития способностей, превосходящий среднестатистистические характеристики. Однако, в научной терминологии от подобного количественного подхода отказались почти сто лет назад, ко­гда стало очевидно, что количество не всегда переходит в качество.

В психологии понятие одаренности на сегодняшний день является многозначным. Под ним понимаются и совокупность задатков — природных предпосылок способностей, и наличие вну­тренних (не только врожденных, но и приобретенных) условий для выдающихся достижений в деятельности, и умственный потенциал человека, и т. д. Но наибольшее распространение по­лучил подход, согласно которому одаренность представляет собой качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих успешность выполнения той или иной деятельности. Отметим, что это своеобразие отражено в том, что совместное действие различных способно­стей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность от­дельных способностей за счет преимущественного развития других. При этом можно говорить об общей или специальной одаренности. Первая, как правило, имеет интеллектуальный или творческий характер, а вторая проявляется в конкретном виде деятельности.

Общая и специальная одаренность могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Яркой иллю­страцией этого является феномен савантизма (отфр. sameзнающий). Савантами называются умственно отсталые люди (как правило, их интеллект не превышает 60-70 баллов), обладающие сверхъестественными возможностями. Такой человек может повторить несколько страниц текста, услышанного им всего один раз. Он безошибочно выдает результат умножения шестизначных чисел, как будто результат ему просто изве­стен, или запросто говорит, на какой день недели придется Новый 3001 год. Некоторые саванты владеют 30 языками, могут спеть все арии, выйдя из оперы, и начертить карту Лондона после полета над городом.

Среди характеристик одаренности исследователи называют, во-первых, несоответствие развития возрастным нормам, ранние, ускоренные темпы развития. При этом очень важно дифференцировать раннее развитие как признак одаренности и как результат усиленного воспитания и обучения (действительно, если, согласно модным веяниям, ребенка упорно и ежедневно учат чтению с трехмесячного возраста, стоит ли удивляться тому, что в три-че­тыре года он способен самостоятельно читать?). Возраст проявления одаренности зависит от характера лежащих в ее основе способностей. Так, музыкальная одаренность, как прави­ло, проявляется раньше одаренности в сферах живописи и поэзии, а они, в свою очередь, раньше, чем одаренность в области философии или точных наук.

Раннее развитие может находить свое выражение, как в интеллектуальной сфере, так и в реализации отдельных видов деятельности.

Пример раннего интеллектуального развития приводит В. А. Крутецкий. Он рассказывает о мальчике, который в трехлетнем возрасте научился читать, в шестилетнем возрасте самостоятельно научился читать на немецком языке, в четыре года овладел нотной грамотой, в семь лет начал изучать самостоятельно химию по энциклопедии. В два с половиной года он считал до 100, а в трехлетнем возрасте освоил счет до 1000. В пятилетнем возрасте он умножал в уме двухзначные цифры, а в шестилетнем начал интересоваться тригонометрическими функциями, вычислял в уме квадратные корни. В восьмилетнем возрасте он усвоил различные системы счисления (начиная от двоичной).

Примером раннего проявления способностей к отдельным видам деятельности может служить поэтиче­ская одаренность жительницы Ялты Ники Турбиной, которая в семилетнем возрасте писала такие стихи:

Яполынь-трава, Горечь на губах, Горечь на словах, Я—полынь-трава. И над степью стон, Ветром оглушен, Тонок стебелек, Переломлен он. Болью рождена, Горькая слеза В землю упадет. Я—полынь-трава.

Другая характеристика одаренности — высокая умственная активность, постоянное стремление к новой информации. Эта характеристика, которую можно назвать любознатель­ностью, более надежна по сравнению с первой.

Помимо этого, одаренный ребенок отличается постоянной готовностью к сосредоточе­нию внимания и эмоциональной вовлеченностью в процесс деятельности. Одаренность скла­дывается не только из способностей, но и из склонности. В ее формировании задействована мотивационная сфера личности.

