(Дьяконова И.В., учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №8»)
В ФГОС можно увидеть формулировку про метапредметные результаты: «…умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность ». Педагогу есть на что опереться для обоснования выбора тех или иных форм работы с историческими источниками.
Основные принципы использования исторических источников в работе с подростками напоминают, что образовательный процесс должен быть интересен и ученику, и учителю. Педагог имеет полный арсенал инструментов, чтобы общение с прошлым доставляло пользу, вызывало эмоции, удивляло, настраивало, вдохновляло.
Несколько идей использования различных форм работы:
1. При изучении темы: «Линия времени». Часто мы ограничиваем свои возможности и возможности своих подопечных тем, что абсолютно не используют пространство аудитории, класса. Как правило, парта или несколько сдвинутых вместе парт — это граница пространства, которое задействовано в работе.
Любая форма, которая выходит за границы парт, уже может претендовать на элемент оригинальности и быть интересна ребятам за счёт своей нестандартности.
Попробуем использовать малярный скотч. Им удобно размечать пространство, делать из него временные таблички для обозначения «станций». Из скотча можно сделать линию времени с обозначением дат. Подобная линия времени может быть использована в игровых упражнениях на занятиях. Например, на неё можно наносить информацию из документов. П редставим, что из дневника или переписки школьники узнают о событиях в жизни отдельно взятой исторической личности или целого рода. Нанесение этих событий на линию времени может визуализировать их, помогать осознавать соразмерность временных отрезков.
Использовать линию времени можно по-разному. Варианты её применения ограничены фантазией педагога и способностью школьников выдумывать.
Также можно использовать онлайн-сервисы для создания таймлайнов (временной шкалы), с помощью которых можно проводить интересные лекции, а также использовать их для проектной деятельности обучающихся, ведь они очень хорошо развивают критическое мышление у школьников, помогают анализировать, классифицировать и усвоить учебный материал.
3 лучших бесплатных сервиса для создания таймлайна для урока истории:
1) Удобный сервис для создания таймлайнов с описанием того, как в нем работать на русском языке.
2) Еще один сервис, который можно использовать на уроке как для создания таймлайнов, так и в качетсве виртуальной интерактивной доски. Его главная особенность заключается в том, что учитель в режиме онлайн может создавать таймлайн вместе со своими учениками, добавлять изображения и общаться в чате.
3) Сервис для создания удобного вертикального таймлайна, которым можно поделиться в социальных сетях.
2. Разработка аудиогида. Еще одним видом творческого продукта, полученного в ходе совместной работы подростков, может стать аудиогид. Современные приложения позволяют не только сделать качественный аудиогид, но и опубликовать его для использования неограниченным кругом лиц. Данный вид творческой работы можно использовать в качестве проектной деятельности учащихся.
Творческий путь по созданию может быть любым. Представим, что обучающийся разрабатывает аудиогид по истории жизни и деятельности Ивана IV. Историческими источниками для создания неформального аудиогида могут стать архивные материалы, отрывки из документов, видеофрагменты и даже учебный материал и т.д.
Все эти материалы могут приобретать разные формы аудиопредставления. Например, рассказ о деятельности исторической личности может быть представлен диалогом между двумя учениками.
3. Википоиск. С помощью «Википедии» за счёт использования гиперссылок в тексте статей перейти от одной статьи (например, «Иван III (Государь всея Руси)») к другой (например, «Иван IV (Грозный)»). Необходимо потратить как можно меньше переходов по гиперссылкам и зафиксировать свой уникальный путь. Эту форму можно использовать с элементами соревновательности, давая одинаковые вводные разным группам, ограничивая время выполнения. Эта форма может быть как регулярной разминкой, так и элементом снятия напряжения на уроке.
4. Сопровождение текстов, воспоминаний иллюстрациями. Можно предложить обучающимся сопроводить имеющийся текст иллюстрациями. Изображения (фотографии, живописные произведения и прочее) можно найти в интернете, а на их основе смонтировать видео. Для монтажа есть масса простых бесплатных программ и приложений.
В результате появляется уникальный творческий продукт, где внутренний сценарий определён содержанием текста, а иллюстрации могут быть подобраны подростком исходя из сформулированных им задач. При использовании такой формы может получиться качественный ролик, созданный с юмором (если текст позитивный), и это не должно вызывать возмущения, а наоборот, находить поддержку. Ребёнок выстраивает работу с разными материалами и источниками, и связи, которые он организует, опираются на доверие его выбору.
Тексты, которые имеют в своей основе более деликатную, тонкую и трагическую информацию, могут быть использованы детьми для создания более серьёзного творческого продукта. В подобной работе необходимо обозначить возможность постоянной консультации с педагогами.