Итак, о признаках одаренности можно судить посредством наблюдения за характером дей­ствий человека. Операционный (или инструментальный) аспект одаренности выражается спо­собами деятельности, типичными для человека, и характеризуется особым строением процесса деятельности, сформированностью ее индивидуального стиля, высоким уровнем структуриро­ванности знаний, умений и навыков, особым способом обучаемости (быстрым или, напротив, за­медленным, однако приводящим к эффективной ассимиляции новых знаний). Мотивационный аспект появляется в избирательной чувствительности к определенным сторонам окружающей действительности (звукам, цвету, форме, знакам и т.д.) либо по отношению к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественной), пережива­нии удовольствия от деятельности, увлеченности ею, любознательности, высокой критичности к результатам собственного труда, неудовлетворенности собой, стремлении к совершенству.

В современном обществе понятие одаренности приобрело ценностный характер. Боль­шинство родителей стремятся развивать одаренность у своих детей с самого раннего воз­раста. Существуют специальные развивающие школы для детей раннего возраста, мла­денцев и даже для еще не родившихся детей (так называемое перинатальное воспитание). Бытует устойчивое мнение, что одаренность надо развивать и поощрять. Однако психология сегодня далека от столь категоричных суждений.

Дело в том, что одаренность — это результат сложного взаимодействия природных задат­ков и факторов социальной среды, опосредованных деятельностью. В силу сложности этого феномена до сих пор не сложилось единого взгляда на его природу. Можно выделить две аль­тернативные точки зрения. Согласно первой из них, одаренным является любой человек. Этот подход отражает гуманистические тенденции современного общества и лежит в основе идей всеобщего образования и права каждого на развитие собственных способностей. В этом слу­чае акцент действительно необходимо делать на поисках ключика, который позволит каждому человеку раскрыть свои таланты в полной мере. Однако прямо противоположная точка зрения гласит, что одаренность, как следует из названия, — это дар единицам, избранным. Иначе как объяснить, что высокий уровень достижений в детстве с годами может нивелироваться? В этом случае актуальной является задача поиска, выявления одаренных детей.

Помимо неопределенности вопроса о природе одаренности и, соответственно, путей работы с ней, особого внимания заслуживает тот факт, что одаренность содержит в себе большой потенциал личностных и социальных проблем.

И. С. Лейтес более 40 лет назад обратил внимание на то, что при интенсивном умственном развитии происходит ранняя формализация мышления, что приводит к нарушениям в эмоционально-нравствен­ной сфере. Формализм проявляется как в рассуждениях, отвлеченных от какого бы то ни было жизнен­ного опыта, так и в личных отношениях: «Я ничем не обязан своим родителям», "Скромностьэто для тех, кто ничего не заслуживает» и т. д.

Другой пример. Исследования, проведенные среди выпускников элитных физико-математических гимназий с углубленным изучением иностранных языков, показывают, что при среднем уровне интел­лекта выше 150 баллов эти юноши могут переводить стихи с испанского на японский, минуя русские понятия, но при этом не способны строить дружеские отношения и создавать семьи, поскольку репер­туар их социальных ролей крайне узок. Авторы исследования объясняют этот факт спецификой социа­лизации одаренных детей, которые чаще (вынужденно или по собственному желанию) контактируют со взрослыми, чем с ровесниками.

Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии отдельных сто­рон психики одаренного человека — относительная редкость. Как правило, можно наблюдать внутреннюю или внешнюю асинхронию развития. Первая связана с неравномерностью раз­вития различных психических процессов, вторая — с несоответствием уровня актуального развития внешним требованиям, причем часто эти факторы находятся в тесной взаимосвязи.

Так, например, известно, что у А. Эйнштейна в детстве страдала орфография, он был косноязычен, но при этом ему не было равных в решении математических задач. Несмотря на свой математический по­тенциал, среди педагогов он слыл неспособным учеником, что способствовало появлению разнообразных поведенческих трудностей и, в свою очередь, еще больше не нравилось педагогам.

Особый класс психологических проблем создает явление затухания одаренности, ко­гда ребенок из вундеркинда превращается в обычного, ничем не выделяющегося человека.

Причинами этого могут стать переживания различных кризисов одаренности: кризиса креатив­ности, кризиса интеллектуальности, кризиса мотивации достижения или кризиса молчания. Кризис креативности проявляется в том, что человек прекращает создавать творческие продукты. Его симптомы очевидны: человек теряет способность делать то, что мог делать раньше (писать стихи, рисовать, решать сложные задачи). Чаще всего в его основе лежат страх не соответствовать ожиданиям окружающих: ведь, как отмечалось выше, целенаправ­ленное развитие креативности невротизирует людей.

Кризис интеллектуальности характеризуется снижением интеллектуальной продуктив­ности, связанным с односторонним развитием личности. Вне связи с другими сторонами жизнедеятельности интеллектуальная активность может потерять для своего носителя вся­кую ценность, Точно определил один мальчик: «Я состою не только из головы, которая любит математику, но и из ног, которые любят футбол, и из желудка, который любит мороженое».

Кризис мотивации достижения выражается в потере интереса к деятельности. У ода­ренных детей рано развивается рефлексия. Уже к школьному возрасту они способны срав­нивать себя с другими и в этом процессе осознавать свою непохожесть на них, причем часто не в свою пользу: «Я не похож на всех, я не такой, я хуже». Стремление «стать как все» может стать причиной, по которой ребенок отворачивается от любимых раньше занятий.

Кризис молчания проявляется в подростковом возрасте. Многие педагоги и психологи счи­тают его неизбежным: на фоне становления личностной идентичности проявления одаренности могут пропасть на период от нескольких дней до нескольких лет, а могут и на всю жизнь.

Итак, причины затухания одаренности весьма различны. Это и незрелость мотивационной и эмоционально-волевой сфер, и заниженная самооценка, и неадекватное отноше­ние со стороны взрослых и сверстников, и т. д. Современная педагогическая психология уделяет особое внимание разработке программ работы с одаренными детьми, которые бы способствовали недопущению или преодолению подобных кризисов.

В идеале программа для одаренных детей должна быть широкой, разнообразной, избыточ­ной и выборочной. Она должна быть гибкой, включать разные уровни, которые можно было бы задействовать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Предпочтение в таких программах должно отдаваться методам проблемного обучения, в котором активную роль играет сам ребенок. При этом особое внимание необходимо уделять гармоничному раз­витию ребенка, поощрять включение ребенка в разнообразные социальные связи и отношения. Важно предусмотреть работу по созданию условий для формирования адекватной Я-концепции, а также по согласованию усилий педагогов с воспитательными воздействиями семьи.

Высокую степень одаренности в какой-либо области, выдающиеся способности при­нято называть талантом (от греч. talanton — вес, мера).

Слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб по­лучил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «Зарыть свой талант в землю»).

О наличии таланта судят по результатам деятельности человека, которые должны от­личаться принципиальной новизной и оригинальностью.

Пробуждение таланта, так же как и способностей, вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и конкретных задач, стоящих перед данным обществом.

Талант — это всегда сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолирован­ная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, среди выдающихся талантов можно найти много людей, как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем, что в творческой деятельности человека память — лишь один из факторов, от которых зависит ее успешность.

Наивысшая степень проявления творческих сил человека получила название гениаль­ности (от лат. genius — дух). Гениальность, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связана с созданием качественно новых творений, которые составляют отдельные эпохи в жизни общества, в развитии культуры.

Философы античности рассматривали гениальность как нечеловеческое качество, бо­жественную одаренность, а гения — как человеческое воплощение этого божественного духа. Аналогичные взгляды встречаются и в философии эпохи Возрождения и Нового времени. Ведь гениальность — это крайне редкое явление.

Если признать гениями только тех, кто почти единогласно признан ими в Европе и Северной Аме­рике, то общее число их за все время существования нашей цивилизации едва ли превысит 400-500. Примерно к таким цифрам приводит отбор знаменитостей, которым уделено максимальное место в энциклопедиях разных стран Европы и США.

Сегодня в науке можно выделить два подхода к проблеме гениальности: элитарный, рассматривающий гениальность как уникальный феномен, и эгалитарный, понимающий ее как сочетание обычной работоспособности и удачи.

Исследования биографий известных людей прошлого и настоящего (М. Ганди, 3. Хемингуэя, Дж. Ва­шингтона, М. Л, Кинга, А. Линкольна, А. Модильяни) позволили создать «психологический портрет гения»: раннее овладение знаниями в избранной специальности или в искусстве, проявления высокого интеллекта, энергичность, увлеченность учебой и трудом, ярко выраженная независимость, предпочте­ние работать в одиночку, индивидуализм, умение контролировать себя, стремление контактировать с одаренными людьми, извлечение пользы из быстрого накапливаемого художественного или интеллек­туального опыта.

Подводя итог краткой характеристике гениальности, необходимо отметить, что она яв­ляется высшим уровнем интеграции всех задатков и способностей человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: